Что такое дракон? Что такое Драконы и как их понимать

Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ - это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося , иногда в сочетании с частями тела других животных.

Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.

Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея . Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две). Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком . Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «Дьявол» используются как синонимы) . В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий» .

В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо .

Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе - к Франции, Италии и Испании. Третье - к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое - в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, - к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, - к Северной и Южной Америке и Австралии .

Корни образа

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов - символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).

Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея - основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (см. Змей Горыныч , Змей).

Распространение образа

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера , Египта , Угарита , Индии , Греции , Китая , Японии , Мексики и Анд . В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии , а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии , доколумбовой Америки , результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (см. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне , использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Значение образа

Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом - это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант - змееобразный патрон инициации .

Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини , однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию .

Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть «убита» как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает «убийство» невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии .

Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева) .

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин) .

Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни) .

Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека .

Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю - основателю династии Ся , волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра , или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе - летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ , бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Применение образа в современной культуре

Мифологические образы драконов воплощаются в архитектуре и скульптуре, в том числе специально созданных для привлечения туристов.

Например, в Рязанской области из старого гаража был создан резной корабль-дракон . А в Китае в 2007 году было запланировано построить новую достопримечательность - дракона высотой в 30 метров и длиной 21 километр, который бы располагался на хребте горы Шидзу в центральной провинции Хэнань. Дракона планировалось закончить в 2009 году к 60-летнему юбилею коммунистического режима в Китае .

Дракон очень популярен как изображение на теле (татуировка). Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка - также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году .

Дракон часто присутствует в названии заведений, желающих подчеркнуть свою принадлежность к восточной культуре, например, тату-салонах, ресторанах, школах боевых искусств.

Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне (Болгария) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое «яйцо познания», вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло, а драконы - это дьявол и дьяволица .

В конце 80-х годов XX века жители маленькой деревни в провинции Хэнань в Китае обнаружили скелет зауропода , который приняли за кости дракона. В соответствии с традиционными рецептами они стали варить из останков похлёбку для детей, страдающих судорогами и головокружениями, а также размалывали кости в порошок и прикладывали к ранам и переломам. По их убеждениям, это действительно помогало, и на местном рынке активно шла торговля: «драконьи кости» продавались на развес по 4 юаня (около 14 рублей) за килограмм. Однако когда об этом узнал профессор Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук Дун Чжимин, разразился скандал. Крестьяне, осознавшие, что употребляли в пищу животное, жившее 85-100 млн лет назад, испугались и передали остатки скелета учёным .

Дракон в западной мифологии

Скульптура св. Георгия в Стокгольме

Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре , а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии , победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.

Дракон в славянской мифологии

В Европе драконы всегда являлись носителями злого, иногда дьявольского начала, и славянские драконы в этом на них очень похожи, однако в отличие от западных рыцарских хроник, где убийство дракона носило религиозный характер, богатыри уничтожали их для защиты своей Родины. В славянских мифах сам термин «дракон» не был столь распространён как «змей», но по описанию они очень похожи на западных драконов:

  • В русских сказках и былинах упоминается трёхголовый дракон Змей Горыныч .
  • Огняник - дракон из фольклора южных славян, летающий в облаках и иногда падающий на землю в виде огненных искр. С огняником народные сказания отождествляли грозу.
  • В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка .
  • Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры
  • Змиулан является царём змей , имеет крылья, как и змии.

Дракон в восточной мифологии

Драконы Китая

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя , первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Основные породы дракона следующие:

  • Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
  • Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
  • Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.
  • Инлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Драконы Тибета

Основная статья: Тибетский дракон

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой . Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка . По легенде, у них на спине 81 (=9×9) чешуйка.

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу », известную под именем Ёиджу (кор. 여의주 ). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим , однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу.

Драконы Вьетнама

Японский дракон на деревянной гравюре XIX века.

Дракон является широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства. По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель-дракон Лак (Лак Лонг-Куан).

Также в мифах народа тхай Вьетнама есть божество воды Туонглуонг, имеющее образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов .

Драконы Японии

Японский дракон (яп. , 龍) обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон - восьмиглавый Ямата-но ороти (яп. 八岐大蛇 ) . По легенде он семь лет подряд каждый год съедал по дочери, живших в стране Идзумо (в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю) земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил, получив в награду спасённую девушку, найдя в среднем хвосте дракона меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги).

Дракон в мифологиях Древней Америки

Драконы Мексики

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелёными перьями кетцаля.

Драконы Анд

Дракон в биологии

Е. П. Блаватская считает, что дракон - это очень старый знак астрального света или первопричины .

Основная статья: Дракон в современной культуре

В XX и XXI веках интерес к дракону усилился и продолжает усиливаться с каждым годом. Идёт «драконий бум», у фантастических жанров любых форм - картины, книги, кинематограф, интернет-сайты - огромное количество поклонников .

Драконы современности - это фантастические существа, которые зачастую кардинально отличаются от мифологических. Популяризация образа дракона в последнее время значительно изменила его, хотя мифологические черты в несколько ином виде часто просачиваются в образ (охрана богатств, извержение пламени, змееподобность).

См. также

Примечания

  1. В. Н. Дёмин. Драконы. Миф и реальность. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - С. 267. - 480 с. - 2600 экз. - ISBN 5-8183-1044-2
  2. «Эти фантастические чудища возникли в мифах и легенда почти всех мировых культур…» (англ. These fantastical beasts have appeared in the myths and legends of almost every world culture… ) - Драконы: фантазия ставшая реальностью = DRAGONS: A Fantasy Made Real . сайт телеканала Animal Planet . Архивировано
  3. en:Dragon#Origin_and_etymology
  4. Г. И. Королев «Змий или Дракон?», журнал «Гербоведъ» № 27, 1998 г.
  5. Конвэй Динна Дж. Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008, с. 21-40.
  6. Змей в источнике (К символике универсального ритуально-мифологического образа) // Семнадцатая научная конференция по изучению Австралии и Океании. Тезисы докладов. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1986, с. 1-8
  7. В гостях у дракона
  8. В Китае построят дракона длиной в 21 километр
  9. Валлийцы желают разбудить на башне бронзового дракона (рус.) . Membrana (2 марта 2010). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  10. Ева Ждановская «Татуировка: изобразительное искусство или китч? » // «МК в Питере», 20.08.2003
  11. Языческий памятник возмутил православных горожан болгарской Варны (рус.) . Седмица.Ru (28.10.2010). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 2 ноября 2010.
  12. История: Суп из дракона. - 10.07.2007. Горячая пятёрка научных новостей. Сайт Российской Академии Наук.
  13. Механика волшебства: Драконы нашего времени (рус.) . Популярная механика (8.12.2012). Архивировано из первоисточника 15 декабря 2012. Проверено 12 декабря 2012.
  14. , p. 165
  15. Мифы народов мира (энциклопедия) , см. краткую статью Туонглуонг
  16. Конвэй Динна Дж. Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008, с. 10-20.

Дракон - легенда или реальность нашего прошлого

Что такое дракон? В нашей голове сразу появляется образ сильного, хищного, огромного, змееподобного мифического существа с огромными крыльями, с длинным хвостом с шипами, с двумя или четырьмя когтистыми лапами. Все его тело покрыто крепкой чешуей, и он извергает огонь.

(Что такое дракон фото №1)

Откуда у нас такое представление? В наш век стал очень популярен такой персонаж, как дракон. Он заполонил мир фэнтези в книгах, мультфильмах, играх и фильмах. Этот образ пришел к нам со сказок разных народов. Его издревле изображали на глиняных и каменных изделиях на стенах, вышивке, изделиях из дерева.

(Что такое дракон фото №2)

Что такое дракон? Многие считают его выдуманным мифическим летающим или ползающим животным, так как в наше время драконы не встречаются человеку, и, казалось бы, палеонтологи не находят скелеты драконов. Но нам представлены реконструкции динозавров прошлого в огромном количестве и разнообразии. Не многие понимают, что те древние описания различных драконов очень похожи на современные палеонтологические воссоздания разных типов динозавров. Например, динозавр Дракорекс Хогвартса.

(Что такое дракон фото №3)

Его внешность очень похожа на драконью, и это реальное животное, которое жило в древности. Почти полный скелет с несколькими шейными позвонками был обнаружен в формации Хелл-Крик на северо-западе Южной Дакоты (США) в мае 2003 года. Останки были переданы Детскому музею в Индианаполисе. Дракорекс на латинском языке означает «король драконов» Интересно, как бы люди восприняли динозавров, если бы палеонтологи просто назвали их «драконами», когда впервые раскопали их кости. Скорее всего бытующие в разных народностях популярные легенды о драконах были основаны на рассказах людей, которые жили во времена динозавров. В случае с Дракорексом миф мало чем отличается от реальности.

В китайской культуре часты высказывания, в которых драконы перечисляются в наряду с животными, которые живут и сейчас. Кроме того, цикл китайского лунного календаря состоит из двенадцать символов животных. Одиннадцать из них –животные, живущие сейчас; значит, и двенадцатое животное – дракон – тоже жил в действительности.

Мы все слышали о драконах, так как эти персонажи занимали (впрочем, и продолжают занимать) большую частью мира фэнтази. Эти существа завораживают, заставляют трепетать от ужаса и восхищения одновременно. На самом же деле драконов не стоит бояться. Но неизведанное и неизвестное всегда отталкивало и пугало людей.

Кто такие Драконы и что мы знаем о них на сегодняшний день, откуда они произошли?

Слово "дракон" или "драгон" (каждая народность называет этих существ по-своему, но эти названия наиболее распространены) пришло к нам из древности, а точнее из греческого языка. Существа эти известны каждой культуре, о них написано множество баллад, сказаний, легенд, поверий... Драконы всегда были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения.

В греческих писаниях слово "drakwn" обозначает сказочное чудо, пресмыкающееся животное, способное изрыгивать пламя.

Драконов считают мифическими чудищами и по сей день в маггловском мире. Люди верят, что они и на самом деле существовали, только вот вымерли. Как те же самые динозавры, существование которых доказано современной наукой, имеющей неоспоримые факты.

Раз мы заговорили о динозаврах, то ответьте, чем драконы так похожи на динозавров? Правильно, очень многим.

Во-первых, и те, и другие очень крупных размеров. Во-вторых, имеют некие змеевидные черты - я говорю и о чешуйчатом покрове, и о хвостах. В третих, многие динозавры и драконы имели панцири, цепкие когти (признак хищников) и острые, непомерных размеров, зубы. Некоторые особи имели даже перепончатые крылья.

Существует гипотеза, пока не подтвержденная наукой, что драконы - это эволюционировавшие динозавры. А что, почему бы и нет? Ведь люди произошли именно от обезьяны, если согласиться с Дарвиным.

Легендарные чудовища, умеющие летать и испепеляющие огнем все живое, хранители огромных сокровищ и обладатели острого ума - такими предстают драконы в легендах и сказках. Нет ни одного народа, в мифологии которого не встречались бы истории об этих гигантских монстрах. Многие до сих пор верят в то, что драконы существуют и сейчас или жили раньше. Описание этих существ практически одинаково у народов, проживающих на разных континентах. И этот факт наводит на мысль, что когда-то наши предки видели драконов вживую, и впечатления от этих встреч навсегда сохранились в мифах, легендах и сказках. Существовали ли драконы на Земле? Попробуем разобраться.

Кто это такие?

С точным определением этих существ есть сложности. Дракон - это собирательное название. В каждой стране есть индивидуальные представления об этом мифическом животном. Наибольшее распространение образ дракона получил в мифологии и фольклоре, гороскопах и фэнтези.

За исключением некоторых различий, облик гигантского монстра выглядит примерно так: туловище пресмыкающегося с частями тел других животных. Часто дракон обладает крыльями, умеет летать и изрыгает смертоносное пламя.

Дракон и змей

Существует путаница между этими двумя мифическими животными. Небольшая часть исследователей полагает, что дракон и змей - это разные существа. Образ змея встречается в славянских текстах с IX века, в Библии и в фольклорных произведениях. К XIX веку слово «дракон» стало общеупотребительным. Теперь считается, что эти два понятия обозначают одно и то же существо.

Любимый персонаж мифов и сказок

Существовали ли драконы в далеком прошлом? При виде их разнообразия в культурах разных народов невольно возникает такая мысль.

Дракон - непременный элемент мифологии любой страны. Он может быть злобным и коварным чудовищем, сеющим смерть и разрушение, или предстать в образе мудрого существа. Очень распространенным является миф о драконе как о хранителе сказочных сокровищ и похитителе прекрасных девушек.

Змей Горыныч - один из ярких персонажей славянских сказок и мифологии. Здесь его образ лишен и намека на привлекательность или мудрость. Он - самое главное зло славянских мифов.

С чего все начиналось

Мифы о драконах возникли очень давно. Считается, что впервые этот образ появился у шумеров более пяти тысяч лет назад. Затем он распространился в Египте, Греции и других странах Европы и Востока. Как сформировался этот образ? И существовали ли драконы на самом деле? Есть версия, что выползающие весной из-под земли после зимней спячки змеи привели к появлению у древних людей первого мифа о необычных существах.

По другой версии, эти существа - древние динозавры, память о которых сохранилась в таком сказочном образе. Противники данной теории указывают, что первые люди появились намного позже того времени, когда жили динозавры.

Существует также предположение, что драконы когда-то давно были отдельным видом животных, но вымерли вследствие малочисленности своей популяции.

Разновидности драконов

Существовали ли драконы на самом деле? Судя по обилию их видов, описанных в разных мифах и фольклоре многих стран, создается впечатление, что когда-то в прошлом люди действительно сталкивались с этими существами. Проводить их классификацию крайне сложно. Вообще все, что касается этого крайне запутано. В каждой стране есть свое описание. Кроме того, иногда не совсем ясно, кого из мифических животных можно отнести к драконам. Условно их делят на следующие виды:

1. Линдворм - крылатый змей с двумя лапами и ядовитой слюной. К этому виду относят Фарфнира - знаменитого монстра из скандинавских саг. Он ползал на брюхе. С этой разновидностью драконов существует путаница, поскольку в некоторых сказаниях линдвормы бескрылы и могут иметь не две, а четыре лапы.

2. Гивр . У него нет лап и крыльев. Голова массивная, рогатая.

3. Классический, или геральдический дракон. Имеет четыре лапы и крылья.

4. Виверн . Имеет две ноги, крылья и хвост с шипами. Огонь выдыхать не умеет.

5. Амфиптер - крылатый дракон с рудиментарными конечностями, которые не используются.

6. Драконы восточных стран - китайские, японские, корейские.

Условно к драконам можно отнести чудовищ из древнегреческой мифологии - змея Пифона и

Кто их изучает?

Периодически появляются сообщения о том, что в разных частях планеты видели или даже вылавливали загадочных существ. Поиском и изучением животных, которые считаются вымышленными или давно вымершими, занимается наука криптозоология. Она не входит в число академических дисциплин, и официальная зоология считает ее лженаукой. Для криптозоологов ответ на вопрос о том, существовали ли драконы, прост и понятен. Они верят, что если не в наши дни, то в прошлом человек действительно жил рядом с драконами, память о которых дошла до нас в и сказок.

Ночная фурия - вымысел или реальность?

После выхода мультфильма «Как приручить дракона» многие заинтересовались вопросом о том, существует ли дракон Ночная фурия на самом деле? К сожалению, этот персонаж - чистый вымысел создателей фильма. Он обладает запоминающимися признаками: темная, почти черная окраска, восемь отростков на голове, играющих роль ушей (поэтому эти существа имеют очень тонкий слух), и способность выдыхать не просто огонь, а сгусток синего пламени. Ночная фурия не имеет аналогов среди мифических драконов.

Существуют ли драконы на самом деле? И где их можно увидеть?

На вопрос о том, существуют ли сейчас драконы, можно с полной уверенностью отвечать утвердительно. Конечно, при этом мы будем иметь в виду современных животных, которые получили это почетное звание. Ближе всего из современных представителей фауны к мифическим драконам находится или Комодо. Хищник весом в 150 килограмм и длиной тела около 3 метров внешне очень напоминает легендарных чудовищ.

Летучие драконы - еще одни представители ящериц из рода агамовых, которые носят это знаменитое имя. На боках они имеют кожаные складки, при помощи которых могут планировать в воздухе. За эту особенность ящерицы и получили свое название.

Морской дракончик - вид хищных рыб. Имеет на шипах ядовитые железы, укол которых может быть смертелен для человека.

Дракон - одно из более распространённых мифологических созданий - крылатый змей, представлявший но сочетания частей других животных, обычно головы (нередко нескольких голов) и тела пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы либо наподобие летучей мыши; время от времени образ включал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. Более частыми признаками дракона, но является способность к полету и змеевидная форма тела, такие же известные признаки, как наличие нескольких голов, пламенное дыхание и разумность встречаются у меньшинства драконов.

Существовали ли драконы по сути
Ужасные драконы являются персонажами сказок и легенд многих народов, живущих во всех уголках нашей планетки. Они изображаются большими, змееподобными монстрами, одним своим видом нагоняющими кошмар на людей. Драконы изрыгали пламя и дым из пасти и ноздрей, а рев их был так громок, что от него дрожала земля.

Корешки вида
По догадке неких учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического вида дракона относится приблизительно к тому же периоду, когда более ранешние мифологические знаки животных как таковые уступили место богам, соединяющим внутри себя черты человека и животного. Соединение различных животных в одном мифологическом знаке приводит к такому же устранению способности отождествления мифологического знака с реальным животным.

Подразумевается также, что в виде дракона соединяются образы животных, сначало воплощавших два обратных и хороших от земного мира - верхний (птицы) и нижний (змеи), потому сначало мифологический образ дракона был одним из методов представления той же пары обратных мифологических знаков, которые известны в мифе о поединке либо сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.).

Все же дракон может считаться предстоящим развитием вида мифологического змея - главные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в основных чертах совпадают с теми, которые охарактеризовывали змея (ср. к примеру Змей Горыныч).

Распространение
Образ дракона характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, однако представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Стране восходящего солнца и Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так наз. оросительные, либо гидравлические общества), по этому особенное значение приобретал унаследованный от более ранешних времён культ водоёмов, связывавшийся с драконом.

Предстоящее внедрение умопомрачительного вида дракона (а именно, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, также в позднейшей европейской культуре) было связано и с фактически эстетической ролью этого знака в искусстве.

Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранешних стран Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независящего параллельного развития либо связан с культурными взаимовлияниями (ср. прослеживающееся в более позднюю эру воздействие древнеближневосточных легенд о драконе на греческий миф о Пифоне, внедрение китайского знака дракона в мифологиях Стране восходящего солнца и других сопредельных государств, также индийской макары в мифологиях и искусстве многих государств Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция вида дракона как знака императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной цивилизации, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Дракон - покровитель плодородия
Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и аква стихией, в качестве владельца которой он выступал. Связь дракона с водой, урожаем и плодородием время от времени вторично осмысляется следовательно, что дракон выступал как воплощение положительного начала, как ассистент, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю - основоположнику династии Ся, волоча по земле собственный хвост и тем определяя пути, по которым необходимо прорыть каналы для водоснабжения.

Исторически дракон-помощник в подобных легендах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; ср. также славянский миф о 2-ух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, либо легенду о Никите Кожемяке). Дракон, осмысляемый как ассистент, может приносить людям сокровища (в славянских легендах о драконе-летающем змее, в типологически схожих с ними африканских легендах и т. п.). Однако невзирая на то, что дракон был также образом аква стихии, он нередко представлялся огнедышащим (соединение обратных знаков воды и огня).

Дракон-хранитель сокровищ
Дракон числился также покровителем сокровищ, получить которые есть возможность было только убив его (в германском мифе о Сигурде либо Зигфриде и др.). Общим для всех мифологий, в каких дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его убийстве героем (либо божеством), который тем высвобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище либо похищенных людей (в большинстве случаев даму). Обширно распространённый мотив похищения драконом девушки всходит к ритуалу, во время которого даму приносили в жертву духу вод (в Китае самую прекрасную даму венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом кидали в Нил даму, также нарядную в свадебные одежки, чтоб обеспечить разлив Нила, в отсутствие которого не был вероятен сбор, у краснокожих майя девушек кидали в священный водоём Чичен-Ицы).

Миф, соответственный этому ритуалу, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем для себя девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира (Иллуянка, ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея Ямата-но ороти).

Мифологический мотив схватки героя-змееборца с драконом (змеем, ср. к примеру Аполлона-Сауроктона) получил в предстоящем обширное распространение в фольклоре, а потом просочился и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им даму (литературные обработки этой легенды и надлежащие им изображения свойственны для средневекового евро искусства).

Другие точки зрения
Писатель Святослав Логинов в конце двадцатого века провёл исследование источников сведений о драконах и пришёл к выводу, что драконы полностью были бы не пресмыкающимися, а реликтовыми видами циклопических насекомых. Также в своём труде он разъясняет чёткое разделение поведения европейских и азиатских драконов.

Первоисточники:

  • myfhology.narod.ru - мифологическая энциклопедия;
  • ru.wikipedia.org - дракон, корешки вида, распространение и т.д.;
  • kniga.es - существовали ли драконы по сути