Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность. Тропы и фигуры. Контрольная работа в формате ЕГЭ. Стилистически окрашенная лексика

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Задание 21

1) В развитых западных странах для получения образования достаточно одного желания.

2) Только выпускники государственных школ являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

3) В негативном, во зле люди более изобретательны, чем в позитивном.

4) Планку требований к себе необходимо поддерживать за счёт духовного роста, игнорируя, к примеру, манеру одеваться.

5) Мы обязаны пересмотреть отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне.

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.



(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой - это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.



(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное - красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос* )

* Лариса Григорьевна Матрос - юрист по профессии, доктор философии,

писатель, литературный критик.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 4−7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 1−3 перечислены последовательные события.

3) Предложения 15−19 объясняют содержание предложения 14.

4) В предложениях 28−29 представлено рассуждение.

5) В предложении 1-3 представлено описание.

Задание 23

Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

Выпишите это слово .

развернулась (предложение 1)

афоризм (предложение 15)

встретишь (предложение 23)

блузка (предложение 27)

Задание 24

Среди предложений 4−9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л. Г. Матрос использует приём - (А)_____ (предложения 2-3), а также синтаксическое средство - (Б)_____ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)_____ (предложения 16-20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём - (Г)_____ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

B4 B5 B6 B7 B8 Единый государственный экзамен РУССКИЙ ЯЗЫК 6 / 6 Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами. Среди предложений 21–28 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения. Ответ: ___________________________. Среди предложений 12–20 найдите все предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений. Ответ: ___________________________. Среди предложений 18–27 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения. Ответ: ___________________________. Среди предложений 4–9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. www.ctege.info Ответ: ___________________________. C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения соответствующую цифру. (учитываются первые два аргумента). Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от Объём сочинения – не менее 150 слов. номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному и других дополнительных символов. тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было с приведёнными в бланке образцами. комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. «Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л.Г. Матрос использует приём – (А)_________ (предложения 2–3), а также синтаксическое средство – (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 16–20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём – (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)». Список терминов: 1) противопоставление 2) парцелляция 3) вопросно-ответная форма изложения 4) профессиональная лексика 5) эпитеты 6) лексический повтор 7) вопросительное предложение 8) сравнение 9) ряды однородных членов предложения Ответ: А Б В Г Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. Часть 3 Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Единый государственный экзамен РУССКИЙ ЯЗЫК 1 / 6 Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (A1–A30) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Часть 3 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение). Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Желаем успеха! В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук 1) прирУченный 2) бАнты 3) дефИс 4) экспЕрт В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно 1) Обновлённому составу депутатского корпуса предлагалось ИЗБРАТЬ секретаря совета, постоянные депутатские комиссии и новый состав исполкома. 2) Многие ветераны, работающие с момента основания предприятия, несмотря на ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст, и сегодня много трудятся, уделяют большое внимание общественной работе и воспитанию молодёжи. 3) КОННЫЙ клуб предлагает программы индивидуального обучения. 4) В данном разделе представлены параметры настройки автоматического определения номеров ИСХОДЯЩИХ и входящих звонков. www.ctege.info A1 A2 A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в шкафе 2) обоих мальчиков 3) неисправные клапаны 4) ездит A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выполняя чертежи, 1) у Кулибина были свои приёмы работы. 2) они делались на особой плотной бумаге инструментом в виде иглы. 3) Кулибиным использовалась особая плотная бумага. 4) Кулибин пользовался особым инструментом в виде иглы. © 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Людмила Николаевна, воспользуюсь Вашим разрешением дополнять представленный Вами материал. Хочу предложить ещё один вариант видения проблемы выбора по тексту М. Джафарли. Надеюсь, что пригодится коллегам.
С самого детства мы сталкиваемся с проблемой выбора правильного решения в трудной жизненной ситуации. В детстве нам помогают сделать это родители, но как только мы входим во взрослую жизнь, то сами должны принимать решения. Но как научиться делать правильный выбор? Ведь в некоторых ситуациях от нашего решения может зависеть жизнь других людей. Как не ошибиться и не сойти с правильного пути? На эти вопросы нам поможет ответить Т.Джафарли.
Именно проблему жизненного выбора он поднимает в тексте.
Автор на примере из жизни простого учителя показывает ситуацию, в которой от выбора зависит жизнь людей. Юрий Лелюков закрыл на уроке собой боевую гранату, которую перепутали с учебной. Он, не задумываясь, отдал свою жизнь во имя спасения детей («…выполнил перед людьми свой высший человеческий долг - пожертвовал собой, чтобы спасти других!»)
Джафарли говорит о том, что каждый имеет право выбора. Но главное - правильно им распорядиться, не допустить ошибки, после которой будешь себя винить.
Я полностью разделяю позицию автора.
Действительно, какое бы мы решение ни приняли, мы всегда несём ответственность за свои поступки. Так, в романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова делает выбор между настоящей любовью и мимолётным влечением. Она выбирает Анатолия Курагина, с которым решается на побег, но её вовремя останавливают. Вскоре Наташа поймет, что сделала неправильный выбор, который изменил и её жизнь, и судьбу Андрея Болконского, который только перед самой смертью смог её простить.
Существуют ситуации, в которых человек стоит перед самым трудным выбором: погибнуть, но спасти людей или наоборот. Вспомним события 1сентября 2004года. В этот день произошёл захват школы в Беслане. Террористы в плен взяли ни в чём не повинных детей и готовы были убить их ради достижения своей цели. Три дня эти беззащитные создания умирали в муках без воды и питья. На помощь Беслану поспешила русская группа «Альфа». Бойцы не смогли смириться с тем, что убийцы посягнули на святое. Они понимали, что идут на верную смерть, но не могли допустить, чтоб погибли дети, которые ни в чём не виноваты. Спецназ сделал все, что мог, но без жертв не обошлось, хотя многих спасли. Ребята сделали и правильный выбор - спасли детей, не дали их родителям потерять самое ценное в жизни, но тем самым осиротили своих.
Таким образом, мы видим, что «ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней...». Мы понимаем, что от нашего выбора может зависеть не только наша личная судьба, но и жизнь других людей.
(10 класс).

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между грам-ма-ти-че-ски-ми ошиб-ка-ми и пред-ло-же-ни-я-ми, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

ГРАМ-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЕ ОШИБ-КИ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ

А) на-ру-ше-ние ви-до-вре-мен-ной со-от-несённо-сти гла-голь-ных форм

Б) не-пра-виль-ное упо-треб-ле-ние па-деж-ной формы су-ще-стви-тель-но-го с пред-ло-гом

В) ошиб-ка в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с де-е-при-част-ным обо-ро-том

Г) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с не-со-гла-со-ван-ным при-ло-же-ни-ем

Д) ошиб-ка в по-стро-е-нии слож-но-го пред-ло-же-ния

1) Опре-де-ляя зна-че-ние не-по-нят-ных слов, об-ра-щай-тесь к сло-ва-рю.

2) Все ра-до-ва-лись тому, что эк-за-ме-ны за-кон-чат-ся и те-перь можно не-мно-го от-дох-нуть.

3) В 1789 г. во-лон-те-ры мар-сель-ско-го ба-та-льо-на пер-вы-ми за-пе-ли на ули-цах Па-ри-жа песню «Мар-се-лье-зу».

4) В ис-то-рии ми-ро-вой фор-те-пи-ан-ной ли-те-ра-ту-ры было не-ма-ло про-из-ве-де-ний, в ко-то-рых ав-то-ры «зву-ко-пи-са-ли» кар-ти-ны при-ро-ды.

5) Вслед-ствие силь-ным сне-го-па-дам дви-же-ние ав-то-транс-пор-та по ули-цам и пло-ща-дям го-ро-да силь-но огра-ни-че-но.

6) В ста-тье «По-э-зия Ни-ко-лая За-бо-лоц-ко-го» Ев-ге-ний Ви-но-ку-ров, из-вест-ный поэт, подчёрки-ва-ет, что в твор-че-стве глав-ное – са-мо-от-да-ча, глу-би-на че-ло-ве-че-ских чувств.

7) Про-хо-дя мимо дуба, ухо-дя-ще-го вет-вя-ми да-ле-ко в небо, на меня сва-лил-ся жёлудь.

8) Очень много во-про-сов чи-та-те-ли га-зе-ты за-да-ют по по-во-ду не-ис-прав-но-стей элек-тро-про-вод-ки в квар-ти-рах и за-стек-ле-ния бал-ко-нов и лод-жий.

9) Я с ав-то-ром со-глас-на то, что молодёжь боль-ше увле-ка-ет-ся ин-тер-не-том, чем кни-га-ми.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

По-яс-не-ние (см. также Правило ниже).

А) на-ру-ше-ние ви-до-вре-мен-ной со-от-несённо-сти гла-голь-ных форм в пред-ло-же-нии 2. Эта ошиб-ка вы-зва-на тем, что по смыс-лу тре-бу-ет-ся по-ста-вить гла-гол «за-кон-чат-ся» в про-шед-шее время.

При-ведём вер-ное на-пи-са-ние: Все ра-до-ва-лись тому, что эк-за-ме-ны за-кон-чИ-ЛИСЬ и можно не-мно-го от-дох-нуть.

Пункт пра-ви-ла 7.5.1

7.5. НА-РУ-ШЕ-НИЕ ВИ-ДО-ВРЕ-МЕН-НОЙ СО-ОТ-НЕСЁННО-СТИ ГЛА-ГО-ЛОВ И ГЛА-ГОЛЬ-НЫХ ФОРМ

ВВЕ-ДЕ-НИЕ

Для того, чтобы вы-пол-нить это за-да-ние и по-нять его зна-чи-мость, нужно вспом-нить, что такое время пред-ло-же-ния и мо-мент речи.

Боль-шин-ство со-бы-тий, о ко-то-рых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет от-но-ше-ние к мо-мен-ту речи: они либо длят-ся по-сто-ян-но, либо сей-час, либо были, либо будут. Со-бы-тия могут про-хо-дить од-но-вре-мен-но или по-сле-до-ва-тель-но, быть за-вершёнными или не-за-вершёнными. Какие же части речи имеют ка-те-го-рию вре-ме-ни? Ко-неч-но, это гла-го-лы и их формы, при-ча-стия и де-е-при-ча-стия. Что мы об этом знаем?

Все формы гла-го-ла имеют ка-те-го-рию ВИДА:

Не-со-вер-шен-ный, во-про-сы не имеют при-став-ки С: что де-лать, что делая;

Со-вер-шен-ный, во-про-сы имеют при-став-ку С: что Сде-лать, что Сде-лав.

Формы гла-го-ла в изъ-яви-тель-ном на-кло-не-нии имеют ка-те-го-рию ВРЕ-МЕ-НИ:

На-сто-я-щее (у всех форм);

Бу-ду-щее (толь-ко у гла-го-лов);

Про-шед-шее (у всех форм).

Если в пред-ло-же-нии встре-ча-ют-ся не-сколь-ко гла-голь-ных форм, будь-то два ска-зу-е-мых, или де-е-при-ча-стие и ска-зу-е-мое, или при-ча-стие и ска-зу-е-мое - они в обя-за-тель-ном по-ряд-ке долж-ны со-от-но-сить-ся друг с дру-гом по вре-ме-ни и виду. Если это усло-вие на-ру-ша-ет-ся, го-во-рят о на-ру-ше-нии ви-до-вре-мен-ной со-от-несённо-сти или рас-со-гла-со-ва-нии времён.

7.5.1 В пред-ло-же-нии два од-но-род-ных ска-зу-е-мых, не-обос-но-ван-но име-ю-щих раз-ное ВРЕМЯ.

Это самый рас-про-странённый тип ошиб-ки в по-со-би-ях для под-го-тов-ки к ЕГЭ.

Что зна-чит не-обос-но-ван-но? Это зна-чит, что нет усло-вий для упо-треб-ле-ния ска-зу-е-мых раз-но-го вре-ме-ни. К од-но-род-ным ска-зу-е-мым предъ-яв-ля-ет-ся тре-бо-ва-ние: они долж-ны иметь ОДНО и то же время. Подчёрки-ваю, имен-но в за-да-ни-ях ЕГЭ , так как в ху-до-же-ствен-ной ли-те-ра-ту-ре и живой раз-го-вор-ной речи встре-ча-ют-ся от-ступ-ле-ния от этой нормы, но это все-гда сти-ли-сти-че-ски оправ-дан-но.

Об-ра-тим-ся к при-ме-рам.

Всю ночь льёт дождь и пре-кра-тил-ся утром. Что здесь не-вер-но? «льёт» ска-зу-е-мое на-сто-я-ще-го вре-ме-ни; «пре-кра-тил-ся» про-шед-ше-го вре-ме-ни. Оче-вид-но, что со-об-ще-ние было на-пи-са-но после того, как дождь пре-кра-тил-ся, ведь ночью было не-по-нят-но, за-кон-чит-ся ли он утром. По-это-му пред-ло-же-ние нужно ис-пра-вить, по-ста-вив оба гла-го-ла в про-шед-шее время.

Всю ночь ЛИЛ дождь и пре-кра-тил-ся утром. Не по-лу-чит-ся сде-лать два ска-зу-е-мых в на-сто-я-щем вре-ме-ни: Всю ночь льёт дождь и ПРЕ-КРА-ЩА-ЕТ-СЯ утром, по-то-му что в таком пред-ло-же-нии зву-чит мысль, что так бы-ва-ет все-гда, по-сто-ян-но. Срав-ни-те: Солн-це всхо-дит каж-дое утро и за-хо-дит каж-дую ночь.

Ба-буш-ка свя-за-ла внуку шарф и дарит его на день рож-де-ния. Не-вер-но, по-то-му что «свя-за-ла» про-шед-ше-го вре-ме-ни, а «дарит» на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. Нужно ис-пра-вить, по-ста-вив оба гла-го-ла в про-шед-шее время.

Ба-буш-ка свя-за-ла внуку шарф и ПО-ДА-РИ-ЛА его на день рож-де-ния. Сна-ча-ла свя-за-ла, а потом по-да-ри-ла. По-ста-вить оба ска-зу-е-мых в на-сто-я-щее время можно, но смысл из-ме-нит-ся: Ба-буш-ка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рож-де-ния. Как будто ба-буш-ка либо по-сто-ян-но дарит шАрфы, или кто-то об этом рас-ска-зы-ва-ет как о со-бы-тии в про-шлом.

Итак: при од-но-род-ных чле-нах- ска-зу-е-мых, в за-да-ни-ях ЕГЭ од-но-род-ные ска-зу-е-мые долж-ны иметь ОДНО и то же время.

7.5.2 В пред-ло-же-нии два од-но-род-ных ска-зу-е-мых, не-обос-но-ван-но име-ю-щих раз-ный ВИД.

Для од-но-род-ных ска-зу-е-мых дей-ству-ет пра-ви-ло:

Если оба дей-ствия про-ис-хо-дят од-но-вре-мен-но или время не опре-де-ле-но, то вид дол-жен быть оди-на-ко-вый.

На-при-мер: Ро-ди-те-ли и дети долж-ны на-учить-ся ува-жать и по-нять ин-те-ре-сы друг друга. Что не так: ува-жать - не-со-вер-шен-ный вид, по-нять - со-вер-шен-ный. Ста-вим обе части ска-зу-е-мо-го в не-со-вер-шен-ный вид:

Ро-ди-те-ли и дети долж-ны на-учить-ся ува-жать и по-нИ-МАТЬ ин-те-ре-сы друг друга.

В со-вер-шен-ный по-ста-вить не удаётся: от гла-го-ла «ува-жать» форма «ува-жить» имеет дру-гое зна-че-ние.

7.5.3 В пред-ло-же-нии не-сколь-ко од-но-род-ных ска-зу-е-мых, не-обос-но-ван-но име-ю-щих раз-ный ВИД и ВРЕМЯ .

К со-жа-ле-нию, жёстких пра-вил и усло-вий здесь нет. Если дей-ствия про-ис-хо-дят по-сле-до-ва-тель-но, то могут быть раз-ные вер-ные ва-ри-ан-ты: всё за-ви-сит от смыс-ла пред-ло-же-ния.

При-ме-ры:

Я долго не ра-бо-тал из-за бо-лез-ни, потом устра-и-вал-ся не-сколь-ко раз в раз-ные ком-па-нии, но сей-час не-пло-хо за-ра-ба-ты-ваю. По-ка-за-те-ля-ми дей-ствий, про-ис-хо-дя-щих по-сле-до-ва-тель-но, яв-ля-ют-ся слова потом, сей-час. Про-ана-ли-зи-ру-ем виды гла-го-лов: не ра-бо-тал (несов.), устра-и-вал-ся (несов.), за-ра-ба-ты-ваю (несов.).

Я долго не ра-бо-тал из-за бо-лез-ни, но потом устро-ил-ся в не-боль-шую ком-па-нию и сей-час не-пло-хо за-ра-ба-ты-ваю. По-ка-за-те-ля-ми дей-ствий, про-ис-хо-дя-щих по-сле-до-ва-тель-но, яв-ля-ют-ся слова потом, сей-час. Про-ана-ли-зи-ру-ем виды гла-го-лов: не ра-бо-тал (несов.), устро-ил-ся (сов.), за-ра-ба-ты-ваю (несов.).

Я долго не ра-бо-тал из-за бо-лез-ни, но потом устро-ил-ся в не-боль-шую ком-па-нию, за-ра-бо-тал на квар-ти-ру. По-ка-за-те-ля-ми дей-ствий, про-ис-хо-дя-щих по-сле-до-ва-тель-но, яв-ля-ет-ся слово потом. Про-ана-ли-зи-ру-ем виды гла-го-лов: не ра-бо-тал (несов.), устро-ил-ся (сов.), за-ра-бо-тал (сов.).

При этом на-ру-ше-ния в виде-вре-ме-ни нет ни в пер-вом, ни вто-ром, ни в тре-тьем при-ме-ре. А вот в этом при-ме-ре есть ошиб-ка:

Мама слу-ша-ла меня вни-ма-тель-но, потом смёется и рас-ска-за-ла по-хо-жую ис-то-рию.

Пра-виль-ные ва-ри-ан-ты:

Мама слу-ша-ла меня вни-ма-тель-но, потом ЗА-СМЕ-Я-ЛАСЬ и рас-ска-за-ла по-хо-жую ис-то-рию.

Мама СЛУ-ША-ЕТ меня вни-ма-тель-но, смеётся и РАС-СКА-ЗЫ-ВА-ЕТ по-хо-жую ис-то-рию.

Мама слу-ша-ла меня и СМЕ-Я-ЛАСЬ, а потом РАС-СКА-ЗА-ЛА по-хо-жую ис-то-рию.

7.5.4 Между ска-зу-е-мы-ми слож-но-го пред-ло-же-ния на-ру-ше-на вре-мен-но-ви-до-вая со-от-несённость .

По-сколь-ку две части слож-но-го пред-ло-же-ния все-гда свя-за-ны грам-ма-ти-че-ски, то со-от-но-ше-ние по вре-ме-ни и виду и вре-ме-ни ска-зу-е-мых яв-ля-ет-ся без-услов-ным тре-бо-ва-ни-ем.

Рас-смот-рим на про-стей-ших при-ме-рах.

Когда на-сту-па-ет весна, по-тек-ли ручьи. «На-сту-па-ет» - несов., на-сто-я-щее; «по-тек-ли» - сов., про-шед-шее. Здесь дей-ству-ют те же за-ко-ны, что я для од-но-род-ных ска-зу-е-мых.

Так будет верно:

Когда на-сту-па-ет весна, ТЕКУТ ручьи.

Когда НА-СТУ-ПИ-ЛА весна, по-тек-ли ручьи.

Ещё при-мер с ошиб-кой:

Мы при-ло-жи-ли так много уси-лий, а ни-че-го не по-лу-ча-ет-ся. «при-ло-жи-ли» - сов., про-шед-шее; «не по-лу-ча-ет-ся» - несов., на-сто-я-щее.

Так будет верно:

Мы при-ло-жи-ли так много уси-лий, а ни-че-го не ПО-ЛУ-ЧИ-ЛОСЬ.

Мы ПРИ-КЛА-ДЫ-ВА-ЕМ так много уси-лий, а ни-че-го не по-лу-ча-ет-ся.

7.5.4 Ошиб-ки в пред-ло-же-ни-ях с де-е-при-ча-сти-я-ми, свя-зан-ные с на-ру-ше-ни-ем ви-до-вре-мен-ной со-от-несённо-сти

Здесь усло-вие та-ко-во:

время и вид де-е-при-ча-стие не долж-ны по смыс-лу про-ти-во-ре-чить ска-зу-е-мо-му.

При-мер с ошиб-кой:

При-го-то-вив омлет, по-ло-жи-те в него яйца. «при-го-то-вив» - сов., про-шед-шее; «по-ло-жи-те» - гла-гол в по-ве-ли-тель-ном на-кло-не-нии. К та-ко-му ска-зу-е-мо-му ДО раз-решён. Но по-про-буй-те вос-поль-зо-вать-ся этим со-ве-том. Вна-ча-ле при-го-товь-те, а потом по-ло-жи-те яйца? Ошиб-ка воз-ник-ла по-то-му, что при-го-то-вив в пред-ло-же-нии имеет со-вер-шен-ный вид, то есть обо-зна-ча-ет за-кон-чен-ное до-ба-воч-ное дей-ствие. Чтобы ре-цепт был грам-ма-ти-че-ски пра-виль-ным, из-ме-ним вид де-е-при-ча-стия на не-со-вер-шен-ный.

Го-то-вя омлет, по-ло-жи-те вна-ча-ле яйца. (уби-ра-ем в него , он ещё не готов)

Ана-ло-гич-ный при-мер:

Про-чи-тав книгу, не за-бы-вай-те де-лать в ней за-клад-ки.«про-чи-тав» - сов., про-шед-шее; «не за-бы-вай-те» - гла-гол в по-ве-ли-тель-ном на-кло-не-нии

За-клад-ки де-ла-ют-ся во время чте-ния, то есть верно будет:

Читая книгу, не за-бы-вай-те де-лать в ней за-клад-ки.

Ещё ошиб-ка:

Сдав со-чи-не-ние, не за-будь-те про-ве-рить слож-ные слова по "Ор-фо-гра-фи-че-ско-му сло-ва-рю". Не-воз-мож-но про-ве-рить, уже сдав ра-бо-ту.

А сда-вая -

7.5.5 Ошиб-ки в пред-ло-же-ни-ях с при-ча-сти-я-ми, свя-зан-ные с на-ру-ше-ни-ем ви-до-вре-мен-ной со-от-несённо-сти

также могут встре-тить-ся в за-да-ни-ях. На дан-ный мо-мент таких при-ме-ров в по-со-би-ях нет.

Б) не-пра-виль-ное упо-треб-ле-ние па-деж-ной формы су-ще-стви-тель-но-го с пред-ло-гом в пред-ло-же-нии 5 со-сто-ит в том, что пред-лог «вслед-ствие »тре-бу-ет от сущ. ро-ди-тель-но-го па-де-жа.

При-ведём вер-ное на-пи-са-ние: Вслед-ствие силь-ныХ сне-го-па-дОВ дви-же-ние ав-то-транс-пор-та по ули-цам и пло-ща-дям го-ро-да силь-но огра-ни-че-но.

Пункт пра-ви-ла 7.7.3

7.7 НЕ-ПРА-ВИЛЬ-НОЕ УПО-ТРЕБ-ЛЕ-НИЕ ПА-ДЕЖ-НОЙ ФОРМЫ СУ-ЩЕ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО-ГО С ПРЕД-ЛО-ГОМ

К этому типу от-но-сят-ся не-пра-виль-но по-стро-ен-ные пред-ло-же-ний с про-из-вод-ны-ми пред-ло-га-ми и не-про-из-вод-ным пред-ло-гом «пo».

7.7.1 Упо-треб-ле-ние пра-виль-ной па-деж-ной формы имени су-ще-стви-тель-но-го при про-из-вод-ных пред-ло-гах «бла-го-да-ря», «со-глас-но», «во-пре-ки», «по-доб-но», «на-пе-ре-кор», «на-пе-ре-рез»

После пред-ло-гов «бла-го-да-ря», «со-глас-но», «во-пре-ки», «по-доб-но» и др. имена су-ще-стви-тель-ные упо-треб-ля-ют-ся толь-ко в форме да-тель-но-го па-де-жа (кому? чему?) и ни в какой дру-гой.

Рас-смот-рим пред-ло-же-ния с ошиб-кой:

При-мер 1. На-сто-я-щий успех может быть до-стиг-нут толь-ко бла-го-да-ря (чему?) на-стой-чи-во-сти, це-ле-устрем-лен-но-сти и (чего?) глу-бо-ких зна-ний че-ло-ве-ка. Если слова «на-стой-чи-во-сти, це-ле-устрем-лен-но-сти» стоят в да-тель-ном па-де-же (что верно!), то сло-во-со-че-та-ние «глу-бо-ких зна-ний» упо-треб-ле-но в ро-ди-тель-ном па-де-же, его нужно ис-пра-вить, на-пи-сав «глу-бо-ким зна-ни-ям».

При-мер 2. Со-глас-но (чего?) сло-жив-ших-ся на флоте тра-ди-ций, пе-ре-ход через эк-ва-тор счи-тал-ся зна-ме-на-тель-ным со-бы-ти-ем . За-ме-ня-ем падеж: со-глас-но (чему?) «сло-жив-шим-ся тра-ди-ци-ям».

При-мер 3. Ра-бо-ту на про-ли-ве ре-ше-но было вести, во-пре-ки (чего?) уста-но-вив-ших-ся пра-вил, не летом, а зимой. За-ме-ня-ем: «во-пре-ки уста-но-вив-шим-ся пра-ви-лам.»

При-ме-ча-ние 1 . Пред-лог «бла-го-да-ря» упо-треб-ля-ет-ся толь-ко тогда, когда речь идёт о при-чи-нах, вы-звав-ших по-ло-жи-тель-ный ре-зуль-тат. По-это-му не-удач-ны-ми сле-ду-ет счи-тать обо-ро-ты с этим пред-ло-гом в со-че-та-нии с чем-то от-ри-ца-тель-ным: Бла-го-да-ря смер-ти ма-те-ри я по-взрос-лел рано . В дан-ном пред-ло-же-нии нужно упо-тре-бить про-стой пред-лог «из-за».

При-ме-ча-ние 2 . Пред-лог «бла-го-да-ря» на-зы-ва-ет-ся про-из-вод-ным по-то-му, что об-ра-зо-вал-ся от де-е-при-ча-стия «бла-го-да-ря». И это со-вер-шен-но раз-ные части речи. К де-е-при-ча-стию мы ста-вим во-прос «что делая?» и вы-де-ля-ем за-пя-ты-ми либо как оди-ноч-ное, либо в со-ста-ве де-е-при-част-но-го обо-ро-та.

Срав-ни-те: Он успеш-но за-щи-тил ди-плом-ную ра-бо-ту и, (что делая?) бла-го-да-ря (кого?) ру-ко-во-ди-те-ля про-ек-та и (ещё кого?) то-ва-ри-щей за по-мощь и под-держ-ку, вышел из ауди-то-рии . Де-е-при-ча-стие «бла-го-да-ря» яв-ля-ет-ся до-ба-воч-ным дей-стви-ем к ска-зу-е-мо-му «вышел».

Он успеш-но за-щи-тил ди-плом-ную ра-бо-ту бла-го-да-ря (чему?) по-мо-щИ ру-ко-во-ди-те-ля про-ек-та и то-ва-ри-щей. Нет воз-мож-но-сти по-ста-вить во-прос «что делая», это не до-ба-воч-ное дей-ствие, это пред-лог. И за-пя-тых нет. За-пя-тая в пред-ло-же-ни-ях со сло-вом «бла-го-да-ря» может слу-жить под-сказ-кой: при пред-ло-ге её не бы-ва-ет.

7.7.2 При су-ще-стви-тель-ном есть пред-лог «по»

Не-про-из-вод-ный пред-лог «по» в зна-че-нии «nосле чего-либо» упо-треб-ля-ет-ся с име-нем су-ще-стви-тель-ным толь-ко в форме пред-лож-но-го па-де-жа, а не да-тель-но-го

По-это-му при-ведённые ниже пред-ло-же-ния по-стро-е-ны не-пра-виль-но :

По при-бы-тию в Моск-ву он по-чув-ство-вал себя плохо.

По при-езду в Ве-не-цию я сразу по-се-тил не-сколь-ких своих дав-них зна-ко-мых.

По за-вер-ше-нию стро-и-тель-ства ра-бо-чие оста-ви-ли на объ-ек-те иде-аль-ный по-ря-док.

По окон-ча-нию кур-сов ан-глий-ско-го языка я по-лу-чил сер-ти-фи-кат.

В этих пред-ло-же-ни-ях пред-лог «по» имеет зна-че-ние «nосле чего-либо», по-это-му слово, сто-я-щее после него, не-об-хо-ди-мо было упо-тре-бить в форме пред-лож-но-го, а не да-тель-но-го па-де-жа:

по при-бы-тии в Моск-ву (= после при-бы-тия в Моск-ву), по при-ез-де в Ве-не-цию (= после при-ез-да в Ве-не-цию), по за-вер-ше-нии стро-и-тель-ства (= после за-вер-ше-ния стро-и-тель-ства), по окон-ча-нии кур-сов(= после окон-ча-ния).

Пра-виль-ным будет сле-ду-ю-щее по-стро-е-ние этих пред-ло-же-ний:

По при-бы-тиИ в Моск-ву он по-чув-ство-вал себя плохо.

По при-ез-дЕ в Ве-не-цию я сразу по-се-тил не-сколь-ких своих дав-них зна-ко-мых.

По за-вер-ше-ниИ стро-и-тель-ства ра-бо-чие оста-ви-ли на объ-ек-те иде-аль-ный по-ря-док.

По окон-ча-ниИ кур-сов ан-глий-ско-го языка я по-лу-чил сер-ти-фи-кат.

За-пом-ни-те:

по при-бы-тиИ(= после при-бы-тия),

по при-ез-дЕ (= после при-ез-да),

по за-вер-ше-ниИ (= после за-вер-ше-ния),

по окон-ча-ниИ (= после окон-ча-ния).

7.7.3 При су-ще-стви-тель-ном име-ет-ся про-из-вод-ный пред-лог «ввиду», «вслед-ствие», «в слу-чае», «при усло-вии», «при по-мо-щи» и дру-гие

Эти пред-ло-ги также воз-ник-ли в ре-зуль-та-те пе-ре-хо-да из са-мо-сто-я-тель-ных ча-стей речи и тре-бу-ют от сто-я-щих за ними су-ще-стви-тель-ных ро-ди-тель-но-го па-де-жа.

Ввиду (кого? чего?) пло-хой по-го-ды;

Вслед-ствие (кого? чего?) за-мо-роз-ков;

В слу-чае (кого? чего?) успе-ха

В) ошиб-ка в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с де-е-при-част-ным обо-ро-том в пред-ло-же-нии 7.

Ох уж эти жёлуди...Это не вы-ду-ман-ное пред-ло-же-ние, оно взято из ис-то-рий, ко-то-рые люди рас-ска-зы-ва-ют друг другу в ин-тер-не-те. Не за-ду-мы-ва-ясь о том, что де-е-при-ча-стие и гла-гол от-но-сят-ся к раз-ным дей-ству-ю-щим лицам (а долж-ны к од-но-му!) автор до-пус-ка-ет ошиб-ку, стро-ит не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с де-е-при-част-ным обо-ро-том. Будем счи-тать, что в дан-ном слу-чае ви-но-ват жёлудь, уда-рив-ший че-ло-ве-ка, в ре-зуль-та-те чего че-ло-век забыл пра-ви-ло. Пе-ре-стра-и-ва-ем пред-ло-же-ние так, чтобы жёлуди не хо-ди-ли, а толь-ко па-да-ли: Когда я про-хо-дил мимо дуба, ухо-дя-ще-го вет-вя-ми да-ле-ко в небо, на меня сва-лил-ся жёлудь.

Пункт пра-ви-ла 7.8.1 ТИП 1

7.8.УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ. ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, например: мужчина шёл (основное действие), размахивая руками (добавочное, что при этом делая); кошка заснула (основное действие), поджав лапки (добавочное действие, что при этом сделав?)

Деепричастия отвечают на вопрос что делая? (несовершенный вид) и что сделав? (совершенный вид). Одновременно с этим вопросом можно спросить и вопросами как? каким образом? с какой целью? и подобными. Деепричастие всегда обозначает признак действия, то есть описывает, как происходит основное действие.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении деепричастного оборота.

7.8.1 Деепричастный оборот в предложении с подлежащим

Общее правило употребления деепричастного оборота звучит так: деепричастие и сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица, то есть подлежащего. Это лицо выполняет два действия: одно основное, второе добавочное. Деепричастие легко должно заменяться на второй глагол: сел, разложив учебники - сел и разложил; смотрел, улыбаясь - смотрел и улыбался.

ТИП 1. Деепричастие и глагольное сказуемое, выраженное глаголом без постфикса -ся

Поскользнувшись на льду , меня подхватил оказавшийся рядом парень .

Проходя под домом , на меня чуть не свалилась сосулька .

В каждом из предложений действующих лиц было два: в первом кто-то поскользнулся и кто-то подхватил; во втором: кто-то проходил и кто-то чуть не свалился. Но из-за ошибки в построении получается, что парень подхватил , поскользнувшис ь; сосулька чуть не свалилась , проходя .

При таком построении деепричастие ошибочно отнесено к одному действующему лицу, а сказуемое - к другому, что нарушает основное правило. Чтобы избежать ошибки, нужно следить за тем,чтобы деепричастие и сказуемое относились к одному лицу.

Когда я поскользнулась на льду, меня подхватил оказавшийся рядом парень.

Когда я проходил(а) под домом, на меня чуть не свалилась сосулька.

ТИП 2. Деепричастие относится к сказуемому в форме краткого страдательного причастия

Написав стихотворение «Смерть поэта» , судьба Лермонтова была определена .

Проанализировав стихотворный текст , мной был совершенно верно определён его размер .

Как и в типе 1, деепричастие и сказуемое относятся к разным лицам. Из-за ошибки в построении получается, что судьба была определена , написав ; размер определён , проанализировав . Сказуемое представляет собой краткое страдательное причастие.

Если сказуемое выражено кратким причастием, значит, подлежащее само не выполняет действие, с ним что-то делают. При такой форме сказуемого деепричастия не может быть .

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», судьба его была определена .

Когда я проанализировал стихотворный текст, мною был совершенно верно определён его размер .

ТИП 3. Деепричастный оборот прикреплён к сказуемому- возвратному глаголу в страдательном значении, имеющему постфикс ся

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Обыкновенно, создавая своё произведение , в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

Получив образование , студенты направляются старшим мастером на практику.

Как и в типе 2, подлежащее в таком предложении само фактически действия не выполняет: отношение выражается (кем-то); отображается (кем-то); направляются (кем-то) . Но а если нет действия, то не может быть и дополнительного, добавочного, выраженного деепричастием . Заменяем деепричастный оборот на придаточное предложение.

Приведём варианты исправленных предложений:

Обыкновенно, когда создаётся произведение , в нём выражается авторское отношение к жизни и людям. Или: Создавая произведение , автор всегда выражает своё отношение к жизни и людям.

Когда студенты получают образование, они направляются старшим мастером на практику.

7.8.2. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего

Очень часто бывает так, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен, то есть в предложении подлежащего нет. Речь в данном случае идет об односоставных предложениях. Именно эти типы вызывают наибольшие затруднения при нахождении ошибки.

ТИП 4. Деепричастный оборот в безличном предложении (кроме типа 7)

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Отправляя довольно важную телеграмму , мне не хватило денег.

Ему было грустно .

Подлежащего нет, действующего лица выражено местоимением мне (это дательный падеж).Использование деепричастного оборота в безличных предложениях недопустимо . Можно: или сделать из деепричастного придаточное предложение, или из безличного сделать обычное, с подлежащим.

Исключение составляют предложения с глаголом -инфинитивом, см. тип 7 .

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда я отправлял довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.

Отказываясь от проведения эксперимента , он испытал грусть.

ТИП 5. Деепричастный оборот в неопределённо-личном предложении

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Получив хорошее образование , Грибоедова направили секретарём дипломатической миссии в Персию.

Не закончив отчёт , начальнику отдела предложили уехать в командировку.

Не может быть деепричастного оборота при подлежащем, если оно не определено . Такая ситуация возникает в неопределённо-личных предложениях с глаголом в форме прошедшего времени множественного числа.

Кто направил? кто получил? кто предложил? кто отчёт не закончил? Непонятно. Заменяем оборот на придаточное предложение или перестраиваем так, чтобы было понятно, кто получил образование, а кто закончил отчёт.

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда Грибоедов получил хорошее образование, его направили секретарём дипломатической миссии в Персию.

Не закончив отчёт, начальник отдела получил предложение уехать в командировку.

7.8.3. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего. Разрешённые приёмы.

В связи с тем, что в заданиях могут быть и правильные предложения с деепричастным оборотом, считаем важным разместить таблицу с такими примерами и на такие правила, что не встречаются в ошибочных. Всё, что в этой таблице разрешено.

ТИП 6. Деепричастный оборот относится к глаголу в повелительном наклонении

Переходя улицу, внимательно следите за движением транспорта.

Получив задание на деепричастный оборот , проверьте , есть ли в нём просьба, приказ или совет.

В предложениях подлежащего нет. Но разрешается употреблять деепричастные обороты в таких предложениях, где используется глагол в повелительном наклонении : следите, идите, пиши, ищи и так далее. Получается, что и оборот, и сказуемое относится с одному лицу, которому мы что-то советуем сделать. Легко подставить местоимение вы : вы следите, переходя; вы проверьте, получив.

ТИП 7. Деепричастный оборот относится к инфинитиву

Рассмотрим предложения без ошибок .

Гуляя по осеннему лесу , приятно вдыхать дурманящий аромат опавшей листвы.

Сдавая работу , следует её тщательно проверить .

При том, что подлежащего нет (безличное предложение) допустимо употреблять деепричастный оборот, если он относится к инфинитиву : гуляя, вдыхать; читая, сидеть; мечтая, дремать; дремая, мечтать.

Не все пособия допускают это правило: в некоторых из них к инфинитиву обязательно требуются надо, можно, нужно, следует и другие (так называемые модальные слова ). В любом случае предложения типа: переписывая, следует отмечать; начав, надо закончить; получив, необходимо сделать, будут БЕЗОШИБОЧНЫМИ.

ТИП 8. Деепричастный оборот в определённо-личном или обобщенно-личном предложении

Рассмотрим предложения без ошибок.

Собираясь за семейным столом в доме у родителей , всегда вспоминаем бабушкины пироги и чай с калиной и мятой.

Планируя предстоящий отпуск , тщательно рассчитываем семейный бюджет.

Подлежащего нет, но предложение определённо-личное , легко подставить местоимение мы . Можно оборот! Он относится к подразумеваемому лицу: мы вспоминаем, собираясь; мы рассчитываем, планируя.

Г) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с не-со-гла-со-ван-ным при-ло-же-ни-ем в пред-ло-же-нии 3.На-зва-ние песни, имя соб-ствен-ное, ста-вит-ся в име-ни-тель-ном па-де-же, если оно яв-ля-ет-ся при-ло-же-ни-ем, то есть вто-рым на-зва-ни-ем. Пер-вое на-зва-ние-песня.

При-ведём вер-ное на-пи-са-ние: В 1789 г. во-лон-те-ры мар-сель-ско-го ба-та-льо-на пер-вы-ми за-пе-ли на ули-цах Па-ри-жа песню «Мар-се-лье-зА».

Пункт пра-ви-ла 7.2.1

7.2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

ВВЕДЕНИЕ.

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже (то есть СОГЛАСОВАННЫЕ), что и определяемое слово. Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь , волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка (Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети , выехали им навстречу (Наб.).

Примечание: Имена собственные-названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) также являются приложениями, их называют НЕСОГЛАСОВАННЫМИ в отличие от СОГЛАСОВАННЫХ.

Также очень часто являются приложениями имена собственные, написанные без кавычек.

Не являются приложениями (хотя по форме связи напоминают их) компоненты некоторых видов сложных слов: а) сложных слов, представляющих собой термины (диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира, изба-читальня), б) сложных слов, частью которых являются оценочные слова (жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель, чудо-рыба).

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, выраженные условным наименованием.

7.2.1. Имена собственные-названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) , всегда являются приложениями, если относятся к определяемому слову, и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с броненосца «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.); Во время испытания танкера «Ленинград» судостроители спустили на воду еще одно такое же судно - «Клайпеда» . Именно такой тип приложений присутствует в заданиях ЕГЭ . Обратите внимание: как только из предложения «уходит» ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово (то есть книга, журнал, картина, пьеса, статья, автомобиль, па­ро­ход и так далее), ИМЯ СОБСТВЕННОЕ перестаёт быть приложением, сравните: история романа «Евгений Онегин»-история создания «Евгения Онегина»; Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата»-Картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат» создана в 1915 году.

7.2.2 Если же речь идёт о ПРИЛОЖЕНИИ −имени собственном, но написанном без кавычек , то существует очень длинный ряд правил, регулирующих их написание. Одни группы имён собственных согласуются с определяемым словом, другие не согласуются. К счастью, таких заданий на ЕГЭ (во всяком случае, до 2016 года) не встречалось.

Следуя этим правилам, следует писать, к примеру,

На планете Марс (а не Марсе);

На озере Байкал (а не Байкале);

За горой Эльбрус (а не Эльбрусом).

На реке Ганг (не Ганге), но на Москве-реке (не Москва-реке).

Полную информацию о написаниях подобных приложений можно получить, прочитав любое из пособий Дитмара Розенталя, посвящённое вопросам стилистики и литературной правке.

Д) ошиб-ка в по-стро-е-нии слож-но-го пред-ло-же-ния в пред-ло-же-нии 9 за-клю-ча-ет-ся в том, что со-глас-ным можно быть в чём (в том). Не-вер-ная форма ука-за-тель-но-го слова.

Пред-ло-же-ние можно пе-ре-стро-ить так: Я с ав-то-ром со-глас-на в том, что молодёжь боль-ше увле-ка-ет-ся ин-тер-не-том, чем кни-га-ми.

Пункт пра-ви-ла 7.4.6

7.4. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ.

Как известно, существуют три разновидности сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное. Каждому из этих типов присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные с наличием или отсутствием союза, значением союза, порядком следования частей и интонацией. Наиболее просты и понятны по своей структуре сложносочинённые и бессоюзные предложения. Сложноподчинённые предложения обладают богатыми возможностями развёрнутого изложения мыслей, средства подчинительной связи способны выразить оттенки отношений между грамматическими частями. При этом более сложная структура таких предложений становится одной из причин нарушения синтаксических норм при их употреблении. Чтобы избежать грамматических ошибок в сложноподчинённых предложениях, необходимо помнить о следующих правилах.

7.4.1.При последовательном подчинении не должны повторяться одни и те же слова. Именно это нарушение помогло

С. Я. Маршаку добиться комического эффекта в известном стихотворении:

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Используйте разные союзы, разные типы придаточных, заменяйте их причастными оборотами, чтобы избежать таких назойливых повторов. Например: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 95 году, который был для них настоящим испытанием. Это очень плохое предложение. Исправляем: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, приехавшие в него в 95 году: этот год был для них настоящим испытанием.

7.4.2 Нельзя одновременно употреблять подчинительные и сочинительные союзы для связи между главным и придаточным: Как только сверкнула молния, но вдруг посыпался град . Чтобы исправить это предложение, необходимо оставить один из союзов: Только сверкнула молния, но вдруг посыпался град или Как только сверкнула молния, вдруг посыпался град. . В первом предложении убрали союз «как», во втором союз «но».

7.4.3 Не могут повторяться близкие по значению подчинительные и сочинительные союзы: Родители говорят, что будто мы совсем не помогаем по дому . Для выражения синтаксических отношений достаточно одного союза: Родители говорят, что мы совсем не помогаем по дому. Из второго предложения убрали союз «будто». Возможно и по-другому: Родители сердятся, будто мы совсем не помогаем по дому. Выбор союза всегда зависит от того значения, которое мы хотим внести в наше высказывание.

В книге "Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати" Д.Э. Розенталь пишет об этом так:

"встречается плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: «Условия для дальнейшего подъема животноводства в ряде колхозов были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило" , отмечая, что это ошибка.

7.4.4. Не следует пропускать необходимые указательные слова в главном предложении . Мама всегда ходила в магазины, где продукты стоили дешевле. Грамматическую и смысловую завершённость это предложение получит, если в главную часть добавить нужное указательное слово: Мама всегда ходила в ТЕ (ТАКИЕ) магазины, где продукты стоили дешевле.

7.4.5.Употребление союза что в придаточной части при наличии частицы ли является грубой ошибкой: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место. . Правильный вариант: Мы не услышали, пришёл ли он на условленное место.

7.4.6. Неправильная форма указательных слова в придаточных или они вообще не нужны -тоже ошибка.

В статье поднимается проблема о том, что... Правильно: поднимается проблема ЧЕГО?КАКАЯ? милосердия, взаимовыручки...

Эта ошибка связана не столько со строением сложноподчинённого предложения, сколько с нормами управления. Совершенно отчётливо нужно знать, какой глагол или существительное управляет какими формами существительных и местоимений. Например:

Мы беспокоились (за то /о том), чтобы погода не испортилась. Верно «О ТОМ»

Героиня рассказа обеспокоена (о том/ тем), что не находит поддержки. Верно: «ТЕМ»

Вот список часто употребляемых оборотов, в которых допускаются ошибки. Приведены правильные вопросы. Этот список далеко не полный.

Вера во что

Уверенность в чём

Достоин чего

Исполненный чего

Не нарадоваться на кого

Подвести итоги чего

Потребность в чём

Презрение к кому, чему

Преисполненный чего

Чуждаться чего

Характерен для кого, чего

Убеждён в чём

Типичны для кого, чего

Полон чего

Поражаться чем

Восхищаться кем, чем

7.4.7. Неправильный порядок слов в предложении, при котором придаточное можно отнести к различным словам, приводит к недопониманию и является ошибкой.

Рассмотрим на примере: Ученики, выполняя задания контрольной работы для девятиклассников, которые раньше считались трудными, стали делать меньше ошибок. По смыслу предложения получается, что раньше трудными были девятиклассники. Придаточное определительное нужно разместить после слова работы, это её задания раньше считались трудными. При всём том, что эта ошибка легко обнаруживается при внимательном чтении, в письменных работах она встречается очень часто. Вот как должно быть: Ученики стали делать меньше ошибок, выполняя задания контрольной работы, которые раньше считались трудными для девятиклассников.

От-ве-ты в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д
2 5 7 3 9

Ответ: 25739

Контрольная работа по теме «Тропы и фигуры» в формате ЕГЭ. Вариант 3
Задание 1
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста Г.Троепольского. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Повесть Г. Троепольского о судьбе собаки по имени Белый Бим Чёрное Ухо любима читателями. Писатель, употребляя такой троп, как (А)__________(«неимоверную боль» предложении 15), передаёт силу страданий, которые испытывает Бим, а (Б)__________(«к двери доброты и доверия»предложении 19) образно показывает свойственную собакам глубокую преданность хозяину. Писатель стремится к тому, чтобы читатель ощутил переживания Бима как свои собственные, и с этой целью использует такие синтаксические средства выразительности, как (В)__________(предложения 15 - 16, 17 - 18) и (Г)__________(предложение 3)».
Предложения: (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? Термины:1) парцелляция2) литота3) эпитет4) синтаксический параллелизм5) ряды однородных членов6) вопросно-ответная форма изложения7) экспрессивный повтор8) метафора9) риторическое обращение
(19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает... (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери. Задание 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста В Тимофеева. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Используя синтаксическое средство - (А)_____ (предложения 5,21), автор выражает своё неравнодушие к поднятой проблеме. Остроту поднятой проблемы подчёркивают синтаксические средства: (Б)_____ (например, в предложении 8) и (В)_____ (предложения 7,13), а также лексическое средство выразительности - (Г)_____ («набившие оскомину» в предложении 8)».
(5)А большая часть населения прозябает в бедности! (21)Не нужно призывов! Термины:1) эпитет2) термин3) фразеологизм4) ряд однородных членов5) восклицательные предложения6) парцелляция7) вопросительные предложения8) сравнительный оборот9) литота
(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (7)Кто виноват? (13)Что из того обыкновенному человеку? Задание 3
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста В.Конецкого. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Искреннюю взволнованность автора и его неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают как синтаксические, так и лексические средства: (А)_____ (предложения 13 – 14, 21 – 22), (Б)_____(«светило», «красавец»). Экспрессивность текста усиливают (В)_____ (в предложениях 20, 31). Эмоциональное состояние автора передаёт такое изобразительное средство, как (Г)_____(«сердце закипало...» в предложении 7)».
(13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды. Термины:1) метафора2) сравнительный оборот3) ряды однородных членов4) парцелляция5) диалектизм6) риторическое обращение7) эмоционально-оценочные слова8) литота9) вводные конструкции
(20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (31) Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов... (7)На земном шаре животные – альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко », – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему. Задание 4
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста А.П.Чехова. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Антон Павлович Чехов описывает бытовую сцену в аптеке. Тропы: (А)_________ («с выхоленными бакенами» в предложении 3, «нахмуренные глаза» в в предложении 5) и (Б)_________ («словно вылизано» в в предложении 4) – создают первые штрихи к портрету провизора. Использование синтаксического средства – (В)_________ (в предложениях 25, 32, 33), которое становится основным в такой форме речи, как (Г)_________ (в предложения 24-33), – придаёт завершённость его образу».
(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всем видимостям провизор. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. Термины:1) эпитеты2) метафора3) гипербола4) разговорная лексика5) парцелляция6) диалог7) восклицательные предложения8) ряды однородных членов предложения9) сравнение
(4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. – (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.- (25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!– (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь.- (27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то?– (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.– (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.– (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства полу́чите! Задание 5
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста Л.Г.Матрос. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л.Г. Матрос использует приём – (А)_________ (предложения 2-3), а также синтаксическое средство – (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 16-20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём – (Г)________ («потому» в предложениях 19-20)».
(2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал. Термины:1) противопоставление2) парцелляция3) вопросно-ответная форма изложения4) профессиональная лексика5) эпитеты6) лексический повтор7) вопросительное предложение8) сравнение9) ряды однородных членов предложения
(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем.(19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость. Ответы:
38672. 54733. 47314. 19765. 1936