Из чего изготовить утяжелители колес на мотоблок. Утяжеление мотоблока своими руками – чтобы пахал лучше. Особенности использования утяжелителей для мотоблоков

Малогабаритную технику имеют на участке многие садоводы. Нередко их интересует вопрос: как самим изготовить утяжелители для мотоблока своими руками.

Мотоблок — незаменимое оборудование для садовода

Мотоблок по своей конструкции представляет собой трактор, но с одной осью. Это устройство, без которого не обойтись при обработке почвы. Термин мотоблок чаще стал употребляться в 80-ые годы, ранее эту технику называли пешеходным трактором или одноосным трактором. Он намного облегчает монотонную ручную работу по рыхлению грунта для посадки различных садово-огородных культур. К тому же мотоблок может выполнять несколько функций при своей незначительной стоимости. Работа на этом оборудовании происходит таким образом: человек идет вслед за мотоблоком, управляя рулем.

Мотоблоки делятся на колесные и мотокультиваторы. Их отличает способ агрегатирования. Первый включается в рабочий режим при движении колесной ходовой части. У второго колесную часть заменяет фреза.

Эта техника имеет бензиновый или дизельный двигатель, который приводит в движение агрегат, и колесную пару Для полевых работ могут понадобиться и другие приспособления, которые подсоединяются через прицепное устройство мотоблока.

Для чего нужны утяжелители

При обработке некоторых участков поля, например, при бороновании или вспашке зяби на наклонной местности, на твердом грунте, бывает сложно работать из-за пробуксовок. Дело в том, что для обеспечения надежного сцепления колес не хватает веса мотоблока, ведь он малогабаритное устройство. Для решения этой проблемы приходится устанавливать утяжелители на мотоблок — на колеса или грунтозацепы. Дополнительный вес, так называемый балластный груз, увеличивают массу мотоблока. Это особенно необходимо, когда применяется мотоблок с плугом, для мотокультиватора, которые большей частью продаются без навесного оборудования. Иногда предусматривается установка переднего балласта, чтобы уравновесить центр тяжести.

Утяжеление помогает облегчить управление мотоблоком. В этом случае увеличиваются сцепные свойства мотоблока, улучшается развесовка разных частей оборудования. Для колесных пар применяют дисковые утяжелители, для остальных частей — пластинчатые или бруски.

Как изготовить утяжелители самим

Чтобы изготовить утяжелители для колес мотоблока достаточно желания, минимум материала и времени. Тут особых сложностей нет. Нужно приготовить будущие детали этого устройства:

  • 2 пятикилограммовые гири;
  • 2 десятикилограммовых блина;
  • 2 корзины сцепления от «Жигулей»;
  • шестигранный полнотелый профиль (кусок);
  • мотоблочные шплинты (2 шт.).

Все это может заваляться на пункте приема старого лома. Не обойтись без сварочного аппарата с электродами, болгарки с обрезным кругом, дрели со сверлами. Ну и чтобы придать эстетический вид приспособлению, следует запастись краской.

Изготовление:

От шестигранного профиля отрезаются 2 куска, размером около 5 см. В них нужно будет просверлить отверстия для шплинтов. Затем этот отрезок крепят к блину от штанги. Шестигранник вставляется в отверстие от грифа и приваривается.

Потом нужно будет корзину сцепления прикрепить к блину. Для этого применяется сварка — обваривается по окружности маховика. После этого нужно присоединить к сцеплению гирю. Теперь остается все покрасить и дать высохнуть краске.

Делается то же для того, чтобы изготовить утяжелитель для другого колеса. В результате мотоблок станет тяжелее на 50 кг.

Внутреннее отверстие оси мотоблока может вместить шестигранное крепление, поэтому сделанные утяжелители легко можно туда прикрепить. Чтобы смонтировать грузила, в оси сверлят отверстие для шплинта. Теперь утяжелители готовы к установке на колесо. Шплинт не будет выпадать, если его закрепить стальной проволокой.

Если колесных утяжелителей мало, то можно добавить веса корпусу мотоблока.

Для этого варят каркас, крепят его на раме мотоблока. Можно найти блин, который весит не меньше 25 кг, приварить его и закрепить болтом. Важное условие — прорезать отверстие в каркасе, чтобы можно было слить масло из двигателя. Такая конструкция может быть сварена из углового профиля и иметь форму ящика.

Заключение по теме

Утяжелители на мотоблок можно купить и в специализированных точках продажи. Такие приспособления экономнее изготовить своими руками, тем более это не сложно. Понадобятся только необходимые инструменты и материалы. Таким образом вы получите дополнительное и дешевое оборудование для нехитрого садового механизма.

Установив их, вы приобретете компактного и удобного в использовании помощника для работы на земле.

Владельцы больших фермерских угодий используют несколько единиц техники для обработки земли. Но тех, у кого хозяйство значительно меньше, это выливается в серьезную финансовую нагрузку. Для этого необходим механизм, который может выполнять несколько функций и при этом иметь небольшую стоимость. На сегодняшний день с такой задачей способен справиться мотоблок.

Мотоблок

Это многофункциональное средство, которое предназначено для обработки земли. оснащается двигателем, бензиновым или дизельным, и одной колесной парой, за счет которой осуществляется движение агрегата. Также мотоблок имеет прицепное устройство, которое позволяет подсоединять различные приспособления для проведения полевых работ.

Но из-за своих небольших габаритов и маленького веса, боронование и вспашка земли требует прикладывать значительные усилия, особенно это чувствуется на наклонных площадях и твердой почве. Для того, чтобы исключить пробуксовку мотоблока и облегчить его управление необходим использовать утяжелители колес.

Такие приспособления можно приобрести в специализированном магазине, в котором продаются сами мотоблоки. Но для экономии средств можно изготовить их своими руками, к тому же это не требует особых знаний. Необходимо только обзавестись необходимым материалом и инструментом.

Колесный утяжелители на мотоблок

Для создания необходимо приобрести следующий материал:
две гири по пять килограмм;
два блина от штанги по 10 кг;
две корзины сцепления в сборе от автомобиля «Жигули»;
кусок шестигранного полнотелого профиля;
пара мотоблочных шплинтов.

Весь материал можно приобрести на пункте приема металлолома или на барахолке. Из инструментов понадобится:
сварочный аппарат с электродами;
болгарка с отрезным кругом;
дрель с набором сверл;
краска, для придания утяжелителям эстетического вида.

Процесс изготовления заключается в следующем. Первым делом необходимо отрезать два куска от шестигранного профиля по 5-6 см, в которых нужно просверлить отверстия под шплинт. После этого этот отрезок следует установить прикрепить к блину от штанги. Для этого шестигранник нужно вставить в отверстие от грифа и приварить.

После этого к блину крепится корзина сцепления. Она также обваривается по всей окружности маховика. Затем к сцеплению крепится пятикилограммовая гиря тем же способом. После чего вся конструкция покрывается краской. Все эти действия необходимо провести для создания утяжелителя для второго колеса. Эти приспособления добавляют около 50 кг веса мотоблоку.

Устанавливаются эти утяжелители в колесную ось мотоблока, в которой внутреннее отверстие идеально подходит под шестигранное крепление. Для монтажа грузил необходимо в оси просверлить отверстие под шплинт. После этого можно устанавливать утяжелители на колесо. Чтобы шплинт не выпадал, его необходимо закрепить специальной прищепкой или куском стальной проволоки.

Утяжелители на корпус мотоблока

Бывает так, что колесных утяжелителей недостаточно. Для этого можно добавить вес на саму раму мотоблока. Необходимо сварить каркас, который будет крепится к самому устройству. На эту конструкцию нужно приварить блин весом 25 кг, который также можно раздобыть на пункте приема металлолома. Крепление осуществляется путем болтового соединения к нижней части мотоблока. Важно не забыть сделать прорезь в каркасе для слива масла из двигателя. Такую конструкцию можно сварить из углового профиля размером 30 мм, которому нужно придать форму ящика.


Мотоблоки относятся к категории универсальной мини-техники. Предназначены для выполнения любых сельскохозяйственных работ на небольших участках земли. Благодаря широкому ассортименту навесного оборудования, с их помощью можно пахать, рыхлить землю, боронить, окучивать кусты, сеять семена, высаживать и выкапывать картофель, перевозить грузы и прочее. Однако не все мотоблоки легко передвигаются по земле: самые легкие пробуксовывают. Чтобы этого не происходило, производители предусмотрели специальные утяжелители для мотоблока.

Особенности применения

Такие приспособления чаще используют на окучниках и плугах. Увеличение веса мотоблока повышает и тяговое усилие. Это способствует более эффективной обработке почвы. Кроме того, утяжеление аппарата упрощает работу на склонах и твердых грунтах. При помощи этих приспособлений можно быстро сбалансировать вес мотоблока и навесного оборудования. Это не только упрощает управление мини-техникой, но также повышает эффективность и качество работы.

Самостоятельное изготовление утяжелителей

Эти приспособления крепят к колесам или корпусу мотоблока. Они также предназначены и для грунтозацепов. Утяжелители легко изготовить своими руками, не прибегая к помощи специалистов.
Для их создания можно использовать любые тяжелые предметы:

  • пятикилограммовые дисковые гири;
  • десятикилограммовые диски от спортивной штанги;
  • шестигранный профиль;
  • автомобильные корзины сцепления.

Изготавливая утяжелители на мотоблок, невозможно обойтись без следующих инструментов:

  • сварочного аппарата;
  • болгарки с отрезными дисками;
  • электродрели;
  • краски.

Сначала от шестигранного профиля берут два отрезка по 5 сантиметров каждый. Затем в них высверливают отверстия под шплинты. Далее, к отрезкам закрепляют диски от штанги, а к дискам приваривают корзины сцепления. На следующем этапе корзинам закрепляют пятикилограммовые гири. По завершению всех работ всю конструкцию можно покрыть полимерной защитной краской. Благодаря этому покрытию утяжелитель для мотоблока будет сохранять эстетичный внешний вид на протяжении несколько лет. Таким образом, вес мотоблока увеличивается на 50 кг.

Когда нужно утяжелить еще больше?

Если утяжелители для колес мотоблока не дают ожидаемого результата, значит, мини-технику следует еще больше утяжелить. Для этого груз добавляют к раме или корпусу. На раму закрепляют заранее подготовленный каркас, а к нему приваривают диск от штанги, весом 25 кг. Естественно, тяжелые предметы здесь указаны в качестве примера. Кроме того, диски и гири круглой формы лучше всего подходят к утяжелению колес. Однако можно воспользоваться и другими тяжелыми предметами.

Какую конструкцию выбрать и как крепить?

Крепление утяжелителей к раме, осуществляют при помощи болтов, хотя можно и приварить. Первый вариант более приемлем, поскольку в случае необходимости груз можно быстро удалить. Обычно это требуется при транспортировке мотоблока. Такой конструкции лучше придать форму ящика. Тяжелые предметы можно купить по низким ценам в пунктах приема металла. Есть еще один вариант приобретения металла для утяжелителя – это рынок автозапчастей, бывших в употреблении.

У кого нет сварочного аппарата, и кто не желает самостоятельно заниматься изготовлением утяжелителей, может приобрести их в специализированном магазине или на рынке по продаже мотоблоков. Если же такие приспособления изготовить в домашних условиях, то можно сэкономить значительную часть денежных средств. С такой простой работой справится даже неподготовленный человек с минимальным опытом.

Используя различные утяжелители для мотоблока, владельцы земельных наделов могут значительно увеличить функциональность и расширить ареал применения этих машин. Мотоблоки и мотокультиваторы являются незаменимыми помощниками при проведении земляных работ на участках большой и малой площади, перевозке грузов на небольшие расстояния. С их помощью на обработку грунта тратится меньшее количество времени и сил. Однако в некоторых случаях даже самая современная и дорогая техника, такая как отечественный мотоблок Нева, не справляется с отдельными задачами. При поднятии целины, работах на склонах и в сырой земле колеса агрегата проскальзывают, так как ему не хватает собственной массы для надежного сцепления. Для того чтобы утяжелить машину, используются различные грузы заводского и собственного изготовления.

Поскольку магазин сельскохозяйственной техники может находиться на значительном удалении от дачного участка, то многие владельцы недвижимости изготавливают приспособления для утяжеления самостоятельно. Иногда самодельные утяжелители для мотоблока устанавливаются для того, чтобы уравновесить его центр тяжести. Такая модификация требуется при проведении посадочных работ или использовании адаптера. Рассмотрим, как можно сделать утяжелители на мотоблок своими руками, используя инструменты и оборудование, которые есть под руками.

Перечень инструментов и оборудования

Как правило, на каждом дачном участке имеется достаточное количество металлических изделий и набор приспособлений для проведения широкого спектра работ.


Для того чтобы изготовить утяжелители колес для мотоблока своими руками, потребуются такие инструменты и материалы:

  • рулетка;
  • сварочный аппарат;
  • строительный уровень;
  • болгарка с дисками для резки и шлифовки металла;
  • электрическая дрель с набором сверл;
  • небольшой стальной или алюминиевый бочонок с откручивающейся крышкой;
  • блины от штанги весом 5, 10, 20 кг;
  • стальной уголок 30-50 мм;
  • малярная кисть;
  • автомобильная краска.

Утяжеляйте мотоблок так, чтобы всегда была возможность быстрого демонтажа навешанных приспособлений. Они не потребуются при проведении покоса травы и выполнении прочих работ, не требующих прочного сцепления с грунтом. Лишний груз в таких случаях будет мешать и приводить к перерасходу топлива.

Утяжеление колес агрегата

Самым распространенным способом утяжеления машины является установка дополнительных грузов на колеса. Диски, ось и ступица достаточно прочны, чтобы выдержать добавочный вес до 50 кг. Сделать утяжелители для мотоблока Нева, Угра, Каскад, Русич, Надежда, Форза, Салют, Крот можно различными способами.

Первый способ заключается в изготовлении груза из полых стальных бочек.

Это наиболее простой и доступный вариант, не требующий серьезных финансовых затрат.

Работа проводится в такой последовательности:

  1. Металлическая бочка разрезается болгаркой на 3 части (дно и верх должны быть высотой 10-15 см — в зависимости от размера мотоблока).
  2. Донная и верхняя части свариваются по месту разреза. Шов можно укрепить полосой металла.
  3. В заготовке высверливаются 4-6 сквозных отверстий под болты, при необходимости проводится их усиление стальными шайбами.
  4. Пустотелые резервуары с помощью длинных болтов и гаек закрепляются на колесных дисках.
  5. Внутрь насадок засыпаются песок и гранитная крошка или другой сыпучий материал. Для увеличения его плотности добавляется вода.
  6. Крышка закручивается.

Этот утяжеленный агрегат можно использовать в самых экстремальных условиях. Когда необходимость в дополнительном грузе отпадет, его можно быстро снять, опорожнить и уложить на хранение. Накладки целесообразно всегда иметь при мотоблоке, чтобы быстро его утяжелить, когда в этом возникнет необходимость.

Второй способ представляет собой изготовление съемных утяжелителей из стали. Для этого понадобится шестигранный железный прут, размер которого совпадает с отверстием в оси шасси агрегата. Дополнительно нужно иметь по 2 20-килограммовых блина от штанги.

Последующая работа состоит из таких этапов:

  1. От профиля отрезаются 2 куска по 5-6 см длиной.
  2. Куски профиля привариваются к дискам в месте отверстия для грифа.
  3. В оси агрегата и в профиле делаются сквозные отверстия для шплинтов.
  4. Сделанные утяжелители цепляются к мотоблоку и фиксируются шплинтами.

Если возникнет необходимость в дополнительном увеличении массы колеса, то можно приварить к накладкам 10-килограммовые блины от штанги. Для придания колесу эстетичного вида к грузам привариваются старые корзины сцепления от ВАЗа. Поверх корзины наносится краска, цвет которой больше всего устраивает владельца.

Третий способ утяжеления колес заключается в изготовлении дополнительного груза из железобетона. Делаются эти грузы таким образом:

  1. Из песка или гипса делается опока, ее стенки и дно укрепляются цементным раствором или жидким стеклом.
  2. Из листа стали и арматуры изготавливается объемный каркас, центром которого является полнотелый шестигранник с заранее просверленным отверстием под шплинт.
  3. Изготавливается тяжелый бетон с использованием мелкого гранитного щебня и наполнителя из свинца.
  4. Раствор заливается в форму, тщательно уплотняется и выравнивается.
  5. После набирания бетоном силы его поверхность обрабатывается пропиткой и красится.

Для дополнительного утяжеления бетонных насадок рекомендуется оставлять закладные с резьбой.

Утяжеление корпуса мотоблока

В некоторых случаях массы колесных утяжелителей оказывается недостаточно. Поскольку перегружать ось не рекомендуется, то проводится добавление веса корпусу агрегата. Сделать это можно разными способами. Самым оптимальным вариантом является закрепление съемного стального каркаса непосредственно на мотоблоке. Основой может быть рама, коробка передач или ниша для установки аккумулятора.

Увеличение массы корпуса проводится в такой последовательности:

  1. Определение центра тяжести агрегата. Создание проекта каркаса.
  2. Приваривание к кожуху коробки переключения передач, а к кронштейну руля мотоблока — болтов диаметром 12 мм и длиной не менее 10 см.
  3. Сваривание каркаса из уголка. Проделывание в нем крепежных отверстий под болты.
  4. Подгонка каркаса на раме. Высверливание в ней отверстий, соответствующих по расположению отверстиям на каркасе.
  5. Очистка каркаса от грязи и ржавчины. Покраска изделия и закрепление его на раме.
  6. Изготовление груза под размер каркаса. Найти нужные детали можно на пункте приема металлолома, где материал сразу порежут на фрагменты нужного размера.

Закрепление утяжелителей на мотоблоке проводится с помощью сварки или болтовых соединений. Второй вариант более длителен в осуществлении, но практичнее в перспективе. Необходимость в снятии дополнительного груза возникает при перевозке агрегата или выполнении легких работ, когда лишнее давление на грунт противопоказано.

Заключение по теме

Сегодня в продаже имеется огромное количество самых разнообразных приспособлений для утяжеления колес и рам мотоблоков. Они удобны, но имеют довольно внушительную стоимость.


Самостоятельная работа позволит не только сэкономить хорошую сумму, но и изготовить груз нужного веса, конфигурации, придать ему подходящий цвет и дополнительную функциональность. Так, закрепленную корзину и приваренные болты можно использовать для перевозки масла, топлива и одежды. Дополнительный крепеж пригодится для сбора урожая, хранения инструментов, запчастей, рыболовного снаряжения при поездке на водоем. Творческий подход к вопросу утяжеления мотоблоков позволит значительно расширить возможности этих незаменимых машин.

Нужны ли утяжелители на мотоблок?

Мотоблоки в наше время служат незаменимыми помощниками для людей, которые имеют достаточно большую площадь земли и вынуждены круглый год обрабатывать около пары десятков соток. Естественно, что обработать такую площадь вручную ‒ это долгое и уморительное дело, но когда под рукой имеется механический помощник, то это сделать значительно удобнее и практичнее, а возможно, даже и качественнее.

Мотоблок будет приносить пользу только в том случае, если сможет качественно обрабатывать грунт на необходимом уровне глубины. Однако на практике, в большинстве случаев, оказывается, что вес мотоблока слишком мал, чтобы это сделать. В таком случае колеса начинают буксовать. И здесь на помощь землевладельцам приходят утяжелители для мотоблока Салют.

Какие колеса подходят мотоблоку Салют?

Очевидно, что утяжелители бывают разных брендов, для каждой модели существует отдельные экземпляры. Иногда они могут идти в комплекте мотоблока. Утяжелители колес для мотоблока Салют могут быть нескольких версий. Одна из них используется для разделения рядов на необходимую ширину.

Другая же версия имеет форму полудифференциальной оси. Она отличается тем, что способна не только копать рядки, как того захочет владелец, но и регулировать поворот мотоблока.

Предназначение утяжелителей

Иногда при обрабатывании своих участков землевладельцы сталкиваются с проблемой пробуксовки. Это объясняется тем, что не обеспечено надежное сцепление колес, и вес самого мотоблока недостаточен для качественной обработки. Чтобы решить эту проблему, необходимо установить дополнительный вес, который поможет утяжелить мотоблок. Для этого предусмотрено установление балласта спереди, чтобы выровнять центр тяжести. Утяжеление поможет сделать управление механизмом более легким. Благодаря этому возрастает сцепное свойство, и вес одинаково распределяется по всем частям мотоблока.

Если вас интересует, как утяжелить технику своими руками, то ответ очень прост. Здесь достаточно наличия вашего желания, времени и некоторых материалов. Необходимо иметь в наличии несколько гирь, блинов, пару корзин сцепления и мотоблочный шплинт (в количестве двух штук). Но надежнее будет приобрести утяжелитель на мотоблок в специальном магазине, однако собственноручно изготовить его будет не так уж и сложно, а также менее затратно по сравнению с покупкой.