Индийские храмы сплошь покрытые рельефами с изображением. Каджурахо - храмы любви и секса. Западная группа - снаружи ограждения

Каджурахо - храм Камасутры

Искупление греха в чувственном наслаждении

Подлинная история храмов Кхаджурахо неотделима от легендарной

Сын Луны

Средневековая индийская легенда донесла до нас рассказ о красавице Хемавати и её сыне Чандравармане. Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог луны , залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, особенно недопустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам. Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери.

Хемавати послушно покинула Варанаси удалилась в лес. Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра . И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины. Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо, украшенные эротической скульптурой.

Проза жизни

На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была совсем иной. В IX-XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата . В одном сочинении того времени сказано:

Царское достоинство — это не наследственное право. Оно не может быть передано и письменным документом. Им пользуются, когда его приобретают при помощи меча. Землей правят герои.

Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев — прирожденных царей и воинов. Утвердившись у власти, раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов. Но кроме подтверждения кастовой принадлежности новоиспеченному царю, для легитимизации своей власти полагалось щедро одарить представителей касты жрецов — брахманов — земельными владениями и индуистскими храмами.

Сильнейшим из раджпутских царств к VIII веку стало царство Гурджара-Пратихаров . Временами контролируемые некоторыми членами этой династии территории покрывали половину всей Северной Индии, а их вассалами считались правители большинства мелких княжеств. Среди этих последних были представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование — Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой. К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».

Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда . Особенно отличился царь Харшдев (Harsha Deva, годы правления ок. 900-925). В 914-915 годах Пратихарам противостояла сильнейшая держава Индии — империя Раштракутов (Rashtrakuta). Двигаясь с юга, армии их царя Индры III (Indra III, годы правления 914-929) одерживали одну победу за другой и даже захватили столицу Пратихаров город Канаудж . Исход войны решило вмешательство армии Харшдева: с его помощью сюзерены вернули свои владения, а он сам сильно укрепил собственное влияние.

Но основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925-950). Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (Dhanga, годы правления ок. 950-1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.

Небесные нимфы апсары и сурасундари. Фото (Creative Commons license): Librex

Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дхангдев принял титул Махараджадхираджа Калингарадхипати, то есть «великий царь, царь царей, повелитель Калингара». Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха . Новые храмы воздвигались и в XI веке при царе Видхьядхаре (Vidhyadhara Deva, годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба . Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.

Когда архитектура оживает

X-XII века были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед их завоеванием мусульманами. Храмы Кхаджурахо — без сомнения, самые яркие памятники той эпохи. Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.

Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для строительства послужил песчаник. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Крупнейшие из них величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (шикхары) должны напоминать о вершинах Гималаев , на которых обитают боги. Некоторые храмы, в частности Лакшмана, окружены четырьмя малыми приделами по углам центрального святилища. В эпоху династии Чанделов сакральные постройки были окружены водоёмами и парками.

Однако храмы Кхаджурахо известны не столько архитектурой, сколько скульптурой, украшающей их. Крупнейшие святилища: храмы Махадева, Вишванатхи (оба храма посвящены Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы — верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами, приближающимися иногда к круглой скульптуре. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. В течение дня храмы слегка меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Помимо барельефов, в Кхаджурахо встречаются примечательные примеры культовой монументальной скульптуры. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну. Именно в этом образе, по преданию, он спасал Землю от великого потопа.

Более всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического содержания. Иногда храмы Кхаджурахо даже называют храмами Камасутры . На стенах храмов с интригующей откровенностью показаны «митхуна», пары возлюбленных, и «майтхуна», изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях. Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Между тем эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Особенно это касается фигур небесных нимф — апсар или сурасундари.

Изображение более откровенных и даже непристойных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. Примечательно, что в Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Ученые полагают, что на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют против сил зла и разрушения.

Позитивные аспекты непристойности проявляются во время сезонных индийских праздников в начале весны, таких, как Холи . Стоит также напомнить, что в средневековых храмах Индии жили девадаси (буквально — «рабыни бога»), то есть . Они демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов. Не случайно основным эротическим мотивом Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой.

Наконец, в индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.

Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры . Бхакти, наиболее быстро распространявшееся в среде поклонников Вишну, требовало от верующего прежде всего любви к богу в разных её формах, в зависимости от пола, возраста и психического склада адепта. Одной из форм почитания Вишну в его аватаре Кришны было воспевание страстной любви пастушек к юному Кришне , имевшей откровенно эротическую окраску. Согласно преданию, однажды, желая удовлетворить беспредельную страсть к нему 900 тыс. пастушек, он воплотился в такое же количество образов и предался любви с ними, используя двенадцать различных поз. Как повествует «Брахма-вайварта-пурана»:

От всех этих совокуплений исходил чарующий звук колокольчиков наручных и ножных браслетов. Все женщины стонали от блаженства .

Такие аспекты культа Вишну повлияли на усиление эротизма в скульптуре Кхаджурахо.

Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви, а кроме того — проник из Индии в тибетский буддизм . В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия — Шакти (часто отождествляемая с Деви) считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации , йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.

Затмение Лунной династии

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии. Судя по сообщениям средневековых географов, храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки — строители величественных и совершенных храмов.

Храм Деви Джагадамби. Фото (Creative Commons license): Paul Mannix

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX столетия. Сейчас Кхаджурахо — это небольшое по индийским меркам местечко с населением около десяти тысяч человек. Попасть туда можно либо автобусом из Агры , либо на самолете (ежедневный перелет по маршруту Дели-Агра-Кхаджурахо-Варанаси). Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре. Теперь всемирно известный храмовый комплекс превратился в притягательный объект для туристов и охраняется как памятник мирового наследия ЮНЕСКО . В марте здесь на фоне храмов, всё ещё излучающих живую энергию, проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца.



Каджурахо - храм Камасутры

В Индии, в штате Мадья Прадеш, есть местечко под названием Каджурахо. У этой деревушки есть свой собственный аэропорт, несколько отелей, налаженный туристический бизнес, чем могут похвастаться только самые крупные города этой страны. Почему же здесь, в глуши, не иссякает поток туристов со всего мира? Отгадка проста — только в Каджурахо можно увидеть уникальные храмы, каждый из которых воспевает чувственную любовь…

Откровенные сцены

В эти глухие места приезжают тысячи туристов, приехавших полюбоваться на необычные храмы, украшенные скульптурами и барельефами. Правда, при этом рекламные проспекты предупреждают — не берите на экскурсию детей. Зрелище, которое предстанет вашим глазам, явно предназначено только для совершеннолетних.

Взрослые же, побывавшие в этих местах, потом взахлеб рассказывают друзьям о впечатлениях и показывают фотографии, на которых смело можно ставить гриф: «Детям до 16 смотреть воспрещается!»

Туристические проспекты завлекают путешественников заманчивыми призывами: «Храмы Каджурахо — самое эротичное место мира! Самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом! Откровенность и секс в каменных изваяниях! Ожившая Камасутра!»

И это вполне соответствует действительности, за исключением последнего — Камасутра имеет к этим храмам самое отдаленное отношение, разве что европейские издатели очень любят иллюстрировать этот древнеиндийский трактат фотографиями скульптур из храмового комплекса Каждурахо.

Когда европейцы впервые увидели эти храмы, то были в шоке — на барельефах торжествовал праздник плоти, и эротические сюжеты древних индийских мастеров показались выходцам из пуританского цивилизованного общества просто порнографическими…

Случилось это в 1838 году, когда отряд англичан-военных случайно наткнулся на удивительную деревушку. Достаточно долгое время об обнаруженных храмах было мало кому известно — в XIX веке такие сюжеты могли только шокировать публику.

Храмы оставались в стороне от туристических маршрутов, только отдельные специалисты-искусствоведы занимались изучением необычных произведений человеческих рук.

Сооружены уникальные храмы были в X-XII веке династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией в те времена. Всего было построено 85 подобных храмов, из которых только 22 дожили до наших дней.

Фасады этих уникальных сооружений заполнены не только откровенными изображениями любовных игр, но и немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен и т.д.

Храм во славу женщины

Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты. Представительницы прекрасного пола изображаются в различных проявлениях. Они пишут письма, играют с детьми, вынимают занозу из ступни, смотрят в зеркальце на свое прекрасное отражение, расчесывают чудесные волосы, играют на флейте, танцуют…

Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру.

Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви.

Так или иначе, но эти храмы действительно воспевают человеческую страсть, и даже современным туристам, которых уже ничем не удивить, некоторые любовные сцены, запечатленные в камне, кажутся чересчур откровенными.

Единство души и тела

Существует множество точек зрения на то, зачем же собственно были изображены столь интимные сексуальные картины на стенах храма. Можно это объяснять по-разному. Во-первых, индийская культура изначально имела тесную связь с сексуальными мотивами, не видя ничего постыдного в эротике.

К слову говоря, когда в Индию пришли англичане и стали активно насаждать свое мировоззрение и перевоспитывать «диких туземцев», то во многом сломали естественное отношение индусов ко многим вещам. Они, как Адам и Ева в раю, вдруг увидели, что они наги, и им захотелось прикрыться.

Тысячи лет индусы не видели ничего плохого в занятиях сексом, но под воздействием англичан-пуритан вдруг осознали, что это плохо и начали пересматривать свои взгляды. Сейчас Индия, пожалуй, одна из самых целомудренных стран, где запрещены многие увеселения эротического толка, а сексуальная цензура, наверно, построже, чем в СССР.

И это сказалось и на самих храмах в Каджурахо — один из индусских лидеров даже предлагал разрушить храмы, а другой — завесить изображения, чтобы не смущать покой и целомудрие жителей Индии и туристов. Но к счастью, пока это не случилось, и храмы по-прежнему радуют глаз своими изображениями. Вернемся к вопросу, почему же здесь существует такое большое количество изображений плотских утех.

Отметим одну деталь — если на внешней стороне храмов царит праздник плоти, то внутри зданий нет никаких скульптур. Древние мастера говорили — если вы остаетесь снаружи, с восхищением рассматривая многочисленные картины, связанные с актами любви, то ваша сексуальность еще не дает вам войти в храм, чтобы остаться наедине со своей душой. Если, попав в пустой храм, вы чувствуете, что снаружи вам было «интереснее», значит, ваша плоть еще торжествует над вашим духом, и он пока не прикоснулся к божественному…

Поп-дивы без поддержки

Интересный эпизод, связанный с Каджурахо, произошел несколько лет назад. Тогда на пике популярности была английская поп-группа «Спайс Герлз». Эта группа, которая прославилась помимо прочего и сексуальными образами своих участниц, собиралась выступить в Индии, в этом знаменитом храмовом комплексе.

Но деятели индийского искусства в один голос начали утверждать, что не позволят европейцам оскорблять свои чувства. Тогда прозвучала фраза, которая очень ясно выражает разницу между «цивилизованным» европейским миром и «нецивилизованным» восточным: «Эротика Каджурахо является частью индийского взгляда на мир. Группе не будет разрешено использовать храмы как «эротическую поддержку» для своих шоу. Сексуальность без духовности превращается в порнографию»...

Храмы камасутры в Кхаджурахо (18+!!!)

В самом центре индийского штата Мадхья-Прадеш расположен небольшой населенный пункт Кхаджурахо. В городке насчитывается немногим более 19 тысяч жителей. Но, тем не менее, Кхаджурахо является одним из самых массовых туристических направлений в Индии. Колорит этому месту придает удивительный храмовый комплекс, построенный около 1000 лет назад.

Храмы Кхаджурахо были построены между 950 и 1050 нашей эры во времена правления династии Чандела. Эти храмы считаются пиком индийского архитектурного гения Средневековья. Первоначально храмов было 85, и лишь 22 из них существуют и ныне. С угасанием династии Чандела эти великолепные храмы были преданы забвению и стали уязвимы перед разрушительными силами природы. И только в 20 веке храмы были вновь «открыты», отреставрированы и получили признание, которого они справедливо заслуживали.

Эти храмы — свидетельство не только мастерства их творцов, но также и широты взглядов Чандела Раджпутов, под чьим чутким руководством и были построены все эти храмы. Архитектурный стиль храмов тоже довольно своеобразен для тех времен. Храмы настолько филигранны, что складывается впечатление, что они высечены из единого монолита. На самом деле храмы созданы из песчаника без использования раствора. Мегалиты составлялись с помощью цапфовых соединений и удерживались вместе силой тяжести. Подобный способ строительства требует очень точных соединений.

Внешние стены храмов украшены тысячами весьма реалистично созданных скульптур, благодаря которым комплекс и стал известен миру. Скульптурные композиции изображают эротические сцены. Небольшая часть из них — это сцены совокупления, которые носят откровенный, порой порнографический характер. Однако внутри храмов никакой порнографии нет.

Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.

Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

Прекрасные женщины Кхаджурахо

Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.

В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Смотрите фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа) (и ) (Прим. А.Колтыпина)

Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому? »

Смотрите также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "

Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».

Заключение


Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...

Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.