Регулярный сад — лаконичная торжественность. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: характерные черты и подбор растений Для какой страны характерен регулярный стиль

Регулярный стиль, то есть повсеместный, характерный для той или иной области, без излишеств и дополнительных включений. В этом стиле предпочитают оформлять свои участки люди, консервативные в суждениях, не терпящие излишних наворотов и дополнений. Этот стиль можно охарактеризовать «строго и со вкусом».

Однако, отсутствие дополнительных украшений не по стилю не означает, что участок будет скучен и уныл. Оформляя его в таком стиле, можно вспомнить о традициях других стран, воспользоваться соответствующим декором и прекрасный участок будет радовать вас своей простотой и изысканным вкусом.

Общие характеристики

Для регулярного стиля характерны спокойные сочетания цветов, выдержанность гаммы и гармония в сочетании красок. Здесь вы не увидите радужных переливов клумб и веселеньких пластмассовых цветочков. Симметричность и правильность форм, краткость и минимализм, вот, что характеризует общий регулярный стиль.

Из растений преобладают тщательно сформированные выстриженные кустарники, ровный ковер свежего газона, спокойные и неброские клумбы. Поэтому, в регулярном стиле как нельзя лучше впишется универсальный или партерный рулонный газон. Он добавит свежести и не испортит вид, уход за ним не доставит неудобств и на участке будет царить покой и гармония. В партерные газоны также можно вклеить ковровые клумбы, а изрезанные очертания рулонного газона помогут создать неповторимый узор и оригинальный подход в таком консервативном решении.

Декор

На садовом участке, выполненном в регулярном стиле очень хорошо вписываются скромные и изящные фонтаны, скульптуры, каменные ровные дорожки и строгие фонари. Очень украсят участок и керамические изделия, однако, не стоит ими увлекаться, тем более, если участок сравнительно небольшой.

Под девизом «Долой нагромождения!» оформление участка в регулярном стиле можно считать выполненным. Обладатель такого участка выделится среди остальных и ещё раз докажет преимущество выдержанности и классических решений над вычурными и аляпистыми дачами.

Написал стихотворение трагическое и ироническое. «Это какая улица? // Улица Мандельштама. // Что за фамилия чертова - // Как ее ни вывертывай, // Криво звучит, а не прямо. // Мало в нем было линейного, // Нрава он был не лилейного, // И потому эта улица, // Или, верней, эта яма // Так и зовется по имени // Этого Мандельштама». Полагаю, оно является вариацией темы «Памятника» Горация. Памятником оказывается яма (могила) - в силу своей физической иррегулярности. А еще мне, прошу прощения за урбанистический взгляд, кажется, это очень неординарное размышление о природе линейной и свободной планировки. Как ни странно, в истории мы не наблюдаем эволюции от городов иррегулярных к регулярным. Казалось бы, сначала должно появиться поселение свободной формы, потом ему должны придать геометрический порядок. Однако и в Вавилоне, и в Мохенджо-Даро (главном городе Хараппской цивилизации), и в Гизе (Египет, Древнее царство), то есть во всех центрах изобретения городской цивилизации, мы с самого начала сталкиваемся с регулярными планами. Это даже завораживает. Изобретение регулярной планировки оказывается современным изобретению города вообще. Стоит напомнить, что города появляются примерно тогда же, когда и письменность. Не знаю, насколько оригинальным является это сравнение, но для археолога или человека с филологическим опытом очевидно визуальное сходство регулярных планов древних городов с древнейшими памятниками письменности - будь то хеттские клинописные таблички или египетские рельефы и папирусы. Письменность и регулярный план - это изобретения-современники и, как мне кажется, родственники. Если угодно, регулярный план - это текст, написанный прямо на земле. Тем более поразительно, что одновременно существуют города регулярные и иррегулярные. Изобретение регулярности выглядит колоссальным цивилизационным скачком, но оказывается, что им можно пользоваться, а можно и нет. Это все равно как изобрести колесо и откатить его в сторону. С семиотической точки зрения прямоугольные кварталы на территории являются знаками-индексами в классификации Чарльза Пирса (то есть такими, в которых означающее физически связано с означаемым - как, скажем, этикетка с бутылкой, на которую она наклеена). Это индексирование в древности происходило буквально, путем разметки плана города на местности, прочерчивания границ плугом (как делал Ромул при основании Рима). В известной степени так же происходит до сих пор (с той разницей, что план сначала вычерчивается на бумаге или в компьютере). Вопрос - что означают эти прочерченные на земле прямоугольные знаки? И почему ими можно не пользоваться, что заменяет эти знаки, когда регулярной планировки нет? Об этом и говорит Мандельштам. Улица потому получает его имя, что она (яма) и он (поэт) «нелинейны». Индексом для иррегулярной территории является человек. Следом такого означивания человеком места являются наши именования улиц - хоть той же улицы Мандельштама, которая таки появилась в Воронеже, хоть Немцова моста, который так пока и не появился в Москве. Из таких обжитых и означенных смертью мест и складывается органическое, иррегулярное поселение. За этим стоит представление о неразрывной, сакральной связи человека и территории. Вспомните запреты на продажу земли в феодальной экономике, принципы майората - живые знаки-индексы не могут меняться или дробиться. Кстати, забавным рудиментом этой идеи в современной экономике является необходимость нотариального заверения купли-продажи недвижимости (чего не нужно делать ни с едой, ни с одеждой, ни с механизмами): земля - это такой товар, покупка которого за деньги не вполне законна, нарушает порядок вещей, и требуется юридическая процедура его восстановления. Что означает регулярный прямоугольник территории, если при свободной планировке участок индексирует связанный с ним конкретный человек? Если бы, скажем, в Мандельштаме было «много линейного», если бы это был такой стандартный, «прямоугольный» Мандельштам, то его имя ничего не говорило бы о месте. Его человеческое качество свелось бы к квадрату. Здесь стоит вспомнить о роли геометрии в древних цивилизациях. Пифагорейцы, а за ними Платон, видели в геометрии выражение метафизического порядка мироздания. Отсюда проистекают эзотерические следствия учений о пропорциях, но в случае с регулярной планировкой речь идет о самом элементарном геометрическом порядке. Однако смысл его не столько элементарен, сколько очень обобщен. Сама акция соотнесения территории с геометрическим порядком делает ее причастной к порядку разума. Природа не знает прямых углов, регулярная территория - это не просто terra, но terra sapiens. Если угодно, иррегулярный город сплошь состоит из имен собственных - он размечен уникальностью судеб тех, кто здесь жил и умер. Регулярный город - это город местоимений. В каждом конкретном квартале может жить кто угодно, а может не жить никто, для прямоугольных территорий важно только одно их свойство - наличие сознания. Спиро Костоф потратил много сил на то, чтобы доказать, что регулярность планировки города не имеет политического смысла. Его аргументы не лишены убедительности и остроумия. На основе сетки устроены города демократические (как у греков или американцев) и авторитарные (как в Древнем Китае, Риме или в СССР) - форма города ничего не говорит об устройстве власти. «Сетка - это сетка и ничего, кроме сетки» - вот формула Костофа. Она звучит прекрасно, но я не могу согласиться. Сетка не имеет конкретного политического смысла, но сетка имеет политический смысл как таковой. Сетка - это власть. Это не обязательно власть авторитарная. В традициях американской урбанистики принято связывать регулярную сетку с демократическим устройством, и это естественно для людей, у которых есть Нью-Йорк. Отцы-основатели США полагали, что правом голоса обладает землевладелец, а земельное законодательство этого времени предписывало размечать землю в ортогональной сетке, так что вместе получался яркий пространственный образ демократии - все граждане равны, у всех равные наделы, каждого можно свести к квадрату. Однако при этом стоит иметь в виду, что и Мэдисон, и Джефферсон, и Джей, и даже Гамильтон были людьми Просвещения и классицизма и, придумывая страну, вдохновлялись моделью древнегреческой колонизации. Сами по себе люди, поселившиеся рядом, в силу, я думаю, невозможности сбалансировать два базовых стадных инстинкта - права на равенство и права на первенство - не могут разделить свою территорию на равные прямоугольные части. Для этого нужен внешний фактор, осуществляющий это деление. Конечно, города мормонов (Солт-Лейк-Сити), греческих колонистов (Милет, Приена), римские военные лагеря (Тимгад, Сплит), сталинские и муссолиниевские города имели разное политическое устройство. Однако у них есть одна общая черта - все они были средствами колонизации территории. Я считаю, что это право - право перевода пространства из terra inconscia в terra sapiens - является прерогативой власти. Колонизация - это превращение диких территорий в цивилизованные еще до того, как на них поселились цивилизованные горожане. Колонизация может иметь самые разные цели - хозяйственные, административные, религиозные, - но эти цели достигаются с помощью политической власти. Если город основан железнодорожной компанией (как, например, Галва, штат Иллинойс) для спекуляции земельными участками, то это означает, что политическая власть в городе принадлежала железнодорожной компании, а если в 1833 году Джозеф Смит нарисовал идеальный план Сиона, воплощенный, по итогам исхода мормонов, в Солт-Лейк-Сити, то это значит, что политическая власть в этом городе принадлежала мормонам. Колонизация - властный жест. Если мы встречаем примеры добавления к городу с иррегулярной планировкой регулярной части (как в Неаполе) или сталкиваемся с регулярной перепланировкой исторического города - это улика вмешательства власти. Пожалуй, один из наиболее ярких примеров в истории градостроительства - перепланировка российских городов Екатериной Великой, учрежденной ей комиссией Ивана Бецкого, когда большинство из них получили регулярные планы. Этот грандиозный опыт можно связать с высказанной Александром Эткиндом идеей «внутренней колонизации» как основной стратегии российской государственности. Регулярный план был одновременно и средством модернизации страны, и признаком политического доминирования. Напротив, если мы сталкиваемся с постепенной утратой регулярности в городе - а это история большинства европейских городов, выросших на римской основе, - то перед нами след «ухода» власти из города. Так происходило вплоть до ХХ века - и вдруг все перевернулось. Бесконечные новые районы СССР, отчасти Европы (Франция, Германия), Азии - колонизация спальными районами происходит в форме оккупации свободных пятен без всяких признаков регулярности. Напротив, квартальная застройка исторических центров начинает ассоциироваться со свободной городской жизнью, традициями и «правом на город» (термин Анри Лефевра 1968 года, акцентирующий права городских сообществ в противостоянии власти и спекулятивному девелопменту). Как это возможно? Мне кажется, для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что в традиционном городе прямоугольник квартала застраивался сравнительно свободно. Мы встречаем там большое разнообразие форм - от городских вилл до многоэтажных домов-каре, от дворов-колодцев до парадных внутренних улиц. Свободная планировка спальных районов неотделима от стандартных жилых ячеек многоквартирных домов. Многоквартирный индустриальный дом - это регулярный город, сведенный в один объем, квадрат квартала, превратившийся в кубик квартиры. Именно поэтому, мне кажется, индустриальное многоквартирное жилье имеет достаточно ощутимый привкус репрезентации власти, и авторитарные режимы - как Россия или Китай - отдают заметное предпочтение этой форме расселения. Так власть становится ближе, интимнее: она приходит к вам в квартиру. По сравнению с этим клетки кварталов кажутся символами гражданских свобод и неформальных сообществ горожан.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
высшего профессионального образования
ставропольский государственный
аграрный университет

Кафедра «Экологии и ландшафтного строительства»

Курсовая работа на тему:
« Элементы регулярного сада»

Выполнил студент
очного отделения 5 курса
специальность: «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Герасименко А.А.

Руководитель к.г.н. ,доцент, Кондратьева А.А.

Ставрополь, 2010 г.
Содержание

    Введение
    Из истории регулярного стиля
    Характеристика стиля
    Элементы регулярного стиля
    Растения для регулярного сада
    Материалы, использованные в оформлении
    Регулярный стиль в наше время
    Список используемой литературы
    Введение
Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке необходимо определиться со стилем его оформлений. А это уже сложный вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный дизайнер.

Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время.

Истоки садовых стилей уходят вглубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.


Основными направлениями в ландшафтном дизайне считаются регулярный и пейзажный стили, а также их ответвления – сельский сад, хайтек, модерн. В данной работе будет дана характеристика регулярному (классическому) стилю.


2. Из истории регулярного стиля
Классический или регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV, в эпоху апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и власть, покорение окружающего его мира.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей . Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).
Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.
Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.

3. Характеристика стиля
Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Наиболее широкое распространение этот стиль получил в садах и парках Италии. Ее сады оказали сильное влияние на композиции садов северных стран.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: "зеленая скульптура", "растительная архитектура", а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.
Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.
Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки- шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

4. Элементы регулярного стиля
1)Размер участка
Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.
2)Рельеф
Также стоит отметить, что регулярный сад – это плоская территория с отсутствием перепадов рельефа. Поэтому нередко приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки , экраны и другие специальные конструкции.
3)Планировка
Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.
4)Партер
Главным элементом в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.
5)Партерный газон
К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон – это фон для солитеров и для партерных цветников.
6)Партерный цветник
Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.
7)Водоем
Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.
8)Живые изгороди
Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров – еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.
9)Топиары
Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

5. Растения для регулярного сада

При оформлении регулярного сада широко используются вечнозеленые растения, способные сохранять свою декоративность и в зимнее время. Чаще всего эти растения легко поддаются стрижке, что соответствует особенностям классических садов. Это позволяет придавать кронам различные геометрические формы, создавать зеленые коридоры, боскеты, бордюры. Для создания топиарных форм походят такие растения как:

      Хвойные:

      - барбарис (обыкновенный, тунберга)

      - вяз

      - ель (колючая, обыкновенная)

      - кизильник (блестящий)

      - можжевельник (обыкновенный)

      - туя (западная)

      - самшит (вечнозеленый) и др.

      Лиственные:

      - клен (полевой, татарский)

      - липа (крупнолистная, маньчжурская)

      - чубушник

      - лох (серебристый)

      - сирень (венгерская)

      - спирея и др.

Это лишь немногий перечень деревьев и кустарников, который позволяет подчеркивать строгие симметричные линии, создавать округлые формы. Особенностями этих растений является медленный рост, способность держать линию, плотная поверхность растения. Многие из растений способны цвести в стрижке (айва, барбарис, вишня войлочная и др.) Сочетание различных видов растений позволяет создать эффектные контрастные сочетания т.к. различные виды и сорта растений имеют разнообразную окраску листвы: барбарис и кизильник – бордовые; груша лохолистная и облепиха крушиновидная – листва серебристая, золотистые формы чубушника, разные оттенки зеленого цвета у большинства видов. Также многие из растений имеют эффектную окраску в осенний период: барбарис, калина гордовина, клены гиннала, татарский, спирея и др.

В цветочном оформлении классических садов чаще всего используют однолетники, что позволяет в течение вегетационного периода несколько раз изменять палитру и микроструктуру партера по мере отцветания растений и их замены. Ранней весной ассортимент клумб и цветников в основном представляют луковичные растения: геоцинты, тюльпаны, нарциссы и др. Затем их сменяют другие лиственно-декоративные: колеусы, декоративная капуста, хосты, цинерария приморская и др.; цветочно-декоративные: петуньи, тагетисы, герань, лобелия, агератум, астры и многие другие.

Не малое значение занимают и вьющиеся растения. Арки, перголы, беседки часто уплетены такими видами как актинидия, ипомея, роза плетистая. Часто можно встретить античную скульптуру нежно уплетенную плющом, виноградом девичьим (партеноциссус), хмелем.

Главным элементом регулярного сада является конечно газон. Он служит фоном для восприятия древесно-кустарниковых композиций. Искусно разработанные газонные партеры на фоне инертных материалов являются самостоятельной и весьма декоративной частью классического сада (Большой Итальянский фонтан в Петергофе окружен таким партером). Большинство газонных трав являются представителями семейства злаки. Чистые сорта высаживаются редко, обычно газон – это различные комбинации всего четырех видов и их сортов: мятлик луговой, овсяница красная, полевица гигантская, райграс многолетний.
и т.д.................

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений - уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и центром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор - особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1)Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2)Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3)Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Характерными признаками таких садов были каменные стены, которые их ограждали. Часто эти стены дополняли водные рвы или небольшие павильоны. Грядки имели прямоугольную форму, а между ними часто были проложены дощатые, кирпичные или каменные дорожки. На грядках росли коренья и овощи, а также растения, с помощью которых отпугивали насекомых или готовили «любовные напитки».

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Широко использовались душистые травы, которые использовались как для того, чтобы напомнить человеку о рае, так и для того, чтобы очистить замки от дурных запахов. Розы, которые крестоносцы принесли с Ближнего Востока, особенно ценились в качестве декоративных цветов. В местах, предназначенных для различных светских увеселений и рыцарских турниров, любили устраивать «луга цветов».
С наступлением Ренессанса садово-парковая культура стала широко распространённой. Именно в эту эпоху появилась большая часть образцовых парков и садов, подобных садам Версаля, которые и поныне являются культурным достоянием Европы. Основу для всех стилей заложили пейзажный и регулярный стиль.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан "Аптекарский огород", существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

В наши дни русский парковый стиль используется всё шире. Нечто близкое по духу встречается и за пределами России. Так, в Германии в настоящие дни популярен стиль «натургартен», во Франции «жарден дю натур» а в Англии «экогарден».

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.