События в России конца XVIII века. События в России конца XVIII века 18 век все события

18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!..
А.Н. Радищев

В череде столетий европейской истории 18 век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, – ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.
Под мелодичные перезвоны клавесинов и арф в быту, головах и сердцах европейцев совершилось одновременно несколько революций, из которых только две мы обычно называем собственно «революциями»: Великую французскую и войну за независимость Соединенных Штатов Америки. Между тем, они лишь поставили пропахшие кровью и порохом точки в предложениях, которые Европа прилежно писала весь 18 век.
Итак, сперва немного о революциях.

Революция на столах

Главное достижение «осьмнадцатого столетия» состоит в том, что оно в принципе покончило с голодом на территории основных стран Европы. «Хлебные бунты» в Париже пускай нас не очень смущают: чаще бунтовали из-за отсутствия или дороговизны уже привычного белого хлеба. Так что легкомысленная фраза Марии Антуанетты («Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные») в чем-то не так уж и легкомысленна. Да, перебои с поставками хлеба в крупные города случались, однако по части совсем уж голода Европа отстрелялась сполна в самом начале 18 столетия, когда во время неурожая даже к столу мадам Ментенон стали подавать черный хлеб.
В 18 веке кардинально меняется меню европейца. Старая триада (хлеб – мясо – вино) дополняется новыми продуктами: картофелем, кукурузой, шпинатом, зеленым горошком, чаем, кофе и шоколадом (которые становятся все более популярными лакомствами). Да и прежние три «кита» европейской диеты существенно меняют свое «лицо». С середины 18 века во Франции ржаной хлеб вытесняется пшеничным на молоке (знаменитые «французские будки» принесли в Европу на своих штыках солдаты Наполеона).
С улучшением животноводства постепенно насыщается рынок мяса, крайне стесненный мощным приростом населения в предыдущие три века. Конечно, для большинства европейцев мясо еще доступно не в самой полезной форме: в виде солонины и всяких копченостей. Однако с рыбой пока было еще сложней: говорили, что бедняки могли лишь наслаждаться ароматом свежей рыбы.
Наконец, климат и вкусовые предпочтения определили и особенности потребления алкогольных напитков. Юг и юго-запад Европы выбрали вино, север и северо-запад – пиво, а самый лихой и холодный северо-восток – разумеется, водочку.
Приток сахара (вообще говоря, пока весьма недешевого) позволил заготавливать впрок фрукты и ягоды (и витамины на зиму). Правда, в начале 18 века варенье было еще таким редкостным и ценным продуктом, что, например, парижане преподнесли его в дар Петру Великому.
Все эти, казалось бы, чисто кулинарные новшества произвели настоящую революцию. Достаточно сказать, что не знавшая дефицита мясных продуктов Британия во многом именно этому обязана мощным приростом населения в 18 веке, – без чего, собственно, не случилось бы и Британской империи. А любовь американских колонистов к чаю привела к их возмущению взлетом пошлин на чай, введенном английскими чиновниками (так называемое «Бостонское чаепитие»). Говоря фигурально, из чашки разлитого чая и родились Соединенные Штаты Америки.
Революция на столах двигала вперед развитие общества. Без нее Европа и Северная Америка не стали бы в 19 веке гегемоном остального мира.
(К слову сказать, 18 век вплотную занялся и сервировкой европейского стола, чему так поспособствовало производство фарфора, гурманство взамен обжорства и повышение гигиенических норм. Правила поведения за столом, посуда и столовые принадлежности явились к нам (во всяком случае, на уровне посольских и ресторанных банкетов) оттуда, – из «осьмнадцатого столетья»).

Революция в головах

18 век обычно называют эпохой Просвещения, хотя само это слово слишком вяло и приблизительно определяет те процессы, что шли в головах европейцев между 1700 и 1804 годами (указываю год смерти И. Канта).
Европейские мыслители порывают с богословием и отграничивают сферу собственно философии от естествознания. Согласно ньютоновой механистической картине мира, бог нужен лишь как тот, кто дал первотолчок развитию природы, и дальше мир покатился от него вполне уже сепаратно.
18 век – век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Любой пафос и риторика кажутся неуместными ни при каких обстоятельствах. Умирая от рака, маркиза, у которой служил Руссо, испускает газы, заявляет, что женщина, способная на такое, еще поживет, – и отдает богу душу, можно сказать, с дерзко беспечной улыбкой.
Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). Но все эти теории сейчас, на дистанции лет, не кажутся взаимоисключающими. Все они вертятся вокруг человека, его способности понять окружающий мир и преобразовать его в соответствии со своими потребностями и представлениями о «наилучшем».
При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Общий настрой европейской философии 18 века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад».
Увы, кровавые ужасы Французской революции заставят в корне пересмотреть благодушное заблужденье философов, – но сделает это уже следующее столетие. Однако чисто европейская идея прав личности утвердится тогда, в 18 веке, – утвердится как самая базовая ценность.

Революция в сердцах

«Век разума» не состоялся бы во всем своем блеске без революции в сердцах. Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченней.
Бессмертным свидетельством этого стала великая музыка 18 века, – быть может, одно из высочайших достижений в истории человечества.
Замечательный французский композитор начала 18 века Ж.Ф. Рамо первым сформулировал самоценную роль музыки, которая прежде считалась лишь подспорьем для слова. Он писал: «Чтобы по-настоящему насладиться музыкой, мы должны полностью раствориться в ней» (цит. по: Г. Кенигсбергер, с. 248).
Музыка гораздо точнее и тоньше выражала эмоции времени, чем зажатое условностями подцензурное слово. Для образованного европейца она стала насущной необходимостью. В библиотеках чешских и австрийских замков наравне с книгами теснятся на полках нотные папки: музыкальные новинки читались здесь с листа, как газеты, – и так же жадно!
Музыка 18 века еще полна массой условностей, заданных формул. Именно наличие этих общих мест позволяло композиторам быть такими плодовитыми (свыше 40 опер у Г.Ф. Генделя, более 200 концертов для скрипки у А. Вивальди, более 100 симфоний у И. Гайдна!) Одновременно она еще настолько демократична, что дает шанс даже и дилетантам: Ж.Ж. Руссо сочиняет оперу, которая пользуется успехом при дворе, и сам король, страшно фальшивя, напевает оттуда свою любимую ариетку.
Музыка 18 века теснейшим образом была связана с жизнью и бытом. Бах рассчитывал, что его духовную музыку может исполнить хор прихожан в церкви, а самый любимый бытовой танец менуэт становится неотъемлемой частью любой симфонии вплоть до эпохи Бетховена…
Каждая страна в 18 веке именно через музыку осознает свою самобытность. Немец Г.Ф. Гендель привез пышную итальянскую оперу-сериа в туманный Лондон. Но античные сюжеты показались британской публике чересчур отвлеченными и нежизненными. Практически не меняя музыкальную форму, Гендель переходит к созданию ораторий, – которые как бы являются теми же операми, но только в концертном исполнении, при этом они написаны на горячо пережитые слушателями сюжеты из Библии. И самая широкая публика с восторгом откликается на это, – духовные оратории Генделя делаются национальным достоянием, их исполнение выливается в патриотические манифестации.
Итогом музыкального развития 18 века становится творчество В.А. Моцарта. Гениальный австриец вводит в музыку новую тему – тему судьбы своего творца, то есть вводит личность современника с его простыми и насущными желаниями, радостями и страхами. «Вообще Человек – тварь божья» благодаря этому превращается в музыке в человека конкретной эпохи, обретает черты реальной личности и судьбы…

Революция в манерах

Строго иерархизированное феодальное общество всегда уделяет особое внимание этикету. Он – средство подчеркнуть статус (упорядоченное неравенство) общественного положения.
Конечно, этикет продолжает господствовать в отношениях между людьми и в 18 веке. Послы задерживают вручение верительных грамот, если вовремя не приходят бумаги, подтверждающие, что их дворянство восходит как минимум к 14 столетию. В противном случае при церемонии представления в Версале король не сможет обнять и поцеловать жену посла, а только ее поприветствует! Этикет до такой степени владеет умами придворных, что иные из них на полном серьезе уверяют, будто Великая французская революция разразилась из-за того, что генеральный контролер финансов Неккер явился к королю в туфлях с бантами, а не с пряжками!
Однако сами монархи уже порядком устали от всех этих условностей. Людовик Пятнадцатый прячется от уз этикета в будуарах возлюбленных, Екатерина Великая – в своем Эрмитаже, а Мария Антуанетта не может проглотить и куска на традиционной публичной королевской трапезе и насыщается после, уже в одиночестве.
Двору противостоит салон, аристократический и буржуазный, где хозяева и гости общаются накоротке. Тон задают августейшие особы. Регент Франции Филипп Орлеанский-младший провозглашает на своих оргиях: «Здесь запрещено все, кроме наслаждения!»
Но льдина феодального этикета тает медленно и неравномерно. Еще в 1726 году лакеи знатного сеньора могут поколотить палками модного автора де Вольтера за дерзкий ответ их господину. Еще в 1730 году церковь может отказать в погребении знаменитой актрисе Адриенне Лекуврер (невзирая на то, что это – любовница маршала Франции), ибо при жизни она занималась «позорным ремеслом лицедейки».
Но уже спустя двадцать лет в той же Франции статус художника меняется, – художник буквально заставит короля уважать свое человеческое достоинство. А дело было так. Разобидевшись на Людовика Пятнадцатого, знаменитый мастер пастельного портрета Латур долго отказывался увековечить «саму» маркизу Помпадур. Когда же ей удалось уломать капризулю, художник разоблачился при ней почти до рубашки. Во время сеанса вошел король. «Как, мадам, вы клялись мне, что нам не будут мешать!» – завопил Латур и бросился собирать мелки. Король и его метресса едва уломали виртуоза пастели продолжить сеанс.
Конечно, в феодальном обществе все определяет звание, а не талант. Моцарт пишет, что за столом зальцбургского архиепископа его место выше лакея, но ниже повара. Но в это примерно время уже буржуазная Англия хоронит «лицедея», великого актера Д. Гаррика, в Вестминстерском аббатстве!
Кризис феодального общества порождает новое представление о человеке. Теперь идеалом является не феодальный сеньор или придворный вельможа, а частное лицо, «добрый человек» во Франции, джентльмен в Англии. К концу века в этих странах не знатность, а успех, талант и богатство определяют статус личности в обществе.
Вот характерный анекдот на эту тему. Наполеон терпеть не мог композитора Керубини. Как-то на приеме во дворце, после представления всех присутствующих, император снова демонстративно осведомился о фамилии «этого господина». «Все еще Керубини, сир!» – резко ответил ему маэстро.
В остальных странах на эмансипацию личности уйдет едва ли не половина следующего столетия…

Петр открывает Европу

В 18 веке на европейскую политическую сцену вышла очередная великая держава – Россия. «Презентация» нового политического гиганта состоялась весной и летом 1717 года, когда посольство все еще загадочных, но уже чуть европезированных «московитов» посетило ряд европейских столиц.
Увы, ни в Париже, ни в Берлине русскими богатырями во главе с царем Петром очарованы не были.
А теперь подробности.
В конце апреля того года русские явились на французскую границу. Версаль выслал навстречу им одного из самых элегантных своих придворных маркиза де Майли-Несле. Маркиз нашел русских… естественно, в кабаке, храпящих и заблеванных. Языком ворочал лишь Петр.

2 е тысячелетие до н. э. XX век до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. 1809 1808 1807 1806 … Википедия

Серия памятных монет Банка России «Эпоха Просвещения. XVIII век» Основная статья: Памятные монеты России Содержание 1 Эпоха Просвещения. XVIII век 1.1 3 рубля Троицкий собор … Википедия

3 тыс. лет до н.э. - XVIII век н.э. - 3 тыс. лет до н.э. XVIII век н.э. XIX век 1900 1950 1950 1980 1980 2000 XXI век Около 3 тысяч лет до н.э. Древние египтяне, жители Междуречья и обитатели государств Ближнего Востока собирают … Нефтегазовая микроэнциклопедия

1702, октябрь. Взятие русскими войсками в ходе Северной войны крепости Нотебург (Орешек). 1702 1704. Восстание камизаров в провинции Лангедок (Франция). 1702 1714. Правление в Англии королевы Анны последней из династии Стюартов. 1703, апрель.… … Энциклопедический словарь

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

Книги

  • , Пахсарьян Н.. Авторы статей, составляющих разделы монографии, представляют различные аспекты эмоциональной жизни`века разума`, воплощенные в философских сочинениях, поэзии, драматургии, прозе, а также…
  • XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи просвещения , Пахсарьян Н.. Авторы статей, составляющих разделы монографии, представляют различные аспекты эмоциональной жизни "века разума", воплощенные в философских сочинениях, поэзии, драматургии, прозе, а также…

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век , решившего в короткие сроки изменить , время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права.

Но в то же время для этого периода характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице появился первый театр.

Конец 18 века - расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, скульптора Федота Шубина.

Теперь рассмотрим более подробно основные события 18 века и исторических персонажей того времени. В конце 17 века, в 1676 году умирает , и на престол вступает его сын Федор Алексеевич. Петр Алексеевич, ставший впоследствии императором станет царем в 1682 году.

В 1689 году Петр с подачи матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, женится на Евдокии Лопухиной, а значит, достигает, как считалось в то время, совершеннолетия.

Софья, которая хотела остаться на троне, подняла стрельцов против Петра, но бунт был подавлен, после чего Софью заточили в , а престол переходит к Петру, хотя до 1696 г. формальным соправителем Петра был его брат Иван Алексеевич.

Имел довольно примечательную внешность. Рост его был 2м 10 см, он был узок в плечах, имел длинные руки и необычную походку, так что его приближенным приходилось не просто идти за ним, а бежать.

С 6 лет Петр стал обучаться грамоте и получил по тем временам энциклопедическое образование. Оставшись без отца, Петр занимался самовоспитанием. С разрешения царевны Софьи создает личную потешную гвардию, а в дальнейшем именно эти два потешных полка - Преображенский и Семеновский сыграли большую роль, когда Петр пришел к власти. Кроме этого, любимой забавой юного царя был расстрел бояр пареной репой.

Постепенно у царя появились и "любимые" приближенные, причем это были разные люди. Александр Данилович Меньшиков или попросту Алексашка, сын дворцового конюха, который с должности царского денщика стал светлейшим князем, богатейшим человеком; "немец" (голландец) , ставший главным советчиком царя после его воцарения на престоле.

Именно посоветовал Петру наладить внешнюю торговлю, но проблема заключалась в одной из двух известных российских бед - дорогах; России был нужен выход к морю через Швецию, Турцию. Петр I предпринимает , второй из которых был успешным и закончился основанием крепости Таганрог (на мысе Таганий Рог).

Война с Турцией, начавшаяся в 1697 г. показала, что России необходимы кредиты, союзники и оружие. Для этого в Европу отправляется Великое посольство, в котором Петр I числился как простой человек - урядник Петр Алексеевич. Он был первым русским царем, который посетил Европу.

Вернувшись из путешествия, и окунувшись снова в жизнь в России, Петр ее возненавидел, решил полностью переделать и, как известно, это ему удается.

Реформы Петра I, с которых он начал свои преобразования, заключались в следующем:

  • войско, создал наемную армию, которую одевает в почти европейскую форму и ставит во главе иностранцев-офицеров.
  • Перевел страну на новое летоисчисление, с Рождества Христова, старое велось с сотворения мира. 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый Год.
  • Обязал каждые 10 тыс. дворов построить 1 корабль, в результате Россия получила большой флот.
  • - в городах было введено самоуправление, во главе городов поставлены бурмистры. Хотя на этом "европеизация" городов была закончена.

В 1700 г. Петр I решает начать войну со Швецией, которая закончилась в 1721 г. Началась неудачно, Петр потерпел поражение под Нарвой, бежал с поля боя еще до начала сражения, но раскаялся в этом и решил перестроить свою армию. Преобразования производились, исходя из потребностей войска. Для войны были нужны пушки, в результате на них переливают колокола русских церквей, затем строятся металлургические предприятия.

К середине века в стране действовало 75 металлургических предприятий, которые полностью обеспечивали потребности страны в чугуне, почти половина продукции шла на экспорт. Нужно было вооружать армию, поэтому строятся оружейные заводы. Кроме этого, Петр I приказывает строить полотняные заводы. Развивается судостроение, канатное, кожевное и стекольное производства.На судостроительных заводах строятся галеры, которые сыграли решающую роль в поражении .

Петр вводит воинскую повинность - рекрутскую - от 20 дворов 1 человек шел служить на 25 лет; также на 25 лет он вводит и обязательную службу дворянству. Эти меры позволили быстро создать новую армию - 20 тыс. матросов и 35 тыс. сухопутных войск.

Петр I понимает, что для России нужны знания и деньги. Для этого он заставил сотни молодых дворян и бояр отправиться за границу учиться, для наблюдения за ними приставлялись фискалы; создал ряд технических ВУЗов (Высшая Артиллерийская школа), где преподавателями были западные профессора.

Для того чтобы побудить учиться не только дворян, но и простых людей Петр издает указ, согласно которому, каждый, кто закончит гимназию, и будет знать иностранные языки, получит дворянство.

Чтобы поднять экономику, царь в 1718-1724 гг. вводит подушную подать (душа-особь мужского пола). Подать была тяжелой и превышала платежеспособность народа . Это спровоцировало рост недоимок.

Чтобы остановить кражи, т.к. активно воровали все, и первым вором был Меньшиков, царь приказывает вешать на дыбу не только подозреваемого, но и всю его семью. Вводится ряд дополнительных сборов - сбор на бороду, на ношение русского платья, штрафовались те, кто не пил кофе.

Чтобы не тратить деньги на наемный труд, Петр I вводит труд крепостной. К заводам приписывались деревни, к городам - ремесленники. Указом 1736 г. работники заводов были закреплены за мануфактурами навечно и получили название "вечноотданых". Эта форма труда тормозила развитие России, избавились от нее только в 19 веке.

Кроме этого, Петр I стремится развивать торговлю. Им вводятся таможенные пошлины на ввозимый товар намного больше, чем на вывозимый. В итоге, к окончанию Северной войны, Россия имела развитую экономику, но она была крепостной.

Время правления Петра - это время преобразований России, время реформ. Кроме перечисленных выше, Петром были проведены административные реформы, социальные, им также была изменена судебная система.


1. Петр делит страну на губернии, во главе губерний стоял генерал-губернатор, единственной формой наказания которого была смертная казнь;
2. Петр в 1711-1721 гг. отменил приказную систему, создал коллегии-прообразы министерств. Глава коллегии назначался царем "по уму, а не по знатности рода", т.е. для службы нужно было хорошее образование;
3. Высшим государственным органом в 1711 г. становится Сенат, который в случае отсутствия царя выполнял его функции;
4. Во главе всей государственной власти был император Петр I. Этот титул был утвержден самим Петром в 1721 г. после окончания войны со Швецией.


В 1722 г. был введен "Табель о рангах", согласно которому все служилые люди делились на 14 разрядов, самым низшим чином был прапорщик. Тот, кто дослужился до 8 разряда, получал дворянство. Была изменена судебная система - "судили не словом, а пером", т.е. все судебные дела оформлялись письменно и судили на основе писаных законов, что дало возможность судьям брать новые взятки.
В 1703 г. столицей России становится Санкт-Петербург, который был построен на костях крепостных. Петр I переселяет в Питер насильственно около 1000 дворян.

В 1725 г. вместе со смертью Петра I началась . В годы царствования , с 1725 по 1727, и , с 1727 по 1730, функции императора выполнял Меньшиков. В правление ,с 1730 по 1740 гг., и Иоана Антоновича, с 1740 по 1741 гг., у власти были разного рода немецкие авантюристы.

При , взошедшей на престол в ноябре 1741 г., видную роль играли , Разумовские - фавориты императрицы. Наследником Елизаветы стал . Он проводил политику, которую не приемлило русское дворянство. В результате, в 1762 г. на престол, после очередного переворота, 33 лет от роду взошла жена - Екатерина II . Было объявлено, что ее мужа Петра убили "случайно".

34 года правления вошли в историю как "золотой век дворянства", т.к. она проводила продворянскую политику. Вслед за своим мужем, Петром III, она разрешила дворянам не служить, провела Генеральное межевание в 1765 г., т.е. поделила землю между дворянами. Появилась возможность купли-продажи залога, что не дало казне ни копейки, но все дворянство было на стороне Екатерины.

Кроме этого, она подарила дворянам за службу, 600 тыс. крепостных, например, досталось несколько тысяч человек. В интересах дворянства она лишает крестьян последних прав - под страхом каторги запрещалось жаловаться на помещика, разрешилось торговать крепостными "в розницу", т.е. безжалостно дробились семьи.

Таким образом, если для дворянства конец 18 века был золотым периодом истории, то для крестьян - самым страшным периодом рабства. Во время своего правления, Екатерина II опиралась на личную преданность фаворитов, воспитала целую плеяду русских политиков, всеми способами подавляла революции, болела идеями философа Вольтера, читала книги Руссо и Монтескье, но восприняла Просвещение по-своему, оригинально.

Она считала, что просвещение должно затронуть только высшие слои общества, не давала свободу крестьянам, т.к. это привело бы к бунту. Особенно сильно испугал Екатерину II (1773-1775), в котором участвовали крепостные крестьяне, казаки, работные люди, башкиры, калмыки. Крестьянская война потерпела поражение, но Екатерина извлекла из нее главный урок - нельзя давать свободу крестьянам, и не отменяла крепостное право.

Преобразования Екатерины Великой


1. Отменила государственные монополии на табак и некоторые другие виды деятельности, что способствовало их развитию.
2. Создала целый ряд учебных образовательных учреждений, например, Вольное экономическое общество, Институт благородных девиц. Так, в Вольном экономическом обществе изучали и внедряли агрокультуру, технические новинки (за каждое изобретение давали премии), усилиями этого общества внедряется картофель (инициатор-Андрей Болотов).
3. При Екатерине расширилось строительство мануфактур, появились новые отрасли, такие как чулочно-носочная, количество мануфактур увеличилось в 2 раза, при этом они были не только крепостными, но и наемными, т.е. появляются первые рабочие из крестьян (право на отходничество), иностранные инвестиции.
3. Освоение новых земель. Чтобы освоить новые территории на юге страны (Крым, Кубань, Юж. Украина), она дарит их дворянам. Через пару лет понимает, что это неэффективно и приглашает "инородцев"- греки основали Мариуполь, армяне - село Чалтырь, болгары приносят виноградарство. Кроме этого, Екатерина объявляет, что те крестьяне, которые сбегут и поселяться на новых землях, будут свободными.
4. Екатерина II не продала Аляску Америке, а сдала ее на 100 лет в аренду, чтобы американцы ее освоили.

После смерти Екатерины II, императором становится ее сын (1796-1801). При нем внутренняя политика также была продворянской и прокрепостнической. Крепостное право получает все большое распространение. Однако отношения между императором и дворянством становятся крайне напряженными, после очередных нововведений Павла I.

Павел запретил дворянские собрания в губерниях, он по своей прихоти мог сослать одних дворян и возвысить других. Кроме этого, разрыв отношений с Англией ударил по доходам помещиков, т.к. туда шла на экспорт сельхозпродукция. Результатом этой политики стал заговор, Павел был убит в 1801 г. и на престол взошел его сын Александр. Так закончился в России 18 век.

Таким образом, 18 век в истории России характеризовался следующим:


1. Еще начиная с правления Петра I, установилась традиция, что все реформы проводит государство.
2. Модернизация России осуществляется по догоняющему варианту, и мы берем у Запада то, что нам нравится.
3. Модернизация проводится за счет собственного народа, т.е. Россия - самоколония.
4. Всякая модернизация сопровождается бюрократизацией.

Итак, для начала ответим на далеко не новый вопрос, который возникает у многих школьников и не только: "XVIII - какой это век?" Попробуем в этом разобраться в рамках данной статьи.

Тайна латинских чисел, или Ответ на вопрос: "XVIII - какой это век?"

Часто люди жалуются, что римские цифры для них очень сложны. На самом деле, ничего трудного здесь нет. Все подчиняется вполне понятной логике.

Итак, в случае с числом XVIII его надо расшифровывать, начиная с самого начала. Так, X - это десять. Соответственно, число будет явно больше 10, поскольку остальные цифры стоят справа от главной. Дело в том, что если бы у нас было число IX, то это было бы уже 9, так как единица слева отнимается от 10. Итак, разбираемся дальше. V - это 5, а последняя часть, соответственно, 3. Все элементы суммируются и получаем готовое число - 18. Но параллельно с вопросом о том, XVIII - какой это век, возникает и другая трудность. Какой год можно отнести к 18-му веку - 1750-й или 1829-й? Ответ тут только один: 1750, поскольку 1829 будет уже 19-м веком.

История 18-го века. Просвещение

Итак, когда мы разобрались, где какой век, остановимся на истории этого периода. Начнем с того, что Европа в XVIII веке переживала грандиозное событие в своей истории - Просвещение. Этот термин знаком многим. Можно задаваться вопросом: XVIII - какой это век, однако нельзя не знать особенностей данного явления. У каждой страны оно происходило по-своему. Но то, что было общим для всех, - это крушение феодализма.

Просвещение - естественный процесс, который неизбежно начинался при падении феодального строя. Оно гуманистично и тяготеет к формальному праву, усматривая в нем гарантию свободы и лучшей жизни. Просвещение как явление не только повлияло на умственное развитие Европы. Оно смело критиковало отжившие и устаревшие формы быта и уклада жизни, сохранившиеся еще со времен средневековья.

Основные идеи английского Просвещения

Так, Локк выдвинул на первый план моральные качества и ориентиры, рассматривая государство как соглашение людей. Он считал, что единственным естественным регулятором межличностных и общественных отношений являются нормы нравственности, морали и поведения.

Они должны были установиться, по мнению философа, "по всеобщему молчаливому согласию". История XVIII века полностью определила дальнейший путь развития многих стран, в том числе и Великобритании. Английские деятели считали, что высшая цель - не счастье общества, а счастье отдельного человека, личное возвышение.

Локк также подчеркивал, что все люди рождаются с набором сил и способностей, которые помогут им достичь практически всего. Но только постоянные усилия, как считал философ, способствуют реализации заложенного в каждом потенциала. Только личное творческое старание поможет человеку преуспеть в жизни. Говоря так, 18-го века очень точно уловили потребность общества в тот период.

Французское Просвещение

В отличие от идей английских просветителей, Руссо выдвигает на первый план социум, а не одного индивида. Согласно его идеям, изначально обществу принадлежала вся власть, но потом оно предало власть правителям, чтобы те действовали в его интересах. Руссо был сторонником демократическо-республиканского государства. Гражданское равенство будет достигнуто только тогда, когда каждый гражданин сможет участвовать в управлении.

Монтескье, в свою очередь, настаивает на том, что любой страны должно адаптироваться и к климату, и к религии, и к характеру народа. Также философ считает самой лучшей формой государственного устройства республиканскую форму. Но, не видя в современных государствах возможности ее воплотить, останавливается на В таком случае правителю будет принадлежать только исполнительная власть, а законодательная - выборному парламенту.