Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс. Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы

Объединённые отрасли хозяйства, которые производят разнообразные услуги, составляют инфраструктурный комплекс. Его подразделяют на сферу обслуживания и коммуникационную систему, которая включает в себя связь и транспорт. Последний, в свою очередь, состоит из нескольких видов: трубопроводного, воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного, из которых образуется транспортная система страны.

Транспорт

Значение инфраструктурного комплекса трудно переоценить. Виды транспорта соединяются транспортными узлами. Инфраструктурный комплекс в части единой транспортной системы включает в себя 160 тысяч километров железных дорог, 680 тысяч километров дорог с твёрдым покрытием для автомобилей, 100 тысяч километров водных путей внутри страны, более 220 тысяч километров трубопроводов.

Эта отрасль даёт работу четырём с половиной миллионам человек. Железнодорожный и трубопроводный транспорт лидируют по грузообороту, перемещая огромные объёмы грузов на большие расстояния. Немного отстаёт от них автомобильный транспорт, хотя в пассажирообороте он занимает 60 процентов от общего числа пассажиро-километров, а объём пассажироперевозок составляет 97 процентов.

Плотность транспортной системы

Районы России значительно отличаются друг от друга. Если рассматривать развитие транспортной системы, иногда плотность километража путей сообщения на тысячу квадратных километров отличается более чем в десять раз. Например, в среднем по России плотность автомобильных дорог - 28 километров на 1 тыс. кв км, но в Дальневосточном районе она равна пяти на тысячу квадратных километров, а в Центрально-Чернозёмном - 172. Инфраструктурный комплекс России 9 класс может изучать в его транспортной ипостаси, просто открывая карту автомобильных или железных дорог. Сразу видно, где пути гуще.

Субъекты Федерации, имеющие самую плотную систему автодорог, таковы: Московская, Тульская, Владимирская, Белгородская, Липецкая, Калининградская области, достаточно хорошо она развита и в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Поволжском и Волго-Вятском районах. Здесь можно обособить три магистральных направления всей транспортной системы России: восток-запад (широтное), север-юг (центральноевропейское меридиональное - с выездом в Молдову, на Украину и на Кавказ), север-юг (вдоль Волги и около). Инфраструктурный комплекс в сфере транспорта значительно менее развит за Уралом.

Железная дорога

Железнодорожный транспорт является в России ведущим, поскольку таковы чисто географические особенности страны. Достоинствами этого транспорта являются высокая грузоподъёмность, небольшая себестоимость и никакой зависимости от погоды. Железные дороги европейской части России выстроены в виде гигантского колеса, центром которого является Москва, от неё словно спицы расходятся одиннадцать магистралей. Инфраструктурный комплекс хорошо поддерживается продуманной системой железнодорожного транспорта.

Но это касается только европейской части. На восток тянутся широтные магистрали - к Екатеринбургу, Оренбургу и Челябинску, далее - в Сибирь, которые после распада Советского Союза частично оказались за границей. По Сибири идёт всего один полностью российский участок - Омск-Тюмень-Екатеринбург, и он не в состоянии обеспечивать достаточную транспортную связь между восточными и западными районами страны.

Очень многие региональные участки железных дорог внутри страны (некоторые очень протяжённые и важные) были закрыты во время Перестройки, и теперь, разумеется, разрушены без ухода и ремонта. А если учесть, что их и при Советском Союзе в Сибири было явно недостаточно, то можно быть уверенным, что роль инфраструктурного комплекса в этой части страны должна быть усилена.

По шоссе

Одним из самых дорогих по себестоимости видов транспорта является автомобильный. Среди его достоинств - маневренность и скорость. Эффективность же зависит как от качества дорог, так и от густоты потока. Если учесть, что одна десятая от числа всех российских дорог - грунтовка, а треть имеет низкокачественное твёрдое покрытие, то и этот вид транспорта в отрасли инфраструктурного комплекса требует развития.

Двенадцать крупнейших и качественных автомобильных дорог лучами расходятся в разные стороны от Москвы, европейская часть страны покрыта ими, словно густой сеткой, но чем восточнее, тем плотность снижается, а за Уралом дорог вообще мало. И до сих пор нет такой автомагистрали, которая пересекала бы страну с востока на запад. Инфраструктурный комплекс России в этом отношении всё ещё слаб.

По морям

Морской транспорт достаточно дёшев из-за огромной грузоподъёмности судов и относительно прямых трасс. Однако постоянно требуются значительные затраты на ремонт и строительство как судов, так и портов. И вот здесь абсолютная зависимость от природных условий.

В России уже есть 39 крупных портов, но только 40 процентов из них могут принимать большие корабли. Остальные порты мелководные. Здесь тоже подводит инфраструктурный комплекс география, 9 класс может проследить морские транспортные пути от порта к порту по карте: только наполовину собственные порты России могут обеспечить потребности страны.

Порты

Лидирует в грузообороте Тихоокеанский бассейн, где расположены крупные порты - Находка, Владивосток, Ванино, Восточный, а также четверть всего российского флота сосредоточена здесь. На втором месте - Балтийский бассейн с портами Калининграда, Выборга, Санкт-Петербурга. Географическое положение очень выгодное, но мало портов, да и мощность их невелика. В любом случае морской транспорт очень украшает состав инфраструктурного комплекса.

Порты Чёрного моря (Новороссийск, Севастополь) экспортируют в основном нефть, и здесь царствует Военно-морской флот. Но самым важным является всё-таки бассейн Арктических морей, где проходит Северный морской путь, который обеспечивает всем необходимым районы Крайнего Севера.

Другие виды транспорта здесь недоступны по большей части, если не считать воздушного, но и он часто бессилен, поскольку погодные условия благоприятствуют редко. Инфраструктурный комплекс России требует всестороннего развития: страна огромная, расстояния необъятные, география по большей части неудобная, да и потребности тоже соответствующие.

По рекам

Там, где протекают полноводные реки, речной транспорт - надежда и опора инфраструктурного комплекса. Этот транспорт выгоден, особенно если грузы не требуют скорой доставки. Например, зерно, нефть, лес и многое другое. На карте видно, где наиболее развит речной транспорт: это в основном реки северные, сибирские и, конечно, Волга с притоками.

Основной из судоходных бассейнов - Волго-Камский, он словно стержень всей глубоководной речной системы европейской части России. Самые крупные порты: все три московских, Нижегородский, Самарский, Казанский, Астраханский и Волгоградский. Немаловажен для функционирования транспортной инфраструктуры и водный бассейн северной части России, где по рекам Вычегде, Сухоне и Северной Двине осуществляются грузоперевозки.

Великие сибирские реки

Несмотря на то что объёмы выполняемых работ выводят Обь, Енисей и Лену только на второе место, значение их в инфраструктуре чрезвычайно велико. Сама навигация здесь короче, всего 120-200 суток в году, а вот зимы длиннее. Среди великих сибирских рек самая важная (да и самая большая в стране) - Обь с притоком Иртышом. Основные порты и пристани, по которым идут грузы и пассажиропотоки: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Развитая сеть железных дорог в Сибири отсутствует, да и автомобильных дорог тоже, поэтому перевалка и отправка грузов по водным артериям Сибири чрезвычайно важна.

Енисей - зачастую единственный путь по Красноярскому краю, где регулярное судоходство осуществляется на трёх тысячах километров. Грузопоток следует от Красноярска до Дудинки. Порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до самой Игарки. В Туве по Енисею идут грузы и пассажиропоток посредством местного судоходства со своей главной пристанью - Кызылом. Река Лена и сегодня главная транспортная артерия всей Якутии, весь северный завоз происходит с её помощью. Основные порты: Осетрово, Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Тикси, Бодайбо, Хандыга, Джебарики-Хая.

На крыльях

На внушительных расстояниях воздушный транспорт даёт большой выигрыш по времени, также он незаменим в молоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока, зачастую являясь единственным средством сообщения. Существует пять наиболее массовых пассажиропотоков из Москвы: Кавказский, Южный, Восточный, Центрально-Азиатский и Западный. Тридцать процентов всех отправлений страны производится из четырёх аэропортов Москвы: Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.

Также крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Минеральные Воды, Екатеринбург, Нижневартовск, Сочи, Тюмень, Сургут, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток. Во времена Советского Союза небольшие аэропорты ежедневно функционировали в каждом районном центре края или области и во всех городах. В отличие от сегодняшнего, этот транспорт не был дорог для пассажиров. Теперь, например, в огромном - величиной с Францию - Алтайском крае действует только один - в Барнауле, и тот требует реконструкции.

Связь

Самые важные виды связи в РФ - телефонная и почтовая. Почта России - довольно разветвлённая сеть: более 50 000 предприятий, из них две трети в сёлах. А вот в обеспечении населения телефонными услугами Россия всегда существенно уступала другим странам, да и теперь уступает.

С другой стороны, в настоящее время гигантскими шагами идут вперёд компьютерные технологии, и быстро развивается сотовая мобильная связь, за счёт чего эта проблема практически решена. Тем более что развитие спутниковой связи тоже весьма перспективно.

Сфера обслуживания

В эту сферу входят торговля и общепит - магазины, столовые, кафе; бытовое обслуживание - ателье, ремонтные мастерские, бани, парикмахерские; ЖКХ - предоставление жилья и его благоустройство; искусство и культура - выставочные и концертные залы, библиотеки, театры, телевидение и радио; наука и образование - вузы, школы; физкультура и здравоохранение - больницы и поликлиники, стадионы и спорткомплексы; социальное обеспечение - детские дома и дома престарелых, интернаты, пенсионное обеспечение и страхование; кредитно-финансовая сфера - страховые организации и банки, инвестиционные фонды; государственное управление - охрана правопорядка и оборона. Весь этот инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, предоставляющих услуги.

Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
  • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
  1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
  2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
  3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().

Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
  • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
  1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
  2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
  3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().

Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.


Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.

Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.



Что такое услуга?

  • Новый учебник - стр.131
  • Старый учебник - стр. 172.

Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.


  • Что такое инфраструктурный комплекс?
  • Какова его главная задача?

Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.

Главная задача - оказание разнообразных услуг населению


Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»


  • Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
  • Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
  • К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?

  • От чего зависит развитие инфраструктуры?
  • Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?

  • Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.

  • Какие виды транспорта есть в совхозе?
  • Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  • Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?

  • Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
  • Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  • Как решить проблемы?

  • Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  • Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  • Как решить проблему?

  • Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
  • Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
  • В чем проблемы? Как их решить?

  • Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
  • Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
  • Есть ли проблемы? Как их решить?

Развитие нематериальной сферы в п. Восход

Виды услуг

Виды учреждений

Торговые

Общее число

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Другие


  • Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
  • На какой возрастной состав они ориентированы?

  • С каким комплексом познакомились сегодня?
  • Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
  • Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Меня удивило…

Домашнее задание.

  • Новый учебник параграф 31.
  • Старый учебник параграф 34.
  • Подготовить сообщения о видах транспорта:

водный транспорт

воздушный транспорт

наземный транспорт

План:

1.Общая характеристика

2.Достоинства транспорта

3.Недостатки транспорта

4.Перспективы развития.


Учитель географии

МКОУ Скатинская СОШ

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.

Основные виды — железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляетсяобмен грузами между ними.

Единая транспортная система России — это около 160 тыс. км железнодорожных путей, 680 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных путей и более 210 тыс. км трубопроводов. В этой отрасли занято более 4,5 млн человек.

Ведущее место по грузообороту (то есть произведению массы груза на расстояние перевозки, тонно-километры) принадлежит железнодорожному и трубопроводному транспорту, которые транспортируют большие объемы грузов на дальние расстояния. По объему перевозимых грузов (т) выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растет удельный вес автомобильного транспорта. В пассажирообороте (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, пассажиро-километры) его удельный вес приближается к 60%, а в объеме перевозок пассажиров он преобладает (около 97%).

Развитие транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2 территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 км2), но по районам она колеблется от 5 (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Черноземный). Среди субъектов Федерации по плотности автомобильных дорог выделяются Московская, Владимирская, Тульская, Липецкая, Белгородская, Калининградская области, а также Адыгея и Кабардино-Балкария.

Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.

Ведущим в России является железнодорожный. Это обусловлено прежде всего географическими особенностями нашей страны. Достоинства этого вида транспорта: большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, независимость от . В европейской части страны конфигурация дорог напоминает гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись широтные магистрали (к , Оренбургу). После распада СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей-Транссибирской, Среднесибирской и Южносибирской — оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии обеспечить надежную транспортную связь между западными и восточными районами страны.

Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок один из самых дорогих. В то же время он обладает большой маневренностью и скоростью движения, дает возможность доставлять грузы непосредственно потребителям. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Однако 1/10дорогу нас , а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. Крупнейшие автодороги (12) расходятся лучами от Москвы. В восточных районах их плотность резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Морской транспорт — один из самых дешевых благодаря огромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты на строительство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60% портов мелководны и не могут принимать большие суда. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в грузообороте принадлежит портам (Восточный, Ванино, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота. ( , Выборг, Калининград) имеет очень выгодное положение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность. Через порты бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт нефти. По бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера.

Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки (главным образом на Севере). По выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки ( , зерно). Основной судоходный бассейн — Волго-Камский. Это стержень единой глубоководной системы европейской части России. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы бассейн ( с притоками). Крупные порты есть также в , Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн ( , Сухона, Вычегда). Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и больших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и это единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток.

Важнейшие виды связи в России — почтовая и телефонная. Сеть достаточно развита (свыше 50 тыс. предприятий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения услугами существенно уступает . Быстро развивается сеть мобильной , что позволит смягчить остроту проблемы. Перспективно развитие спутниковой связи.