Почему нельзя сравнивать себя с другими

Большинство людей нуждаются в сравнении людей друг с другом и себя с другими людьми. Это вызвано тем, что человеку необходимо представлять, насколько он ценен. Чтобы понять свою ценность, нужно знать, насколько ценны имеющиеся у него качества в сравнении с качествами других людей.

Сравнение бывает разным. Сравнивая, человек может выделять свои достоинства или делать акцент на своих недостатках. Сравнивается все: способности, физические данные, привлекательность, обладание материальными благами, наличие знаний, склонность к везению и пр. Привычка к сравнению мешает понимать самого себя и быть естественным.

Сравнивая себя с другими, человек говорит себе: «я хуже …...», «я лучше…», «я больше….», «я меньше…», «я быстрее», «я медленнее» что-то делаю, имею, выгляжу и т.д.

Сравнение не в свою пользу становится почвой для возникновения чувства вины и самобичевания. Сравнение в свою пользу способствует нетерпимости по отношению к окружающим, склонности к критике и осуждению.

Если, например, человек считает, что он работает лучше всех, но получает равную или более низкую по сравнению с другими зарплату, то это вызывает у него недовольство руководством и коллективом в целом, что может привести к конфликтам.

Если взять обратную ситуацию, когда, сравнивая себя с другими, кто-то считает, что он не может быть таким же быстрым, умным, красивым и т.д., то тем самым он помогает укрепиться чувству собственной неполноценности, отвергая самого себя. Например, сравнение своего тела с телами других людей не в лучшую сторону, приводит к неприятию своего тела и понижает самоценность личности.

Люди, имеющие склонность к сравнению, зачастую отличаются неуравновешенностью и отсутствием контакта со своим внутренним «Я», им присущи зависть и ревность.

Тот, кто осознает свою значимость, не сравнивает, а только отмечает имеющиеся у людей отличия. Такое восприятие окружающих защищает его от самокритики и ощущения себя лучше или хуже других.

Умению сравнивать человек учится от своих родителей и воспитателей. Сравнения начинаются с первых дней жизни ребенка. Стремясь добиться от ребенка желаемого, родители сравнивают его с другими, или приводят ему в пример других детей, сравнивая их между собой. Ребенок усваивает такой стиль отношений и, становясь взрослыми, продолжает сравнивать.

Занимаясь сравнением, человек лишает себя возможность понять, что он представляет сам по себе и какими ресурсами обладает. Сравнение тормозит развитие, влияет на самооценку и искажает представление о собственной значимости.

Чем больше человек сравнивает других, тем больше окружающие сравнивают его самого, и тем больше он ощущает себя объектом сравнения. Нравится ли Вам, когда Вас сравнивают с другими, особенно если это сравнение не в Вашу пользу?

Но и сравнение в другую сторону тоже не приносит долговременной радости, т.к. в нем содержится недоброжелательное отношение к людям, что вызывает ощущение дискомфорта.

Сравнение мешает принимать себя таким, какой ты есть. Сравнение способствует развитию гордыни. Когда человек сравнивает себя с другими в свою пользу, то тем самым он обесценивает других людей, а если сравнение идет не в его пользу, то оно отдает фальшью и прикрывает желание быть разубежденным. Гордыня отражает желание получать похвалу и высокую оценку себя.

Уважающий себя человек реально оценивает свои способности и возможности и не нуждается во внешнем одобрении.

Человеку свойственно стремиться к совершенству, это желание и подталкивает его к сравнению. Сравнивая себя с другими, он надеется достигнуть совершенства, но это не возможно, т.к. уровень достижения определяется уровнем возможностей, у которых есть предел, а у совершенства предела нет.

Стремление к совершенству мешает использовать весь потенциал имеющихся возможностей. Также помеху создает и страх оказаться несовершенным. Страх приводит к отказу от достижения каких-либо целей, чтобы не разочаровываться и не чувствовать себя несостоятельным. В результате личность избегает развития и остается на том уровне знаний и умений, которые ему хорошо знакомы, и позволяют чувствовать себя уверенно.

Стремясь к совершенству, человек старается подавлять свои эмоции. Блокировка эмоций приводит к появлению различных заболеваний.

Перестаньте сравнивать, ведь сравнение мешает Вам быть счастливым. Позвольте себе , признайте тот факт, что Вы не можете быть совершенным, что всегда найдется кто-то, кто делает что-то лучше Вас.

Задача человека состоит в том, чтобы в процессе жизни через свой собственный опыт, а не через сравнение познать себя и найти смысл своего существования. Сравнение не приближает к этой цели, а лишь отдаляет от неё.

Сравнение часто оказывается неприятным. Когда я училась в средней школе, моя старшая сестра занималась спортом и была популярной – ни того, ни другого нельзя было сказать обо мне. Теперь-то я понимаю, что и у меня было немало достоинств, но тогда они не могли мне компенсировать непопулярность и неспортивность. Каждый раз, когда кто-то нас сравнивал, я вспоминала о своих недостатках в этих двух сферах. Это сравнение никак не затрагивало мои сильные стороны, а лишь подчеркивало слабые.

Мы растем в обществе, где принято сравнивать всех и вся, поэтому усваиваем, что сами мы «не так хороши, как…». Мы сравниваем, чтобы понять, лучше мы или хуже. Все это укрепляет наши страхи и сомнения в себе.

Всегда найдется тот, кто стройнее нас, счастливее в браке, успешнее. Мы бессознательно выискиваем таких людей и на их примере убеждаем себя, что хуже остальных. Сравнение лишь убеждает в «неполноценности».

КАКАЯ РАЗНИЦА, ЧТО ЕСТЬ У ДРУГИХ И ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ?

Что с того, что сосед может позволить себе менять машину каждый год, а брат только что получил повышение? Это не имеет к вам никакого отношения. Успехи или неудачи этих людей не значат, что вы неполноценны по сравнению с ними или превосходите их.

Каждый – уникальный человек со своими достоинствами и недостатками. Иногда мы ведем себя так, словно в мире существует ограниченный запас «человеческой ценности» и на кого-то ее не хватает. Помните, что каждый из нас ценен.

Мы сравниваем себя с другими по внешним признакам: внешности, формальным достижениям и материальным ценностям

Мы часто сравниваем себя с другими по таким критериям, которые не слишком важны. Мы опираемся только на внешние признаки: внешность, формальные достижения и материальные ценности.

Значительно сложнее сравнить то, что действительно важно: доброту, щедрость, упорство, способность принимать и не осуждать, честность, уважение.

Как же избавиться от стравнений? Вот несколько идей.

1. ЗА СРАВНЕНИЯМИ КРОЕТСЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Для меня самый простой способ – напомнить себе о той неуверенности, которая кроется за желанием сравнивать. Я говорю себе: «Ты ощущаешь неуверенность. Ты оцениваешь себя, сравнивая свою «ценность» с чужой. Ты судишь себя по совершенно незначительным критериям и в итоге приходишь к выводу, что недостаточно хороша. Это неверно и несправедливо».

Это помогает мне осознать, что я делаю и зачем. Изменения всегда начинаются с осознания. Теперь я смогу изменить свои образ мыслей и начать разговаривать с собой иначе, вместо осуждения предложив неуверенной части себя сочувствие и поддержку.

2. ЕСЛИ ХОТИТЕ СРАВНИВАТЬ, СРАВНИВАЙТЕ ТОЛЬКО С СОБОЙ

Вместо того чтобы сравнивать себя с коллегой из соседнего кабинета или тренером по йоге, попробуйте оценить себя сейчас и себя месяц или год назад. Мы привыкли искать доказательства своей ценности во внешнем мире, а на самом деле стоит заглянуть в себя.

3. НЕ СРАВНИВАЙТЕ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР С ВНЕШНИМ ОБРАЗОМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Социальные сети подталкивают нас к этому. В интернете все выглядят счастливыми. Напомните себе, что это лишь сверкающая внешняя оболочка, та часть жизни этих людей, которую они стремятся продемонстрировать другим. Скорее всего, в их жизни гораздо больше проблем, чем можно было бы предположить, глядя на их фотографии в Facebook или Instagram.

«Очень мало нужно, чтобы сделать жизнь счастливой; это все внутри нас, в нашем образе мышления». Марк Аврелий.

«Давайте будем благодарны людям, которые делают нас счастливыми. Они очаровательные садоводы, которые позволяют нашей душе расцвести». Марсель Пруст.

Обстоятельства, безусловно, могут сделать жизнь несчастной. Но часть - большая часть - несчастий приходит из нашего собственного мышления, поведения и привычек.

1. Стремление к совершенству.

Должна ли жизнь быть идеальной, чтобы вы ощутили истинное счастье?

Вы должны вести себя идеально и получать лишь отличные результаты, чтобы быть счастливым?

Тогда счастье не легко будет найти. Стремление к совершенству приводит к понижению самооценки и само линчеванию, хотя, быть может, вы уже достигли отличных результатов на своем поприще. Что бы вы не делали, все идет не так как надо (но это лишь в вашем сознании). На самом деле, все может складываться наилучшим образом для вас.

Как преодолеть эту привычку:

Три вещи, которые помогли мне преодолеть перфекционизм и, наконец, расслабиться:

Делайте хорошо, но не идеально. Стремясь к совершенству человек, как правило, бросает проект на пол пути. Он использует несовершенство в качестве предлога. «Я не могу сделать идеально, значит не будут делать и вовсе». Вместо этого идите до конца и вы увидите, насколько хорошо со всем справляетесь.

Дедлайн. Для каждой своей задачи я устанавливал дедлайн. Потому что около года назад, когда я работал над своей второй электронной книгой, я понял, что просто работая над ней без крайних сроков сдачи, я ничего не достигну. Так что мне пришлось установить крайний срок. Дедлайн дал мне пинок под зад, и это, как правило, хороший способ, который избавит вас от необходимости отполировывать свою работу до совершенства, которого не так-то просто достигнуть.

Осознайте, как скажутся на вас мифы о совершенстве. Это стало очень веской причиной для меня отказаться от перфекционизм и я напоминаю себе об этом каждый раз, когда в голове всплывают мысли о достижении совершенства.

Весь мир вокруг только и говорит о совершенстве, как это просто и замечательно. Но в реальной жизни оно вступает в противоречие с реальностью и, как правило, вызывают много страданий и стресса внутри вас и в окружающих людях. Это может нанести вред или, возможно, приведет вас к концу отношений, увольнению и т.д. только потому, что ваши ожидания не были оправданы.

2. Жизнь в море негативных голосов.

Мы не склонны к одиночеству. Те, с кем мы общаемся, что мы читаем и слушаем, оказывает на нас, на наши чувства и мышление, колоссальное влияние.

Но быть счастливым становиться гораздо сложнее, когда вы начинаете прислушиваться к негативу. Это голоса, которые говорят вам, что жизнь в значительной степени всегда несчастна, опасная и наполнена страхом и ограничениями. Голоса, которые наблюдают за жизнь с негативной точки зрения.

Как преодолеть эту привычку:

Замените негативнее голоса положительными. Это окажет мощнейшее влияние, фактически откроет вам новый мир.
Проводите больше времени с положительными людьми, читайте интересные книги и слушайте веселую музыку. В общем делайте все, что заставляет вас смеяться.

Вы можете начать с малого. Например, каждое утро читать какой-нибудь вдохновляющий блог или слушать интересную аудио-книгу, вместо того, чтобы смотреть новости по телевизору или читать газету.

3. Вы зациклились на прошлом или будущем.

Проводя большую часть своего времени в прошлом и вновь переживая старые болезненные воспоминания, конфликты, упущенные возможности и так далее, вы вредите себе в настоящем.

Проводя большую часть своего времени в будущем, и представляя, как все может пойти не так в работе, в ваших отношениях и с вашим здоровьем, вы строите ужасающие сценарии у себя в голове, которые и приводят к соответствующему результату. Не вы не живете настоящим, вы теряете из виду множество моментов, которые способны привнести в вашу жизнь настоящее счастье.

Как преодолеть эту привычку:
Почти невозможно не думать о прошлом или будущем. И это, конечно, важно планировать на завтра и на следующий год и пытаться извлекать уроки из вашего прошлого.
Но зацикливание редко помогает.

Поэтому постарайтесь сосредоточиться на этом конкретном моменте, на сегодняшнем дне . Просто будьте здесь и сейчас.

Я сосредотачиваюсь на том, что я делаю в полном объеме, не дрейфуя между настоящим и будущем или настоящим и прошлым.
Если я чувствую, что мои мысли улетучиваются в другое измерение, я делаю несколько глубоких вдохов, возвращая себя к реальной жизни.

4. Сравнение себя и своей жизни с другими людьми.

Чрезвычайно разрушительной привычкой является сравнение себя с другими людьми. Вы сравниваете автомобили, дома, работу, обувь, количество денег, отношения, социальную популярность и так далее. И, в конце концов, вы втаптываете свою самооценку в грязь, что вызывает массу негативных чувств.

Как преодолеть эту привычку:
Замените эту разрушающую привычку двумя другими:
Сравните себя с самим собой. Это значит, что вместо того, чтобы сравнивать себя с другими людьми, начните сравниваться себя настоящего с собой прошлым. Сравните, чего вы добились и достигли за определенный промежуток времени, как усовершенствовали себя внешне, свой статус и т.д. Зачем зацикливаться на других людях, когда можно сосредоточиться на себе.
Будьте добры. По моему опыту, то, как вы себя ведете по отношению к другим людям, оказывает огромный эффект на то, как вы относитесь к себе самому. Чем больше вы критикуете других людей, чем больше вы склонны к самокритике (часто почти автоматически). Будьте добрее к другим людям, помогайте им, и вы, как правило, станете более добрым и полезным для себя.

5. Сосредоточение на негативе

Видя негативные аспекты во всех ситуациях, в которых вы находитесь, и сосредотачиваясь на них, вы делаете себя несчастным. К тому же, портите настроение все вокруг вас.

Как преодолеть эту привычку:
Преодоление этой привычки может оказаться сложнее, чем кажется. Единственное, что мне помогло, это избавиться от своего перфекционизма. Вы начнете признавать, что любая ситуация имеет две стороны медали, сои плюсы и минусы. Вы начнете принимать вещи такими, какие они есть. Таким образом, вы сможете отпустить, эмоционально и психически, все, что является отрицательным для вашей жизни, вместо того, чтобы делать из мухи слона.
К этому вопросу можно подойти и с конструктивной точки зрения. Спросите себя:
Могу ли превратить негатив в положительные аспекты?
Могу ли я решить эту проблему?
Если да, то все отлично, зачем переживать. Если нет, то зачем расстраиваться, ведь нельзя ничего изменить, потому нужно двигаться вперед и жить дальше.

6. Ограничение жизнь, потому как вы верите, что мир вращается вокруг вас.

Если вы думаете, что мир вращается вокруг вас и переживаете из-за того, что люди говорят о вас, то вы ставите свою жизнь в огромные непреодолимые рамки. Как?
Застенчивость и закрытость от окружающего мира не позволяют вам полноценно развиваться. Люди не всегда желают вам зла, есть та категория, которая искренне о вас заботится и переживает.

Как преодолеть эту привычку:
Поймите, людей, зачастую, не сильно заботят ваши действия. У них есть масса собственных дел, о которых они переживают. Быть может из-за этого вы ощутите свою роль менее значимой, но это откроет двери в новый мир сознания и понимания действительности, это поможет вам расширить свои рамки. Фокусируйтесь на окружающем мире. Вместо того, чтобы думать о себе и о том, как люди могут воспринимать вас, сосредоточьтесь на них самих. Прислушайтесь к ним и помогите. Это поможет вам поднять свою самооценку и отойти от сосредоточения на собственной персоне.

7. Усложнение жизни.

Жизнь может быть довольно сложной. Она может создавать напряжение и недовольство. Но многое из этого часто создается нами. Да, мир может становится все более сложным, но это не значит, что мы не можем создать новые привычки, которые помогут упростить нашу жизнь.

Как преодолеть эту привычку:

Есть множество аспектов, которыми человек усложняет себе жизнь.
Человек разрывается между кучей задания в повседневной жизни. Поставьте перед собой лишь несколько заданий и сделайте их качество в течение дня, вместо того, что хвататься за все, не доводя до конца.
Наличие слишком большого количества вещей. Я заменил эту привычку тем, что регулярно спрашиваю себя: я использовал это в прошлом году? Если нет, то отдам эту вещь или выброшу.
Усложнение отношений с другими людьми . Читать мысли трудно. Таким образом, начните задавать вопросы и общаться. Это поможет вам свести к минимуму ненужные конфликты, недоразумения, и негатив, сохранив ваши нервы и энергию.

Интернет. Зайдя в соц. сеть, человек теряется там на несколько часов, как минимум. Потому возьми за привычку, проверить все, что считаете необходимым в кратчайшее время и выйти оттуда.

Отраженная оценка

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

Обратная связь

Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

Самовосприятие

Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

Сравнение с другими людьми

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


Социальная идентичность

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

"Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

"Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).