Что такое протестанты определение. Основные протестантские направления. А кто такие протестанты с точки зрения Бога

И православием, объединяет ряд самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты), отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» (латинское protestans) первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 года так называемую Протестацию - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть последователей церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 века от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. В 19-20 веках для некоторых направлений протестантизма было характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога», то есть только как нравственного учения. Протестантские церкви играют ведущую роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Догмы протестантизма

Догмы протестантизма были изложены теологами 16 века М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. «Божественная благодать» дарована человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий имеет право толковать и излагать «слово божие» - принцип «священства» всех верующих. Этим обосновывался отказ протестантов от характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание римского папы римского как ее главы, открывался путь требованиям демократических свобод и развитию индивидуализма, к созданию национальных, независимых от папства церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ был упрощен и удешевлен. В нем сохранен минимум религиозных праздников, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами, но на практике происходит назначение духовенства сверху. В протестантстве нет монашества, безбрачия духовенства (целибата).
В реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству и источником вероучения признает Священное писание (Библию), переведенное на живые национальные языки, отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в 16 веке формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство. К протестантам примыкали унитарии, в том числе польские социниане, чешские братья.
В 16-17 веках протестантизм стал знаменем социальных революций в Нидерландах и Англии. С 17 века протестантство стало распространяться в североамериканских колониях. В Англии и ее колониях кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на континенте, поглотившего цвинглианство и обычно называемого реформатством. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 веке сложились баптизм и квакерство.

Протестантская этика

Корпус нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, центральными понятиями которой являются концепции благодати, предопределения, призвания. Протестантизм представляет судьбу человека и его спасение заранее определенными решением Бога , что отрицало самостоятельность человека и значение для спасения «добрых дел», среди которых главным была поддержка католической церкви. Основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность труда и деловой успех, что, в свою очередь, дало стимул предпринимательству, оправдав сметливость, богатство, процветание как богоугодные, освятив труд, осудив праздность. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное ее совершенствование моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как добродетель, протестантизм осуждал, вместо милостыни полагалось дать нуждающемуся возможность обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к трудовой и социальной дисциплине, она осуждала пьянство и разврат, требовала создания семьи, приобщения детей к Библии, ее ежедневному чтению. Главными добродетелями протестанта стали бережливость, прилежание к труду, честность.
Со временем протестантские церкви в ряде стран получили статус государственной церкви, а в других странах - равные права с иными церквами. В них проявилась тенденция к формализму и внешней благочестивости. Возникавшие с конца 17 века новые направления протестантизма отличались изощренными формами религиозного воздействия, в них усилились мистические и иррациональные элементы. К таким направлениям относятся пиетизм , который возник в лютеранстве в конце 17 века; методизм, отколовшийся в 18 веке от англиканства; адвентисты (с 1930-х годов); пятидесятники, выделившиеся начале 20 века из баптистов. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантские течения распространились в бывших колониальных странах. Со второй половины 19 века протестантизм занимал видное место в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в среде пролетариата.
Со второй половины 19 века в рамках протестантизма развивалась либеральная теология, которая стремилась к рационалистическому толкованию библейских текстов. Это направление вплоть до начала 20 века пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием, его крупнейшими представителями А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч. В крайних проявлениях либеральной теологии выявилась тенденция рассматривать христианство как этическую доктрину. В этом случае христианство утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как сторона человеческого духа, смыкаясь с идеалистическими направлениями философии . Для протестантского богословия первой половины 20 века характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 1920-1930-х годов - выдвижение в качестве ведущего направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчеркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека. С 1960-х годов влияние неоортодоксии стало уменьшаться, наметилось возрождение либеральных течений в протестантизме, поиски путей обновления религии, приспособления к современности. В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую, постмодернистскую. В 20 веке развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских, прежде всего, протестантских церквей. С 1948 года руководящим органом экуменистического движения является Всемирный совет церквей. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывает около 800 млн. приверженцев.

В 1054 году после Великого раскола две ветви христианства стали строить свои взаимоотношения с Богом так, как это, с их точки зрения, и должно быть. Через несколько столетий в среде католиков появились те, кто усомнился в чистоте католической веры. Их назвали протестантами. Еще через несколько веков они предъявили свои претензии и Православной Церкви.

Кто такие протестанты и православные

Протестанты – приверженцы религиозного учения Протестантской церкви, которая откололась от Католической в XVI веке вследствие Реформации.
Православные – верующие христиане, которые исповедуют православную веру и принадлежат к Восточной Церкви, образовавшейся вследствие раскола Вселенской Церкви на две ветви – Западную (Католическую) и Восточную (Православную).

Сравнение протестантов и православных

В чем же разница между протестантами и православными?
Православные признают как абсолютный авторитет и Священное Писание и Священное Предание. Протестанты отрицают Предание, называя его человеческим вымыслом.
Православные крестят младенцев, по словам Господа о том, что кто не родится крещения, не наследует жизнь вечную. Но если человек не был крещен в младенческом возрасте, он может принять это таинство и в старшем возрасте. Протестанты крестятся в сознательном возрасте, так как считают, что крещение немыслимо без покаяния, а ребенок не может дать обещание в верности Богу. Если умирает ребенок, утверждают они, то он попадают сразу в рай, так как не имеет греха.
Иконы, крест, мощи святых – безусловная ценность для любого православного христианина. Известны истории создания первых икон – Нерукотворного образа Христа и образов Богородицы, написанных апостолом Лукой при жизни Пречистой. Протестанты считают это идолопоклонством. Они утверждают, что, молясь перед иконой, человек поклоняется не Богу, а изображенному первообразу.
Православные поклоняются Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам. Протестанты отвергают культ Богородицы и не признают святых, так как они были людьми, хоть и праведной веры, а молиться людям нельзя. Кроме этого, они утверждают, что Дева Мария – образ идеальной христианки, кроткой и послушной, но она – не божество.
Православные не берутся сами толковать Библию. Чтобы лучше знать Писание, христианин может обратиться к толкованиям его святыми отцами церкви. Протестанты считают, что человек сам может толковать себе тексты Священного Писания, тщательно изучая их.
Для православного христианина существует двойственное понятие Церкви. Это, во-первых, собрание верующих, обращающих свои молитвы к Богу. Возносить эти соборные молитвы верующие собираются в храме, или, другими словами, в церкви. Храм для верующих православных – святыня, где нет места скверне. Там присутствует Сам Бог.
Для протестантов церковь – невидимое духовное сообщество людей, не стены, и не крыша. Они могут проводить собрания в кинотеатрах, на стадионах и неважно, какое мероприятие проводилось в этом месте перед тем.
Протестанты не признают крестного знамения, так как этому не учит Библия. Для православных крестное знамение – особый знак, символизирующий принадлежность к христианской вере, защита, ограждение от злого. Протестанты не носят нательного крестика.
Протестанты считают, что спасение человека совершилось на Голгофе. Человеку остается только уверовать и с того момента получить полную уверенность во спасении. Неважно, насколько грешную жизнь он вел до этого и, возможно, будет продолжать вести. Православные считают, что жизнь человеку дана для покаяния и нравственного роста. Спасение будет зависеть от этого.
Протестанты отрицают учение о посмертных мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них. Православные постоянно поминают в своих молитвах умерших ранее, существует специальный чин отпевания, а душа, по их мнению, после смерти проходит мытарства.

TheDifference.ru определил, что отличие протестантов от православных заключается в следующем:

Для православных абсолютный авторитет – Священное Писание и Священное Предание. Протестанты признают только Писание.
Православные считают, что для спасения важен личный нравственный подвиг. Протестанты утверждают, что достаточно одной только веры.
Протестанты не признают крестного знамения.
Протестанты толкуют Библию сами, не опираясь на духовный опыт людей праведной веры, как это принято у православных.
Богослужения православные проводят в храмах. Для протестантов место собрания особой роли не играет.
Протестанты отрицают православное учение о мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них.
Протестанты не признают божества Пресвятой Богородицы, святых, а также отрицают иконы и другие знаки христианской символики.
Протестанты не носят нательного крестика. Православные даже в исключительных случаях не снимают с себя креста.
Протестанты крестятся только в сознательном возрасте. Православные крестят даже младенцев.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять «только»:

  • человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  • верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);
  • человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);
  • добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  • авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины, признающие в отличие от пресвитериан епископат, и в отличие от конгрегационалистов – централизованное управление, стали называться реформатами. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Оксана Куропаткина

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас - «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:
СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО - религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино...».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) - православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «...Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых». Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца», и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфесии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ» Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...», что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса - Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды - проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем - с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь - православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты - это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна - проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Роман КОТ

христианская газета "Слово пробуждения" http://gazetasp.net/

Протестантизм (от лат. protestatio — торжественное заявление, провозглашение) - одно из трех главных направлений христианства. Возник после православия и (в XVI в., эпоха Реформации), отделившись от последнего. Протестантизм объединяет целый ряд самостоятельных исповеданий и церквей.

В 1517 году Римско-католическая церковь раскололась. Точкой отсчета принято считать выступление немецкого проповедника Мартина Лютера против индульгенций и против претензий католического духовенства контролировать совесть верующих на правах посредника между людьми и Богом.

Основные течения в протестантизме

Основные течения в протестантизме:
- лютеранство,
- цвинглианство,
- кальвинизм,
- анабаптизм,
- меннонитство,
- англиканство,
- евангельское христианство,
- баптизм,
- адвентизм,
- методизм,
- квакерство,
- пятидесятничество,
- Армия спасения и другие.

Вероисповедальная основа протестантизма

Вероисповедальная основа протестантизма включает в себя священное писание - Библия признается единственным источником христианского вероучения. Всякий верующий должен изучать ее и согласно с ней строить собственную жизнь. Каждый христианин имеет право читать Библию на родном языке.

Основные догматы протестантизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского

Идеи протестантизма

Идея спасения верой,
- идея предопределения.

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия состоят в особенностях обрядов и культа. Протестанты не признают:
· Апостольской преемственности священников.
· Культа святых, старцев.
· Исповеди, покаяния и причастия.
· Религиозного поста.
· Икон и духовного искусства.
· Поклонения мощам.
· Монашества (кроме англиканцев и лютеран).
· Крестного знамения.
· Церковных таинств (в некоторых протестантских церквях признаются два таинства - крещения и причащения, но и считают их лишенными Божьей благодати). Именно отсутствием таинств критики протестантизма объясняют бесконечную череду расколов внутри протестантских организаций.

Службы в различных протестантских церквях могут несколько отличаться, но главными их чертами остается:

1.Проповедь.

2.Молитва.

3.Пение псалмов.

4.Отсутствие пышности.

Единый религиозный центр у протестантов отсутствует. Помесные протестантские церкви действуют автономно.

Церковной организации, как таковой, у многих протестантских направлений вообще не существует. Но есть и исключения, например, у лютеран, англиканцев, методистов присутствует вполне четкая и даже довольно сложная иерархия. Англиканцы (в Великобритании) и лютеране из скандинавских стран считают, что их духовенство сохранило апостольскую преемственность, поскольку в свое время в этих государствах от римской церкви откололись целые епархии.

Распространение протестантизма

Распространен буквально по всему миру. Причина масштабной экспансии многих протестантских организаций заключается в хорошо налаженной миссионерской работе, когда практически каждый верующий может выступать в качестве проповедника. Также привлекает людей простота протестантских обрядов и отсутствие платы за совершение таинств. Именно благодаря этому протестантизм появляется в странах, являющимися «каноническими территориями» других церквей. Например, в , Южную Корею, . На сегодняшний день количество приверженцев различных протестантских учений неуклонно увеличивается в самых разных уголках планеты.

Но все же есть и государства, в которых протестантское население составляет абсолютное большинство. Они расположены преимущественно в и Северной . Это Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, Нидерланды, . Исповедуют протестантизм также подавляющая часть жителей и Новой Зеландии. Значительное число протестантов живет в (40%), (35%), Бельгии (25%) и Венгрии (25%).

Если же говорить о численности приверженцев отдельных протестантских конфессий, то ситуация в мире выглядит примерно следующим образом:
Лютеран - около 85 млн. чел.
Англиканцев - около 70 млн. чел.
Методистов - около 50 млн. чел.
Пятидесятников - до 50 млн. чел.
Баптистов - около 43 млн. чел.
Адвентистов - около 6,5 млн. чел.
Свидетелей Иеговы (их отношение к протестантизму, равно как и к христианству вообще, часто оспаривается) - около 4,7 млн. чел.
Квакеров - около 250 тыс. чел.

Протестантизм и государство

Протестанты видят в одно из главных проявлений установленного Богом порядка. С догматической точки зрения данный постулат объясняется цитатами из Священного Писания: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13: 1).
Государственная , согласно убеждениям протестантов, должна выполнять следующие функции:

  • Защищать права и свободы личности;
  • Заботится о всеобщем благе;
  • Совершать правосудие (Римлянам.13:3);
  • Поддерживать законопослушных граждан (Римлянам.13:3);
  • Наказывать преступников (Римлянам.13:2-4);
  • Защищать от внутренних и внешних врагов (Римлянам.13:4);
  • Взимать налоги ради процветания страны (Римлянам. 13:5-7).

Государству не следует противиться (Римлянам.13:2). Однако же если светская власть, вопреки вышесказанному, станет принимать законы, которые прямо или косвенно станут запрещать свободное богослужение и проповедь Евангелия или же будут побуждать верующих к аморальным действиям (Деяния 4:19), то протестантские Церкви оставляют за собой и своими прихожанами право не подчиниться, а поступить согласно совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Отношение протестантизма к предпринимательству

Пожалуй, сформулировано наиболее четко. Примерно так же подробно, как и в исламе.

Протестантская доктрина, во-первых, не усматривает ничего постыдного в занятии коммерцией. А, во-вторых, считает предпринимательство одним из видов добродетельного вида деятельности, при условии, что она ведется не ради увеличения личного потребления. Один из постулатов протестантской этики утверждает, что только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу. Богатство же не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом. Более того, его следует воспринимать как признак избранности и угодности Богу. Некоторые протестантские направления трактуют материальный достаток, как признак спасения, в том смысле, что Бог уже оказывает помощь такому человеку. Как сказал один из основателей методизма Джона Уэсли: "Мы обязаны призывать хpистиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сбеpегали все, что можно, то есть стpемились к богатству".

Согласно протестантской этики предпринимательства запрещено:
- Задерживать зарплату наемному рабочему. «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19:13).
- Жестоко обращаться с работником. «Не господствуй над ним с жестокостью» (Левит 25:43).
- Использовать нечестные способы обогащения. «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные — не добро» (Притчи 20:23).
- Работать в 7-й день недели. «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой Господу, Богу твоему (Исход 20:8-11).