Остров котельный. Остров котельный и зфи в контакте

КОТЕЛЬНЫЙ, котельная, котельное (спец.). 1. прил. к котел. Котельный завод. || Идущий на изготовление котлов. Котельное железо (особый сорт толстого листового железа). 2. в знач. сущ. котельная, котельной, жен. Помещение, в котором находятся… … Толковый словарь Ушакова

Бойлерный, котловой Словарь русских синонимов. котельный прил., кол во синонимов: 6 бойлерный (2) … Словарь синонимов

Крупнейший остров в архипелаге Новосибирских островов, в м. Лаптевых, в составе Российской Федерации. 11,7 тыс. км², высота до 374 м … Большой Энциклопедический словарь

КОТЕЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. см. котел. 2. котельная, ой, жен. Помещение, где находятся паровые котлы, котельные установки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КОТЕЛЬНЫЙ, крупнейший остров в архипелаге Новосибирских островов, в море Лаптевых. 11,7 тыс. км2, высота до 374 м. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

См. Котёл. * * * Котельный крупнейший остров в архипелаге Новосибирских островов, в море Лаптевых, в составе России. 11,7 тыс. км2, высота до 374 м. * * * КОТЕЛЬНЫЙ КОТЕЛЬНЫЙ, крупнейший остров в архипелаге Новосибирских островов, в м. Лаптевых,… … Энциклопедический словарь

Самый большой из группы Новосибирских островов Северного Ледовитого океана. Он лежит между 74°37 и 76°10 с. ш. и 155° и 158°20 в. д. Пространство о ва точно не определено; считают 377 кв. миль или 18250 кв. в. По новейшим данным длина о ва, между … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Прил. соотн. с сущ. котёл I 2., связанный с ним Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Котельный, котельная, котельное, котельные, котельного, котельной, котельного, котельных, котельному, котельной, котельному, котельным, котельный, котельную, котельное, котельные, котельного, котельную, котельное, котельных, котельным, котельной … Формы слов

Самый большой остров в арх. Новосибирские о ва. Пл. 11,7 тыс. км², рельеф холмистый с высотами до 374 м. В результате осушения морской отмели соединился песчаным массивом Земли Бунге с о. Фаддеевским, образовав единый массив суши. Арктическая… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Дневник Соколова, основателя полярной станции на острове Котельный , В. И. Соколов. Чего ждать от дневников двадцатитрехлетнего человека? - чувств, мыслей о будущем пути. Вот и наш автор отправляется в путь. Только точно знает куда - на необитаемый остров. Знает зачем -…

Одной из ключевых стратегических точек в освоении Арктики является архипелаг Новосибирские острова . Наши военные и исследователи облюбовали крупнейший остров в этом районе. Доставка на остров Котельный, входящий в группу островов Анжу, с 2013 года является востребованной услугой среди компаний, осуществляющих морские грузоперевозки.

Котельный — действительно большой остров, его площадь более 23 тысяч км. кв. Он известен с XVIII века благодаря купцу Ивану Ляхову. Эта территория на востоке ограничивает море Лаптевых, разделяя его с акваторией Восточно-Сибирского моря. Здесь возводится причал, аналогичный тому, что уже обустроен на Новой Земле . Это требуется для того чтобы в период летней навигации свободно принимать суда любого класса с грузами и проводить рейдовую выгрузку с барж.

Грузоперевозки на остров Котельный с материка требуются, чтобы завозить зимовочные запасы на то время, когда морское сообщение будет затруднено льдами и низкими температурами. В этой местности снег тает только на два месяца, все остальное время — суровая арктическая зима.

Этот остров является частью заповедника Усть-Ленский и известен своей характерной арктической фауной — здесь охотятся на песца, найдены останки мамонта, есть популяции оленей и белых медведей. На Котельном похоронен полярник доктор Герман Вальтер. В честь отважного исследователя назван один из мысов острова.

Логистика доставки грузов на остров Котельный подразумевает грамотное составление маршрута. Если пассажирские и негабаритные грузовые перевозки могут осуществляться воздушным путем, благодаря аэродрому «Темп», то транспортировка на остров Котельный тяжелой техники, оборудования для станций, жилых модулей возможна только морем и желательна во время летней навигации, для удобства выгрузки на берег.

В 2013 году здесь стали восстанавливать бывшую советскую военную базу. Это входит в программу, разработанную Министерством обороны России — создание «Арктического щита», радиолокационных и других станций. Транспорт на остров Котельный преимущественно ходит морем из Тикси — порта, расположенного на континенте ближе всего к архипелагу.

В 2013-2014 году началась реконструкция авиастанции Темп, которую расширяют для приема тяжелых самолетов и развития военной авиации. Тем не менее, морские перевозки на остров Котельный остаются предпочтительным видом доставки грузов.

На острове построен военный городок, для возведения которого суда доставляют инженерное оборудование, спецтехнику, строительные материалы и другое имущество. Здесь расположена 99-я тактическая группа. Также военные часто заказывают отправку на остров Котельный по морю БТРов, снегоходов, тягачей и других единиц техники, необходимой для полноценного функционирования военного поселения в условиях Арктики.

Мы обеспечиваем доставку грузов на остров и обратно на континент с привлечением собственной техники для выгрузки товара на необорудованный берег. Для организации жизни и работы военнослужащих на отдаленной территории Крайнего Севера нужно налаженное регулярное снабжение — продовольственные и хозяйственные запасы, медицинские грузы, дополнительные материалы для ремонта жилья и оборудования. Все это можно доставить в любое время по морю, воспользовавшись услугами морских грузоперевозок.

Сюда, подвергая себя опасности, стремятся браконьеры в поисках бивней мамонта. А ученые собирают здесь бесценные данные. Но скоро все закончится: Новосибирские острова стремительно уходят под воду

В последний день августа на острове Котельном идет снег. Без пуховика далеко не уйдешь. Зато светло здесь круглые сутки, приходится окна на ночь завешивать одеялами. В разгар лета солнце встает лишь наполовину, а сейчас оно, едва поднимаясь с рассветом, катится вдоль горизонта и ненадолго проваливается за него в полночь.

Судно «Поларис» высаживает нас на южном берегу Котельного острова, где стоит метеостанция Санникова. Здесь живут начальник Саша с женой Светой, техник-метеоролог Саня-младший, кот Васька, белый пес Белый, черный пес Черный, рыжая собака Шайба и собака Сара, у которой в роду, кажется, были волки. Саша и Света познакомились в Новосибирском метеорологическом училище, приехали на станцию на севере острова, потом перевелись сюда. «По штатке нас должно быть больше, и работать положено сутки через двое, но мы дежурим через день. Даже лучше: поработал день, день отоспался, и снова работать, — говорит Саша. - Если был бы второй выходной, непонятно, чем себя занять». Скука вообще переносится сложнее, чем климат.

Саша рассказывает, что, когда он жил на севере острова, другие метеорологи все норовили поохотиться на мишек. Только увидят вдалеке одного, бегут за ружьем. А Саша хватал палку и стучал по бочкам из-под топлива, которые там везде, чтобы спугнуть зверя. Медведи все время выходят к людям, ищут еду. А люди недолго думая стреляют. «Я им говорю, медведь, если захочет, голову вам оторвет, вы ружье вскинуть не успеете. Но он не агрессивный зверь, даже осторожный. Сколько раз было: идешь снимать показания зимой - никого нет, ровный снег, потом через пять минут выходишь из дома - видишь свои следы, а рядом медвежьи. То есть он видел тебя, переждал, пока ты уйдешь, и отправился по своим делам».

Правда, медведи на острове появляются все реже. Волки тоже перевелись, с тех пор как исчез олень. А оленей перебили пограничники - ради забавы отстреливали с вертолетов целыми стадами. Теперь олени встречаются только в глубине острова - по одному, по два, и то редко. Остались мыши и песцы. Песцов Саша постоянно спасает от собак, а недавно вытащил из пасти у Белого полярную сову. Как Белый ее сцапал, непонятно, совы обычно на 20 метров никого к себе не подпускают.

В свободное время Саша собирает бивни мамонта, и это гораздо прибыльнее, чем его основная работа. Они со Светой здесь пятый год и собираются увольняться - заработали, сколько хотели, пора домой, в Алтайский край, открывать свое дело и рожать детей. Потому что здесь заводить детей было бы безумием: ни школы, ни больницы, ни даже фельдшера в радиусе сотен километров. Случись что, нужно вызывать санборт, который бог знает когда прилетит. У прежнего начальника станции был удар, за ним приехали лишь через несколько дней.

Смысл определения «труднодоступная станция» я понимаю, когда пытаюсь отправить письмо. Станция Санникова была основана в 1942 году, и в бытовом и технологическом плане с тех пор мало что изменилось. Почты нет, спутниковый телефон - на крайний случай, электронная почта - через Тиксинское отделение Росгидромета, где ее читают и цензурируют по своему усмотрению. Не то чтобы это их работа - скорее хобби. Света кидает мое письмо коллеге в Тикси и просит переслать по указанному адресу. Через несколько минут приходит ответ: «Письмо аннулировано. Вопросов не задавай».Раз в год на остров приходит судно Росгидромета «Михаил Сомов», привозит запас еды на весь следующий год, бумажную почту и новых сотрудников. Этим летом четыре раза прилетали пограничники. Больше никакого официального сообщения с землей нет. А неофициально к весне появляются якуты и другие искатели бивня. И хотя гусеничная техника на всех островах строго запрещена - заповедная зона, - старатели приезжают на вездеходах по льду и позже, весной, на лодках, несмотря на смертельную опасность.

Когда Саша со Светой заезжали сюда в 2010-м, их подбросили на вездеходе. Лед на море совсем не гладкий, кругом торосы высотой с пятиэтажный дом. Еще опаснее ямы во льду: никогда не знаешь, то ли это лужа, то ли трещина до самой воды. Вездеходчики высовываются из кабины с биноклями - высматривают путь. Иногда ничего не остается, кроме как попробовать перескочить разломы на полном ходу. «Водитель постучал нам в кузов, мол, кто спит, просыпайтесь и держитесь крепче, будем прыгать, - вспоминает Саша. - Разогнался до упора, с лязгом перемахнул через дыру во льду, но не долетел, и задняя часть увязла в воде. Я открыл дверь, думал, сейчас нас вторым вездеходом на тросе вытянут, а вода как хлынула внутрь. На краю льдины стоит начальник бригады Гена, орет: вылезайте! Голова у него в кровище - их с водителем в кабине тряхануло так, что он люк в потолке головой пробил. Мы спросонья едва успели повыскакивать наружу в одних носках. Все вещи, компьютеры, все, что было внутри, пошло ко дну. К счастью, с нами были еще два вездехода, подсели в них, одолжили обувь, так что добрались до станции живыми».

Добираться по воде не менее опасно: обычно браконьеры плывут на плоскодонных алюминиевых лодках. До ближайшего берега отсюда 400 километров. Осенью в шторм волны под два метра, так что приходится на полном ходу перескакивать с волны на волну. Рассказывают, что в прошлом году один человек вылетел за борт, но лодка даже не остановилась, потому что, если заглушить мотор, следующая волна накроет и утонут все. На морских резиновых лодках типа «Зодиак», которые надежнее и гораздо дороже, приезжает только организованная команда браконьеров из поселка Казачьего.

Метеостанция - единственный очаг цивилизации тут, и браконьеры, и пограничники, добравшись до острова, первым делом идут к ребятам. Метеорологи держат швейцарский нейтралитет, принимают и тех и других. Еще иногда приезжают ученые. Вот и теперь нас - четверых геоморфологов, фотографа Макса и меня - в ходе экспедиции Русского географического общества на Новосибирские острова забросили на Котельный на неделю.

Тикси

Наша экспедиция началась шестью днями раньше, когда мы прилетели в Тикси - ближайший к островам город на Большой земле. Как это часто бывает с полузаброшенными северными городами, Тикси будто вмерз в прошлое. «Слава Октябрю!» - гласит надпись, выложенная ржавыми топливными бочками на склоне холма над городом. Тиксинский порт работает до сих пор, но похож на собственный призрак: у воды стоят ржавые краны, в воде - облупившиеся баржи и скелеты кораблей, побережье завалено горами металлолома, а окружают порт сгнившие в труху деревянные двухэтажки.

Тридцать лет назад Тикси процветал: угольная шахта, порт - все строилось, требовало рабочей силы, в общаге набивалось по пять человек в комнату, рассчитанную на двоих, деньги получали сумасшедшие. «В восьмидесятые пятьсот рублей считались обычной, небольшой зарплатой, - говорит наш сопровождающий Валера, - у людей на книжках лежало по десять, пятнадцать тысяч. Ну и, понятно, потом все это сгорело». В лучшие времена в Тикси жило 15 000 человек, сегодня втрое меньше. Нет ни добычи, ни производства. Даже единственный продуктовый магазин все утро закрыт - продавщица просто не пришла. Едем обедать в центр города, в единственный здесь ресторан, который работает только по предварительному заказу. После ужина, говорят, здесь лучше не задерживаться: за соседней дверью бар - без танцев, зато с гарантированной дракой.

За обедом расспрашиваю руководство экспедиции, в чем наша главная цель. «Задача номер один - пробежать как можно быстрее все точки и понять, где и как работать в будущем, - говорит Александр Булыгин, научный руководитель предприятия. - Политическую составляющую мы не обсуждаем, я не компетентен, но ее озвучил Путин. Нужно доказать, что шельф - это есть протяженность, дальнейшее распространение нашей великой родины, и, соответственно, у нас есть приоритетные права на разработку полезных ископаемых».

«Вернуть российское присутствие в Арктику, в том числе военное, - говорит Константин Зайцев, руководитель экспедиции и помощник полярника Чилингарова. - И научное. Российское присутствие в Арктике существенно сократилось в 1990-е годы. Еще хотим создать здесь национальный парк, который был бы защищен лучше, чем существующий заповедник. Хотелось бы сделать рекреационую зону для научных работ и туризма, чтобы не было бесконтрольного использования ресурсов».

Тезис о возвращении военного присутствия несколько противоречит реальности: на наших глазах сворачивалась военная часть в Тикси-3, в октябре ее полностью расформировали, а городской аэропорт, принадлежавший Министерству обороны, закрыли.

После обеда едем на тиксинскую метеостанцию. Успеваем к запуску «шарика», то есть метеозонда. Белый шар полутора метров в диаметре с привязанными датчиками поднимается на 38 километров над землей и там лопается. За два часа полета датчики успевают сообщить все о скорости и направлении ветра, температуре и других параметрах атмосферы. Эта информация дорого стоит: над Тикси пролегает воздушный коридор, по которому проходят ежедневно полтора десятка рейсов, соединяющих Европу и Азию, поэтому точные метеосводки покупают все крупные авиаперевозчики.

«Сейчас остались те, кому ехать некуда или кто дорабатывает до северной пенсии, - рассказывает метеоролог Ольга Викторовна. - Работа неженская, зимой нужно вручную бурить лед на два с половиной метра, чтобы измерить толщину. В сутки каждые три часа нужно снимать показания и отправлять отчет. Температура воды, высота волны, осадки. Зимой бывает метель такая, что своих ног не видишь. Но я, наверное, ненормальная женщина, иногда идешь с площадки в апреле: морозы отзвенели, прилетели пеночки, солнце, снег сверкает. И думаешь: какое это счастье! Хотя чем лучше погода, тем больше у метеоролога работы». Позже я узнаю, что Ольга Викторовна - гроза всех окрестных метеорологов, а тиксинская станция - образцово-показательная.

Уже в сумерках возвращаемся в гостиницу в машине с местным бизнесменом Степаном Сукачом. В экспедиции он отвечает за логистику и сопровождение. Спрашиваю, что он тут делает. «Вообще-то я занимаюсь мамонтом. С середины июля до сентября у меня тридцать человек собирают бивни и кости, потом все это у меня покупают, девяносто процентов Китай, десять - российские художники. Здесь на самом деле полно полезных ископаемых. Раньше добывали уголь. Есть и алмазы, и золото. Каждый год мы подаем заявки на разработку, пока отказывают. Город живет на дотациях, хотя тут все могло бы быть. Мне здесь нравится. Я охотник и рыбак, понимаешь? А что зимой отопление могут отключить в минус 50, так у меня в квартире в каждой комнате по печке и генератор такой, что на весь дом хватит. Меня голыми руками не возьмешь. Но вообще я на зиму в Москву перебираюсь». Подъезжаем к гостинице. Надпись у входа: «Честь и слава - по труду».

Водяные знаки

По концентрации изотопов кислорода во льду можно описать климат, при котором этот лед намерз. В природе есть несколько изотопов кислорода, то есть атомов, которые отличаются только массой. Можно представить их как шары для кегельбана - они одинакового размера и формы, но заметно отличаются по весу. Например, изотоп кислорода 16О легче, чем 18О.

«Мы знаем точное соотношение изотопов в океанской воде, оно постоянно, - объясняет Наталья Белова, научный сотрудник географического факультета МГУ. В теплом климате, ближе к экватору, в воздух из воды испаряется больше тяжелого кислорода, чем на северных широтах. Следовательно, в более суровые зимы тяжелый кислород 18О медленнее испаряется из Мирового океана и быстрее выпадает в виде дождя и снега.

Когда воздух доходит до Арктики, в нем гораздо меньше тяжелого кислорода. Снег, который выпадает из такого воздуха, будет содержать меньше 18О. Есть рассчитанные значения соотношению изотопов 18О и 16О, по которым можно судить о среднеянварской температуре. Чем меньше 18О во льду, тем холоднее была зима, в которую лед намерз. Это рассчитано во многих местах в Арктике и довольно точно совпадает с метеорологическими данными, если мы смотрим на льды, замерзшие недавно, когда люди уже вели погодные наблюдения ».

Котельный

На острове Котельном мы с геоморфологами из МГУ, Надей, Наташей, Денисом и Сашей, приплывшими со мной на «Поларисе», каждое утро забираемся в вездеход и отправляемся вдоль берега к термоцирку - месту, где тают древние льды. Новосибирские острова стремительно размываются - береговая линия в некоторых местах отступает на 10, а в некоторых на 30 метров в год. Эта картина стремительного по геологическим меркам разрушения завораживает: высокий крутой берег оползает, образуя что-то вроде глинистого амфитеатра с торчащими конусами - байджерахами, как их называют геоморфологи. Бурый лед стеной возвышается над лунным пейзажем. Вероятнее всего, в будущем острова полностью уйдут под воду, но пока они стоят, у ученых есть шанс узнать, какой был климат в этой местности сотни тысяч лет назад. И мы здесь ровно для этого - взять пробы льда и грунта, чтобы затем по их составу реконструировать условия, в которых формировались острова.

Бурый лед над термоцирком похож на ледник, присыпанный сверху землей. Однако, как объясняют мне геоморфологи, это не ледник, а жильный лед, он образуется совсем другим путем: из мелких прожилок льда в растрескавшейся от морозов земле. За десятки и сотни тысяч лет прожилки льда разрастаются, превращаясь в гигантские глыбы, или едомы, которые выглядят как ледяные утесы над берегом моря. Климата для формирования едом сегодня на Земле нет нигде.

Натянув болотники повыше, геоморфологи забираются в термоцирк с лопатами, кирками и топорами. Саша и Денис скалывают на разных уровнях куски льдины и раскладывают по пронумерованным пакетам. Вечером растаявший лед они перельют в пробирки, которые затем в Москве отправятся в лабораторию на изотопный анализ. По соотношению изотопов кислорода в талой воде можно узнать, какой здесь был климат, когда намерз этот лед (см. стр. 183). Надя в самой середине термоцирка и, увязнув в грязи по колено, выкапывает образцы торфа на уровне ниже ледяной жилы. По составу торфа в лаборатории можно определить возраст льда над ним, а по составу почвы - подробнее узнать, как она сформировалась. «Зачем все это нужно?» - интересуюсь я, когда мы вечером выпиваем за успешное начало полевых работ. «За тем же, зачем любые палеореконструкции, - поясняет Наташа. - Без знания прошлого невозможно прогнозировать будущее. В природе же все циклично, в том числе климат. Чтобы знать, что будет после, нужно представлять, что было до».

Самое полезное ископаемое

«Мы как-то в экспедиции нашли в мерзлоте ногу мамонта с костями и мясом. Тысяч десять лет она пролежала в земле. Бросили кусок на сковороду - думали, поедим мамонтятины, - но мясо на огне превратилось в бурую вонючую жидкость. Время разрушило ткани, так что они только с виду казались сохранными во льду».Я вспоминаю эту историю, рассказанную фотографом Сергеем Ждановым в Тикси, когда мы идем по тундре с Сашей в поисках бивня. Новосибирские острова состоят из мягких отложений четвертичного периода, начавшегося 2,6 миллиона лет назад и продолжающегося до сих пор. Сейчас все это оттаивает, размывается и обваливается в море. Бивни и скелеты мамонтов, плейстоценовых лошадей и львов постоянно обнажаются. Но в последние годы их довольно быстро собирают браконьеры.

Вон, видите, оранжевый флаг? Это место, где умер бывший начальник станции.

Саша рассказывает, что позапрошлый начальник метеостанции Сергей Холодков вообще-то пил немного, как все. Но как-то пришел ледокол, и Холодков поменял много рыбы на много спирта. «Что-то у него перемкнуло в голове, начал и остановиться не смог. Сначала пил дома, потом поссорился с женой, взял ружье, консервы, спирт и пошел в тундру. В октябре. Стрелял из ружья по банкам, грелся у костра, наверное, охотился. Уже стояли крепкие морозы. Жена его вызывала МЧС, они шерстили остров, но снег ведь кругом. Его останки, сильно пожранные песцами, всего в двух километрах от станции нашел его двоюродный брат, который приехал уже весной».За весь день Саша находит один некрупный обломок бивня, килограммов двадцать. Шутит: «Вот моя месячная зарплата валяется». Сезон близится к концу, поэтому бивень в легкодоступных местах уже весь собран. Раньше его было существенно больше, а желающих меньше. И контролировали меньше. Наш вездеходчик Валера и другие люди тиксинского предпринимателя Сукача, которые работают на Котельном, говорят, что собрали всего килограммов триста. Это немного, целый бивень взрослого мамонта весит до центнера, но найти такой - колоссальная удача. Больше всего ценятся именно целые от основания до кончика и темно-коричневого или темно-вишневого цвета. И уж совсем большая удача - парные бивни. Когда несколько лет назад «один мужик» нашел коллекционную пару, события развивались как в фильме про Джеймса Бонда: через пару часов прилетел вертолет, люди в черных очках вручили кейс с наличными удачливому старателю и забрали находку. «Говорят, ему заплатили миллион рублей, - рассказывает Валера. - Но это было пять лет назад, с тех пор цены даже на обычный бивень выросли в пять раз, а уж на коллекционные и подавно». Есть четыре категории качества, но в среднем килограмм сегодня стоит 500 долларов. Это цена, по которой искатели сдают бивень своим начальникам. Дальше бивень отправляется в столицу, где его проверяют в разных инстанциях, регистрируют и перепродают специальным компаниям, у которых есть лицензия на международную торговлю.

Ночью пограничники привозят на станцию арестованных браконьеров. Пограничники прилетели несколько дней назад вместе с «легальными» вездеходчиками-мамонтоискателями. Вездеходчики - Владимир и Олег из Петербурга. На материке Владимир сносит старые дома и роет котлованы под новые. Востребованная, в общем, профессия. Но бивень прибыльнее. Якуты, говорит он, - нелегалы, а у него разрешение. Остров - это и погранзона, и заповедник. Есть полулегальная форма существования здесь - с разрешением. Его оформляют в Федеральном агентстве природопользования и в профильном НИИ. На что конкретно разрешение, не уточняется, но точно не на добычу бивня.

В тундре нельзя ни копать, ни даже ездить на тяжелой технике. Но, конечно, и рабочие-искатели, и пограничники ездят, потому что иначе невозможно найти бивень и нелегалов. Также ни при каких обстоятельствах нельзя копать землю, можно только собирать то, что лежит на поверхности. Но так, конечно, много не соберешь.

Следующим утром пограничники делают последний рейд по острову на вертолете и находят еще трех якутских копателей. Две группы браконьеров - вчерашние и сегодняшние - встречаются у вертолета весело, как старые друзья на вечеринке. Полковник, несмотря на бессонную ночь, тоже излучает доброжелательность и руководит погрузкой: «Братание прекратить, заходим в вертолет по одному. Кто будет гадить внутри или чтото сломает, выйдет над морем без предупреждения!»

Якуты, которых пограничники вывозят, не выглядят удрученными. Все, что им грозит, - штраф около 500 рублей за нарушение пограничного режима и пара тысяч, если сопротивлялись при задержании. Ношение оружия без положенных документов - уже серьезнее, но собственно за добычу бивня никто наказан не будет. «А это уже не наше дело, а Росприроднадзора, - отвечает полковник на вопрос о бивне. - Но они вообще этим не занимаются. Вывезти бивень просто так нельзя, чтобы изъять официально, нужно заполнить кучу бумаг, да и девать его некуда». Впрочем, при себе у задержанных никакого бивня нет. Он спрятан в глубине острова без опознавательных знаков. Только GPS-точки, по которым схрон найдут, когда приедут за ним осенью или весной.

«Им так даже и выгоднее, - говорит Валера, когда мы провожаем взглядом вертолет. - Из Тикси они до своих поселков доберутся тысяч за тридцать рублей. А отсюда им лодка встает и в сто, и в сто пятьдесят. Мне кажется, они закончили работу и специально вышли поближе сдаваться, чтобы их пограничники забрали. Иначе прятались бы по тундре, как другие прячутся сейчас».

Вечная мерзлота

Через день нас тоже забирают с острова. За то время, что мы провели на Котельном, «Поларис» успел подняться к островам Де-Лонга и вернуться обратно. Спрашиваю оставшихся на корабле, что мы упустили. «Не так много, мы все больше гнали с острова на остров и фотографировались с флагами, - говорит Денис Иванов, специалист по морским млекопитающим из Института проблем экологии и эволюции РАН. - Хотя кое-что интересное было». Денис с горящими глазами рассказывает о трех серых китах, которых в этих широтах встретили впервые. «И конечно, мое любимое место теперь - остров Вилькицкого. На отвесной скале птичьи базары, лежбище котиков, медведи тут же ходят повыше на уступе. Я бы поработал там пару дней. Но нас даже не высадили, сказали, что с медведями опасно. Смех!»

Последняя остановка перед Тикси - Малый Ляховский, с которого мы забираем еще одну группу ученых. Пока руководство экспедиции пристраивает флаги с эмблемой РГО в кадре, Денис у местных метеорологов выясняет, что каждый год в конце августа или начале сентября мимо острова плывет стая из нескольких сотен белух. «Теперь понятно, куда нужно ехать по-настоящему работать в следующем году, - говорит он. - Белухи плывут с востока на запад, но никто не знает, откуда и куда. Пока, по моим наблюдениям, море тут мертвое. С другой стороны, мы совсем немного обследовали, на островах высаживались максимум на два часа, и то не на всех. Это ничто, по-хорошему нужно обследовать каждый остров по два-три дня, и так пару месяцев».

На Фадеевском биологи из Северо-восточного федерального университета брали пробы со дна озер кернами, чтобы потом в лаборатории определить в отложениях виды диатомовых водорослей и восстановить по ним древний климат. «Мы успели собрать только дюжину проб, - говорит Руслан Городничев, руководитель группы. - Было бы больше времени или вертолет, могли бы обследовать весь остров. И не пришлось бы разрушать растительный покров. А так я даже не знаю, когда зарастут следы от вездеходов. Какие-то - через тридцать-пятьдесят лет, какие-то - через сто. А некоторые - никогда, потому что если поднимаешь плодородный слой, под ним алевриты, которые моментально вымываются».

На Котельном действительно сложно найти место, где не было бы следов вездехода. Но в начале 2000-х бивень ничего не стоил и на островах были военные, так что браконьеры сюда не совались. Сейчас военные базы заброшены, и на каждом острове с весны до осени копают по 100–150 человек со своей техникой.

Можно сказать, что острова все равно уходят под воду, и в каком виде они исчезнут - первозданном или распаханном - не так важно с точки зрения эволюции. В это русло направляет мысли общение с геоморфологами, которые оперируют даже не тысячами, а миллионами лет. Тем более сейчас бивень и охота - единственный источник дохода в якутских деревнях. И браконьеры отнюдь не откровенные отрицательные герои в этой истории. Тот же Игорь, который приезжает сюда за бивнем вместе со своими людьми, благодаря этим вылазкам отстроил поселок Казачий и буквально вернул его к жизни.

Существует одно неудобное обстоятельство: чем больше вездеходов и копателей - «агентов абразии», как их называют ученые, - тем быстрее острова исчезают. Если организовать здесь национальный парк, по которому вместо вездеходов будут ходить олени и белые медведи, а покровы почв будут нарушаться только в строго научных интересах, то острова простоят еще несколько тысяч, а то и десятков тысяч лет. За это время климат может измениться как угодно, а размывание берегов и вовсе прекратиться. Не исключено, что в широком смысле, с точки зрения вечности и геоморфологии, все сценарии одинаково хороши. Но геоморфология, как известно, это наука о рельефе земли. К жизни, которая на этом рельефе происходит, она не имеет отношения.

Фотографии Макс Авдеев

Последнее время среди россиян все больше растет интерес к своей Родине. Многие отдают предпочтение отдыху внутри страны, и это не только курорты Краснодарского края, но и горы Урала и Алтая, тайга в Сибири, озеро Байкал и т. д. И вот совсем недавно появились любители путешествий в труднодоступные районы России, например, по Арктическому Северу. В связи с этим в данной статье мы расскажем читателю о том, где находятся Новосибирские острова, познакомим с их особенностью и значением для нашей Родины. Итак, приступим.

Новосибирские острова на карте

Этот архипелаг расположен в Северном Ледовитом океане. Он служит границей Восточносибирского моря и моря Лаптевых. Административно принадлежит Якутии. Новосибирские острова состоят из трех групп. Первая из них - это самые южные - Ляховские. Проливом Д. Лаптева они отделены от Евразии, а - от Анжи-острова. Котельный (архипелаг Новосибирские острова) и Новая Сибирь составляют вторую группу. Последняя, третья - Де-Лонга. Они находятся к северо-востоку от группы Анжу и являются небольшими островками. Каждый желающий сможет найти Новосибирские острова на карте России. Их координаты: 75 градусов 16 минут северной широты и 145 градусов 15 минут восточной долготы.

Особенности

Новосибирские острова раньше были частью континента. Лежат они в зоне континентального шлейфа. Рельеф островов равнинный. Климат арктический, он характеризуется холодными зимами, продолжительность которых составляет девять месяцев. Лето весьма холодное, ветренное. На архипелаге находятся большие заболоченные территории, огромное количество ледниковых озер и небольших речушек, благодаря этому здесь сформировалась относительно разнообразная экосистема в условиях вечной мерзлоты. Остров Котельный отличается от остальных тем, что здесь находится Земля Бунге - уникальная песчаная Примечательным является тот факт, что раньше (несколько тысячелетий назад) климатические условия на Новосибирских островах были совсем иными - гораздо мягче современных. Об этом свидетельствуют многочисленные находки палеонтологов: останки мамонтов, и древних лошадей.

История открытия

Архипелаг Новосибирские острова был открыт казаком Я. Пермяковым в 1712 году в ходе его экспедиции из устья реки Лена до устья Колымы. Им был обнаружен остров, который сегодня носит имя Большой Ляховский. Последующее исследование архипелага было осуществлено путешественником И. Ляховым в 1772-1773 годах и Я. Санниковым в 1805 году. Спустя почти 16 лет Петр Анжу (1821-1823 гг.) подробно описал данного архипелага, которые впоследствии были названы его именем. А в 1879-1891 годах американец Де-Лонг открыл третью группу. И уже в двадцатом веке были обнаружены несколько отдаленных островков этого архипелага.

Что же здесь имеется?

Новосибирские острова находятся под патронатом Усть-Ленского заповедника. Во времена Советского Союза здесь были научные поселения, однако с распадом СССР их не осталось. Функционирует только полярная станция. Сегодня для желающих познакомиться с этим удаленным уголком нашей Родины туристические фирмы предлагают туры на острова, где у вас будет возможность изучить достопримечательности архипелага.

Почему не угасает интерес к Арктике?

Здесь весьма устойчивая зима, снега лежат практически круглый год, есть болота, озера и реки. Имеются полезные ископаемые: уголь, природный газ и другие. Что может привлекать взгляд человека в этот суровый край? Когда-то давно Новосибирские острова интересовали людей как источник костей различных ископаемых животных - преимущественно мамонтов. На протяжении более чем двухсот лет с архипелага их вывозили тоннами. По воспоминаниям одного из купцов, попавшего в поисках этого товара на Большой Ляховский, остров состоял из мамонтовых костей, смешанных с песком и льдом. Бивни просто вытапливали изо льда, которым был сложен архипелаг.

Внимание современного человека к этим островам вызвано в большей мере геополитической ситуаций - ведь Арктика входит в круг стратегических планов Российской Федерации. Сейчас к ее шельфу прикованы взгляды не только политических деятелей, но и геологов и других ученых. Связано это с поставленными геополитическими задачами - необходимостью разделения шельфа. Проблема его раздела и континентального склона включает и экологические, и экономические, и политические аспекты. Объясняется это тем, что расширение границ стран арктической зоны, в том числе и Российской Федерации, позволит в ближайшем будущем более уверенно вкладывать средства в геологические изыскания на предмет новых месторождений нефти и газа.

Проблемы исследования

Новосибирские острова для России наиболее удалены и неприступны в любом плане: и в геологическом, и в географическом. Их, конечно, нельзя назвать белым пятном на карте нашей страны, но области с белыми пятнами там есть. Например, в группе Де-Лонга находится остров Жаннетты - он не имеет никаких геологических описаний. Дело в том, что у него очень крутые берега, скорее всего, вулканического происхождения - весьма обрывистые. Кроме того, на нем нет пригодной площадки для посадки вертолета. Так что пока ученые-исследователи не смогли до него добраться. В августе 2012 года на архипелаге по гранту Русского географического общества проводилась научная экспедиция. В частности, на островах осуществлялись зоологические исследования. В результате экспедиции были собраны ценнейшие данные по распределению и видовому составу морских млекопитающих. В дополнение к визуальным наблюдениям ученые собрали образцы биоматериалов для последующих исследований в лабораторных условиях. Помимо этого, была собрана информация о жизненном цикле моржей и белых медведей, проживающих на Новосибирских островах. Важным открытием стала встреча с Это первый зарегистрированный факт появления этих животных в акватории данного архипелага.

Новосибирские острова

Новосибирские острова - это принадлежащий России архипелаг в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Административно он относится к Якутии. Они состоят из трёх групп островов: Ляховские острова, острова Анжу и острова Де-Лонга. Первые сведения об островах в начале XVIII века сообщил казак Яков Пермяков, плававший от устья Лены к Колыме. В 1712 году он в составе казачьего отряда, возглавляемого Меркурием Вагиным, высадился на остров, впоследствии названный Большим Ляховским.

Котельный — самый большой остров в архипелаге Новосибирских островов, в группе островов Анжу. Площадь острова составляет 23200 км². Высшая точка острова — гора Малакатын-Тас (361 м). Открыт в 1773 году русским купцом Иваном Ляховым.

Остров входит в состав природного резервата Лена-Дельта (охранную зону Государственного природного заповедника "Усть-Ленский").

Земля Бунге соединяет западную часть острова Котельный с полуостровом Фаддеевским в единый массив суши. На многих картах ХХ века Котельный, Фаддеевский и Земля Бунге значатся как отдельные острова.

Климат

Климат арктический, суровый. Снег лежит 9-10 месяцев в году. Средняя температура июля составляет +2.9 °C, но ночью температура опускается до −6 °C. И лишь в отдельные тёплые дни температура может подниматься до более высоких значений. С ноября по март оттепели исключены, в апреле абсолютный максимум температуры составляет 0,3 градусов. Самый холодный по среднемесячной и минимальной температуре месяц-февраль (-29.7 и −49.9 градусов соответственно). Температура ниже −30 градусов может наблюдаться с октября по апрель.

Реки о.Котельный

Реки невелики и мелководны, текут в узких долинах, за исключением Балыктах, при устье последней образуется незначительная Царева губа. Рыбной (от балык) река названа по обилию в ней рыбы, в особенности зубатки. Прочие реки западного прибрежья, которые всё же значительнее восточных, начиная с северной стороны острова следующие: Крестовая, Санникова, Решетникова, Хастюр-ю-тах, Чукочья, Розсоха, Хрептовая и Урасиха, на юго-восточной стороне острова реки Волокитина, Енисейская, на восточной стороне реки Балыктах, Драгоценная и др. На берегах Драгоценной и Санниковой, в огромной величины шарах отвердевшей глины, попадаются аммониты значительной величины.

Крупнейшее озеро — Евсекю-Кюель.

Флора и фауна

Находится в зоне арктических пустынь с редкой травянисто-кустарниковой растительностью среди каменных россыпей и полигональных грунтов.

Развит промысел песца. Отмечена на острове и популяция северных оленей. Водятся также белые медведи и куропатки. Находятся остатки вымерших животных (мамонта и др.).

История

К приходу русских остров был необитаемым, хотя на нем были следы посещения народа юкагиров (жерди юрты, полозья). Остров открыт промышленником Иваном Ляховы м в 1773 году . Когда Ляхов рассказал по возвращении о своём открытии, то на обследование острова вскоре двинулся землемер Хвойнов. На берегу острова он увидел медный котёл, оставленный спутниками Ляхова. Хвойнов обмерил остров, описал его и назвал Котельным.

В 1805 году приказчик купца Сыроватского, начальник промышленной артели, мещанин Санников , желая расширить промыслы своего хозяина, отправился на восток от Котельного острова и открыл Фаддеевский остров.

В 1809 году Геденштром , прибывший на остров Фаддеевский с землемером Кожиным и мещанином Санниковым , поручил первому описать остров Фаддеевский, а второму — исследовать пролив между Фаддеевским и Котельным; сам же он отправился на остров Новая Сибирь . Кожин описал западный, южный и восточный берега острова Фаддеевского; Санников пересёк пролив во многих местах, найдя его ширину от 7 до 30 вёрст. Другими участниками экспедиции были геодезист Пшеницын и унтер-офицер Решетников.

В 1811 году Санников вновь объехал Фаддеевский остров и исследовал впадающие в море речки, причём пространство между Котельным и Фаддеевским островами, считавшееся проливом, оказалось заливом , а острова Котельный и Фаддеевский составляли единый массив суши.

В 1822 году капитан Пётр Анжу исследовал западную и северо-восточную части полуострова Фаддеевский.

На острове находится могила доктора Германа Эдуардовича Вальтера — участника Русской полярной экспедиции (1900—1902) под руководством Эдуарда Толля . Ее участники искали легендарную Землю Санникова . Перезахоронение останков состоялось 29 июля 2011 года.

Военная база

В сентябре 2013 года на острове началось восстановление военной базы , которая была заброшена после распада Советского Союза . Восстановление базы на Новосибирских островах является частью масштабной программы Минобороны России по возобновлению постоянного военного присутствия России в Арктике . На острове Котельный решено построить стационарный причал для приема барж и судов среднего класса, по типу причала на острове Новая Земля , а также использовать в качестве базового пункта доставки материальных средств на остров Котельный порт Тикси , что обеспечит возможность завоза запасов, в том числе зимовочных в течение трех месяцев. Согласно заявлению первого заместителя министра обороны России, генерал армии Аркадия Бахина , группировка кораблей Северного флота приступила к выполнению основных мероприятий на Новосибирских островах. Он также сообщил, что на Новосибирских островах будет восстановлен и усовершенствован аэродром станции Темп . В октябре 2013 он уже сможет принимать самолеты Ан-26 , Ан-72 и Ан-74 . В дальнейшем взлётно-посадочная полоса будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» смог принимать тяжёлые самолёты Ан-22 и Ил-76 , а в перспективе использовать его для действий стратегической авиации . В ночь с 13 на 14 марта 2014 года на остров вблизи военного аэродрома в ходе учений была совершена высадка парашютно-десантного батальона Ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии численностью в 350 человек вместе с грузами и военной техникой. Личный состав десантировался с помощью применением управляемых парашютных систем спецназначения «Арбалет». После десантирования солдаты в течение 40 минут «захватили» аэродром «Темп». Такие учения в российской Арктике проводились впервые.

6 сентября 2014 года к острову отправился караван кораблей Северного флота, везущих на остров БТРы, тягачи, передвижные жилые модули. На острове будет располагаться 99-я тактическая арктическая группа, для размещения которой началось строительство военного городка.

Ликвидация накопленного экологического ущерба

Бойцы взвода ликвидации экологического ущерба, сформированного на Северном флоте (СФ) РФ для очистки территории в Арктике, спрессовали более 12 тысяч металлических бочек из-под топлива и ГСМ, оставшихся на о Котельный.

Бочками загружено более 30ти 20-тонных контейнеров, в которые помещается до 800 сплющенных бочек. Контейнеры будут вывезены на большую землю во время летней навигации.

По предварительным оценкам, на Новосибирских островах еще с советских времен осталось более 110 тыс 200-литровых бочек, в которых доставлялось топливо и ГСМ.

Если учесть, что 1 бочка весит 20 кг, то утилизировать придется около 2,2 тыс тонн металлолома. Пока утилизировано более 200 тонн. Еще 100 тыс бочек ждут своего часа.

При помощи 2х гидравлических прессов бочки плющат, а потом складывают в морские контейнеры, что позволяет уменьшить занимаемое ими место, если бочка тонкостенная - в 10 раз, а если толстостенная - в 3-4 раза.

Руководство СФ РФ создало неплохие условия для работы бойцов экологического взвода. На о Котельном прекрасно оснащенный военного городка замкнутого цикла «Северный клевер». Здесь есть социально-бытовые и административные блоки, дизель-электростанции, трансформаторная подстанция, система канализации и водоочистки, хранилище ГСМ, АЗС и гараж для автотехники.

Работу по очистке береговой линии на острове Котельный от различных отходов, в тч и от металлической бочкотары, СФ РФ начал в 2014 г.

Согласно Программы по соблюдению требований экологической безопасности в Арктике планируется не только вывоз бочкотары и брошенной техники с островов арктической зоны, но и снос ветхих строений, разбор сохранившихся со времен социализма завалов, проведение рекультивации территорий.

200-литровые бочки с остатками ГСМ или «отработкой» - это основная экологическая проблема Арктики.

В 2011 г Минприроды РФ зявляло о планах начать реализацию проектов по ликвидации накопленного ущерба на острове Врангеля, архипелаге Земля Франца-Иосифа и поселке Амдерма (Ненецкий автономный округ).

В 2011 г к этой проблеме проявили интерес и во власти.

Пилотный проект по утилизации бочкотары был отработан на о. Врангеля.

В 2013 г Росгеология победила в конкурсе на право заключения договора на выполнение природоохранных мероприятий на загрязненных территориях о-вов архипелага Земля Франца-Иосифа в 2013-2015 гг.