Человек в экономических отношениях кратко. Экономический человек - краткая характеристика. Модель экономического человека. Экономические отношения и экономические интересы

Отдельного человека и группы людей на рынке формирует спрос. Для финансового результата продавца очень важно своевременно предугадать объем спроса в будущем и определить перечень основных факторов, которые могут повлиять на него. Именно поэтому следует разобраться с понятием "модель экономического человека" и, подключив к экономическим еще психологические и социальные аспекты, начать использовать эти знания на практике. Они актуальны как для предприятий, выступающих на рынке со стороны предложения, так и для обычных людей, которые в совокупности обеспечивают рыночный спрос.

"Homo"-моделирование или кто мы есть?

Экономисты уже давно задались вопросом, каким образом человек делает выбор, чем руководствуется и как ранжирует свои приоритеты. С развитием рыночных отношений эволюционировал и сам человек. Вспомним известные нам виды "homo".

Модели человека с точки зрения биологии или Homo biologicus :

  • Homo habilis или научился добывать огонь и создавать средства труда;
  • Homo erectus или прямоходящий человек, встал на обе ноги, освободив руки;
  • Homo sapiens или человек разумный, обрел способность членораздельной речи и нестандартного мышления.

Эволюция людей с позиции вида деятельности и причинно-следственного бытия, богатого на события, или Homo eventus :

  • Homo economicus или экономический человек, руководствующийся в своем поведении аспектами рациональности и достижения максимально возможной выгоды в условиях ограниченных экономических ресурсов;
  • Homo sociologicus или социальный человек, стремящийся к общению с другими людьми и утверждению своей роли в социуме;
  • Homo politicus или политический человек, мотивированный на усиление своего авторитета и достижения власти с помощью государственных институтов;
  • Homo religiosus или религиозный человек, определяющий опору в своей жизни и главный мотив "словом Божьим" и поддержкой высших сил.

Краткая характеристика представленных упрощенных моделей событийного типа показывает систему приоритетов человека и объясняет мотивы его поведения в той или иной среде - экономической, политической, социальной, религиозной. Каждый конкретный индивидуум может быть человеком "разным" в зависимости от системы координат, то есть среды, в которой он действует и идентифицируется.

Интересно сравнить первые две событийные модели людей: экономический человек индивидуален, социальный - слишком коллективен и зависим от общества. Мир подстраивается под человека, что отражается в законе спроса и предложения, а социальный человек сам приспосабливается к социальным тенденциям мира, дабы избежать своего отделения от толпы.

Рациональность как основа экономичности

Моделирование предполагает определенную систему допущений, поэтому человек в экономических отношениях обладает рациональностью , то есть способен принять верное решение в предложенных условиях. На рациональность человека влияют следующие факторы:

  • доступность информации о ценах и объемах производства;
  • осведомленность человека об основных параметрах выбора;
  • высокий уровень интеллекта и достаточная компетентность человека в вопросах совершения экономического выбора;
  • человек принимает решения в условиях совершенной конкуренции.

Соотношение указанных выше допущений приводит к тому, что рациональность может быть трех видов:

  1. Полная , которая предполагает всестороннюю осведомленность человека о состоянии рынка и его способность принять решение, получив максимальную выгоду при минимуме затрат.
  2. Ограниченная , которая предполагает отсутствие полной информации и недостаточный уровень компетентности человека, в результате чего, он стремится не к максимизации выгоды, а просто к удовлетворению насущных потребностей приемлемыми для себя способами.
  3. Органичная рациональность усложняет человека за счет введения дополнительных переменных, влияющих на его поведение: правовых запретов, традиционных и культурных ограничений, социальных параметров выбора.

Представления о человеке, как рациональном субъекте со своими потребностями и мотивами, эволюционировали вместе с экономическими школами. В настоящее время выделяют четыре основные модели человека. Они различаются:

  1. Степенью абстрагирования от многообразия социальных, психологических, культурных и иных аспектов личности человека.
  2. Особенностями среды, то есть экономической и политической ситуации вокруг человека.

I. Модель экономического человека - материалиста

Впервые понятие "Homo economicus" было введено в XVIII веке в рамках учения английской классической школы, а позже оно перекочевало в учения маржиналистов и неоклассиков. Суть модели заключается в том, что человек стремится максимизировать для себя полезность приобретаемых благ в рамках ограниченных ресурсов, основным из которых выступает его доход. Таким образом, в центре модели находятся деньги и стремление индивидуума к обогащению. Экономический человек способен оценить все блага, присвоив каждому ценность и полезность для себя, потому что при выборе руководствуется только собственными интересами, оставаясь безразличным к потребностям других людей.

В этой модели активно себя проявляет А. Смита. Люди в своей деятельности исходят исключительно из собственных интересов: потребитель стремится прибрести товар самого высокого качества, а производитель - предложить рынку такой товар, чтобы удовлетворить спрос и получить наибольшую прибыль. Люди, действуя в эгоистичных целях, работают на общее благо.

II. Модель экономического человека - материалиста с ограниченной рациональностью

Последователи идей Дж.М. Кейнса, а также институционализма допустили то, что на поведение человека влияет не только стремление к материальному богатству, но и ряд социально-психологических факторов. Краткая характеристика первой модели позволяет сделать вывод, что человек находится на базовых уровнях пирамиды потребностей А. Маслоу. Вторая модель перемещает человека на более высокие уровни, оставляя приоритет у материальной стороны бытия.

Чтобы поддерживать эту модель человека в равновесном состоянии требуется адекватное вмешательство со стороны государства.

III. Модель экономического человека - коллективиста

В системе патернализма, где государство берет на себя роль пастуха, автоматически переводя народ на позицию стадных овец, меняется и экономический человек. Его выбор ограничивается уже не просто внутренними факторами, а внешними условиями. Государство решает судьбу человека, отправляя на учебу путем распределения, прикрепляя к определенному рабочему месту, предлагая только конкретные товары и услуги. Отсутствие конкуренции и личной заинтересованности в результатах труда приводит к появлению недобросовестности, иждивенческим настроениям и вынужденному пребыванию человека на нижних ступенях пирамиды потребностей, когда приходится довольствоваться малым и не стремиться к лучшему.

IV. Модель экономического человека - идеалиста

В этой модели появляется чувствующий экономический человек: понятия рациональности и выгоды для него преломляются через призму высших духовных потребностей. В результате для индивидуума может оказаться важнее не размер заработной платы, а степень удовлетворенности от своего труда, важность его деятельности для общества, сложность работы и уровень самооценки.

Принципиальное отличие от предыдущих моделей позволяет говорить о том, что появился новый экономический человек, в равной степени думающий и чувствующий, распределяющий приоритеты в соответствии со своим внутренним состоянием.

Здесь у индивидуума имеется полный комплекс потребностей от базовых физических до высших духовных, самой важной из которых является потребность в самореализации. Человек - это сложная модель, его поведение зависит от множества факторов, которые можно прогнозировать только с определенной долей погрешности.

Психологические аспекты поведения экономического человека

Все экономические проблемы человека связаны с выбором в условиях ограниченных ресурсов. А на этот выбор большое влияние оказывают именно психологические факторы. Если снова обратиться к упомянутой выше пирамиде потребностей, можно увидеть, какова роль нематериальных факторов в поведении человека. Пирамида включает в себя следующие уровни:

  • Первый (базовый) - в жилье, в пище и питье, сексуальном удовлетворении, отдыхе;
  • Второй - потребность в безопасности на физиологическом и психологическом плане, уверенность в том, что базовые потребности в будущем будут удовлетворены;
  • Третий - социальные потребности: гармонично существовать в обществе, быть причастным к какой-либо социальной группе людей;
  • Четвертый - потребность в уважении, в достижении успеха, выделении из социума по компетентностным признакам;
  • Пятый - потребности в познании, изучении нового и применении знаний на практике;
  • Шестой - в гармонии, красоте и порядке;
  • Седьмой - потребность в самовыражении, полная реализация своих способностей и возможностей.

Человек и социум

Проявление социальной составляющей в поведении человека может существенно повлиять на экономику, сломав привычные представления о взаимодействии спроса и предложения. Например, такое явление, как мода предполагает выведение определенных трендовых товаров в повышенный ценовой диапазон, искажая соотношения цены и качества.

Всегда пользуются спросом, но цель приобретения этой категории товаров не в удовлетворении жизненно важных потребностей, а для поддержания статуса индивидуума, для повышения его самооценки.

Человек - субъект социальный, поэтому всегда действует в соответствии или вопреки мнению окружающих. Поэтому в современном мире появился социально-экономический человек, который также делает выбор в условиях ограниченных ресурсов, но с оглядкой на свои психологические потребности и реакцию социума.

Проявление "экономического человека" в современных людях

Рассмотрим пример экономического человека, решив бытовую задачу.

Задача : Предположим, экономист Иванов зарабатывает 100 руб. в час. Если купить на рынке фрукты по 80 руб. за килограмм, то нужно потратить час, чтобы обойти рынок, выбрать лучший товар и отстоять в очереди. В магазине продают фрукты хорошего качества и без очередей, но по цене 120 руб. за килограмм.

Вопрос : При каком объеме покупок Иванову целесообразно отправится на рынок?

Решение : Иванов имеет альтернативную стоимость своего времени. Если он потратит его на работу в офисе, то получит 100 руб. То есть, чтобы рационально потратить этот час на поход по рынку, экономия на разности цен должна быть не менее 100 рублей. Поэтому, выразив объем покупки через Х, полая стоимость фруктов, продаваемых на рынке, составит:

80Х + 100 < 120Х

Х > 2,5 кг.

Вывод : Экономисту Иванову рационально закупать более дешевые фрукты на рынке в объеме, превышающем 2,5 кг. Если требуется меньшее количество фруктов, то рациональнее их приобретать в магазине.

Современный экономический человек рационален, он интуитивно или осознанно присваивает определенную цену всему и выбирает из альтернативных вариантов тот, который устраивает его наибольшим образом. При этом руководствуется он всеми возможными факторами: денежными, социальными, психологическими, культурными и т. д.

Итак, экономический человек...

Выделим основные характеристики, присущие современному экономическому человеку (ЭЧ):

1. Ресурсы , которые находятся в распоряжении ЭЧ всегда ограничены , при этом некоторые из них возобновляемые, а другие нет. К ресурсам относятся:

  • природные;
  • материальные;
  • трудовые;
  • временные;
  • информационные.

2. ЭЧ всегда делает выбор в прямолинейной системе координат с двумя переменными: предпочтения и ограничения . Предпочтения формируются на основе потребностей человека, его стремлений и желаний, а ограничения исходят из объема имеющихся в распоряжении индивидуума ресурсов. Интересно, что по мере роста возможностей, потребности человека также возвышаются.

3. ЭЧ видит альтернативные варианты выбора , способен их оценить и сравнить между собой.

4. При выборе ЭЧ руководствуется исключительно своими интересами , но в его зону влияния могут попасть члены семьи, друзья, близкие люди, чьи интересы будут восприниматься человеком почти на равных с его собственными. Его интересы могут формироваться под воздействием всего многообразия факторов, не только материальных.

5. Взаимодействие между собой социально-экономических людей со своими интересами принимает форму обмена .

6. Выбор ЭЧ всегда рационален , но в силу ограниченности ресурсов, в том числе информационных, индивидуум выбирает из известных ему альтернатив ту, которая наиболее предпочтительна для него.

7. ЭЧ может ошибаться , но его промахи носят случайный характер.

Изучение экономического человека, его мотивов к действию, его системы ценностей и предпочтений, а также ограничений выбора позволит лучше разобраться в себе, как полноправном субъекте социально-экономических отношений. Главное, чтобы люди стали немного грамотнее в экономических вопросах и совершали меньше ошибок, планомерно повышая качество жизни.

Человек - чрезвычайно сложное существо, которое объединяет в себе биологическое и социальное.
Как биологическое явление человек - уникальный продукт природы, мыслящее существо, наделенное совокупностью физических и умственных способностей, позволяющих ему взаимодействовать с природой и жить по ее законам.
Человек как социальное существо выступает частью общества, живет в социуме, имеет многогранные отношения с друми людьми (экономические, политические, нацио-яльные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим законам, соблюдает определенные моральные нормы и правила социального поведения, принятые в обществе, т.е. является человеком разумным (Homo sapiens). В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и экономические законы и заключается глубинная сущность человека как биосоциального существа (рис. 3.14).

Человека изучают многие науки, в том числе и экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, нуж-ды, интересы, хозяйственное поведение, т. е. человека экономического (Homo economicus).
Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и Ринимает экономически рациональные и оптимальные рвения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, гласно своим личным
интересом, целям и приоритетам.

На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как работник, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства (рис. 3.15).

Человек-работник в экономической системе выступает как рабочая сила.
Рабочая сила - это способность человека к труду.
Успех производства на всех уровнях определяется прежде всего людьми, занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его труду, при - надлежит центральное место в производстве не только как наиболее активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов производства - материальновещественных, научно-исследовательских и организационноуправленческих.
В историческом плане человек-производитель прошел в своем развитии стадию индивидуального (единоличного)ра- ботника и стадию совокупного работника.
На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хо-

хозяйственные СВЯЗи (в условиях натурального хозяйства и мелкотоварного производства), когда вещи изготовлялись с чала до конца одним рабочим, последний выступал как работник-индивид.
В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого производителя все меньше выступает как индивидуальный труд независимого, экономически обособленного товаропроизводителя, но является частью совокупного труда, а отдельный работник - частью совокупного работника.
Совокупный работник - это совокупность работников разных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.
В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к общественному производственному процессу благодаря кооперации труда. Ныне практически любое экономическое благо является результатом работы не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в разных сферах производства. Современный автомобиль собирается в среднем из 15 тыс. деталей, в производстве которых заняты тысячи работников огромного количества больших и мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет "Боинг-748" состоит из 4,5 млн разнообразных деталей, которые производят рабочие 16 тыс. компаний.
Совокупный работник является новой производительной силой кооперированного труда, способного решать задачи, которые не под силу сумме обособленных индивидуальных работников.
Уровень развития совокупной рабочей силы можно оха- рактеризовать определенными количественными и качественными показателями (рис. 3.16).
в условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников возрастают. Без постоянного повышения уровня образования, квалифика-ции культуры, укрепления здоровья, поддержания психо-


логического состояния работники не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил - новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", т. е. в развитие знаний, способностей, в укрепление здоровья человека, считаются наиболее эффективными и гуманными вложениями.
В Украине на современном этапе численность работников с высшим профессиональным образованием стала значительной (табл. 3.2). Именно такие работники являются глав-

Таблица 3.2. Уровень образования наемных работников в Украине по видам экономической деятельности (на начало 2006 г.)


виды экономической деятельности

Количество штатных работников, тыс. чел.

Из них имеют высшее образование

неполное и базовое высшее | полное высшее

Всего, тыс. чел.


Всего, тыс. чел.

К штатной численности работников, %

Всего

11 574,5

2 855,6

24,7

3 154,1

27,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

892,1

133,5

14,9

77,6

8,7

Рыболовство, рыбоводство

13,8

2,5

18,2

1.7

12,6

Промышленность

3 370,9

806,3

23,9

594,4

17,6

Строительство

477,0

89,7

18,8

75,6

15,9

Торговля и ремонтные услуги

820,7

221,7

27,0

231,6

28,2

Деятельность гостиниц и ресторанов

84,6

23,9

28,2

14,5

17,1

Транспорт и связь

1 000,7

220,5

22,0

166,4

16,6

Финансовая деятельность

278,3

71,3

25,6

158,2

56,8

Операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг, предоставление услуг предпринимателям

603,6

123,0

20,4

227,3

37,7

Государственное управление

610,7

148,3

24,3

362,2

59,3

Образование

1 705,1

330,1

19,4

861,2

50,5

Здравоохранение и социальная помощь

1 329,6

566,7

42,6

267,1

20,1

Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

387,4

118,1

30,5

116,3

30,0

ной основой эффективного развития экономики и важным элементом национального богатства страны.
Человек как субъект экономических отношений
Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые он вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Субъектами экономических отношений являются отдельный индивид, семья, коллектив, государство. Основа экономических отношений - отношения собственности, которые характеризуют способ соединения работника со средствами производства.
Органическое соединение двух характеристик человека: человека-работника и человека-собственника образует экономическую сущность современного экономического человека.
Природе человека в наибольшей мере отвечает индивидуальная частная собственность, которая формирует как единое целое человека-труженика и человека-собственника. Она является основой его экономической независимости и свободы. Другие формы собственности (коллективная, кооперативная, корпоративная и т. п.) в большей мере отражают социальнообщественную суть человека, раскрывают его место и роль в обществе.
Сегодня в развитых странах мира все большее распространение приобретают корпоративные (ассоциированные) формы собственности, которые объединяют индивидуальные и коллективные принципы управления производством и распределения доходов.
Роль человека как субъекта экономических отношений состоит также в том, что объективные экономические законы выявляются и реализуются через его хозяйственную деятельность.
Человек как потребитель
В этой роли человек реализует себя через удовлетворение своих различных нужд. Потребности человека можно раз-

делить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя.
Потребности человека-работника связаны с воспроизводством своей рабочей силы, т. е. с личным потреблением.
В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого он должен иметь набор экономических благ, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Удовлетворяя данные потребности, человек воссоздает себя как работника.
Потребности человека-предпринимателя заключаются в воспроизводстве материально-вещественных факторов производства. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п., предприниматель должен их приобрести на рынке ресурсов (факторов производства).
Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.
Человек как конечная цель общественного производства
Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена, завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство существовать не может, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями естественная и конечная цель общественного производства и одновременно главный фактор его функциони - рования.
таким образом, функционирование и развитие любой экономической системы невозможно оценивать вне существова - ния человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, по-
требностей, интересов, мотиваций. Человек является центральным элементом экономики, активным участником хозяйственной деятельности как наемный работник, а также как субъект-потребитель, вступающий в экономические отношения ради производства и потребления жизненных благ.

Экономические отношения между людьми проявляются в процессе исторического развития общества по отношению к собственности, в производстве товаров и при их обмене.
Право собственности является неотъемлемым правом человека в обществе; собственность (право приобретать, владеть и извлекать прибыль) относится к материальным и нематериальным сферам. Особое значение приобретает интеллектуальная собственность.
Человек является хозяином имеющихся у него средств производства и продуктов труда, может их использовать по своему усмотрению (дарить, продавать, передавать по наследству, распоряжаться ими в соответствии с законом). Человек заботится о сохранении и бережном использовании своей собственности.
На предприятиях, где человек работает по найму, иные отношения собственности: отчуждение работников от средств производства снижается в современном мире за счет участия его в управлении производством и извлечении части прибыли в виде акций, премий, форм оплаты труда (в Европе трудовые представители в администрации есть на всех предприятиях).
В коллективном предприятии, кооперативе, акционерном обществе человек реально является сохозяином производства и решает вопросы распределения доходов, производства продукции, а личный доход напрямую зависит от результатов хозяйствования. Использование на предприятиях творческого начала человека, сочетание физического
и умственного труда, появление новых технологий выводят экономические отношения на новый уровень.
В современных условиях производства от работника требуется не столько натренированный навык, сколько умение анализировать, сопоставлять данные, что увеличивает значимость умственной функции труда.
Результатом является и возрастание творческого начала и моральных качеств личности: способность оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль. Все вместе составляет «человеческий фактор на производстве».
Повышение культуры труда связано и с решением социальных вопросов: размер заработной платы, количество товаров и услуг, потребляемых на эту зарплату человеком.
Заработная плата делится на номинальную (денежный эквивалент) и реальную (качественный эквивалент, связанный с жизненным уровнем).
Улучшение соииально-психологического климата в трудовом коллективе, развитие производственной демократии, дисциплины - факторы культуры труда. Невозможно не учитывать при формировании культуры труда и исторических особенностей и менталитета нации.
Социальные факторы (образование, медицинское обслуживание, социальные льготы и пр.) непосредственно влияют на производительность труда и культуру производства. В современных условиях жизни они приобрели приоритетное значение, однако необходимо учитывать при их формировании адресный характер и реальный трудовой вклад человека.

Тема урока: Человек в системе экономических отношений.

О чём должен знать грамотный потребитель?

В неравных условиях с продавцом (они профессионалы. Их цель – продать больше и подороже) потребителю (любителю) необходимо знание основных норм законодательства. В РФ действует закон «О защите прав потребителя

Потребитель имеет право

на информацию; на качество, на безопасность, на возмещение ущерба

в паре потребовать у каждого предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре

Но вернёмся к выбору нашей покупки. Мы сделали выбор.

Всегда ли мы можем купить желаемое?

Увы, нет. Наши действия ограничивают наши доходы.

2. Доходы и расходы.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ полученных или произведённых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. В то же время доход – это доля субъекта в ВНП, доставшаяся ему в процессе распределения и выражения преимущественно в денежной форме.

Структура доходов

Натуральные доходы - это продукция произведённая домашними хозяйствами для собственного потребления

Денежные доходы Включают в себя: - заработную плату, доход от собственности (арендная плата, процент а денежный капитал, дивиденды по акциям)- социальные выплаты (пенсии, стипендии, соц. пособия) - выигрыши, гонорары, наследство

Виды доходов: номинальные (начисляется без налогов), реальные (на которые мы живем); легальные (получаемая заработанная плата), нелегальные (заработанные не честным трудом, криминальные)

Динамика их разная: номинальные доходы могут расти, а реальные падать и наоборот. Почему? (рост цены на товары)

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решения, какую часть дохода израсходовать (т.е. потребить) сегодня, а какую отложить на будущее на непредвиденный случай (на случай нетрудоспособности, оплаты образования, повышения профессионального уровня и др.). Определенная часть дохода откладывается в виде сбережения.

Сбережения – доходы неизрасходованные на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления.

Сбережения осуществляют как домохозяйство (люди), так и фирмы, и страны. Например: сбережения нашего государства – это золотовалютный запас страны (= 107 млрд. $), стабилизационный фонд.

В условиях экономической и финансовой нестабильности в стране при высоком уровне инфляции есть один надежный способ размещения сбережений потребителю – это приобретение недвижимости (квартира дом, дача), цены на которые растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Экономисты делят потребительские расходы на:

обязательные произвольные

(фиксированные - питание, квартплата) (переменные - одежда, обувь, транспортные услуги, мебель, отдых и т.д.)

Для наиболее полного удовлетворения потребностей требуется четкое планирование расходов. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы.

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь – статист Эрнест Энгель (1821-1896 гг.) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления.

Закон Энгеля гласит:

«С ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, увеличивается часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров и услуг, являющихся продуктами не первой необходимости».

При дальнейшем повышении доходов увеличиваются затраты на высокооплачиваемые товары и услуги. По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран..

США 10-15 % Франция 12-15% РФ 40-48%

Многие люди (особенно молодёжь) стремятся найти высокооплачиваемую работу. Между ищущими возникает конкуренция. Кто будет больше конкурентоспособен? На рынке труда существует важная особенность – это предел падения цены на товар (рабочую силу), т.е. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый минимум зарплаты. Он должен определятся прожиточным минимумом – минимумом средств необходимых, чтобы прожить.

Прожиточный минимум определяется в расчёте на среднестатического жителя страны и рассчитывается по т. н. потребительской корзине – минимальный набор промышленных и продовольственных товаров и услуг необходимых для обеспечения физического выживания (= 300 наименований) Прожиточный минимум так мал, что является объектом сатиры. На протяжении многих лет на цветном телевидении выходит сатирический журнал «Фитиль».

Многие страны в т.ч. и Россия законодательно определяют МРОТ и его обязательность для всех работодателей. Почему? Рынок жесток и не знает благотворительности. Для обеспечения социальной стабильности общества необходимо поддержка государством беднейших слоев населения. Но в условиях современной экономической ситуации в России МРОТ оказался ниже прожиточного минимума.

В экономической литературы часто встречается выражение за «чертой бедности». В России принято считать, что границы бедности проходят на уровне от 2 до 1 прожиточного минимума, ниже начинается нищета.

Чтобы поднять заработную плату до равновесного состояния российское правительство взяло курс на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни в стране.

Что влияет на зарплату? Качество работы, квалификация, производительность труда работника

Существуют несколько систем оплаты труда:

1) повременная зарплата (зависит от величины проработанного времени);

2) сдельная зарплата (зависит от количества выполненных работ);

3) смешанная (сочетание элементы повременной и сдельной оплаты труда).

Выбери ответ.

1) семейный бюджет;

2) накопительный фонд;

3) семейные сбережения;

4) бессмысленные траты.

1) к обязательным;

2) к переменным;

3) к коммунальным;

4) к нереальным.

1) физическим минимумом;

2)социальным минимумом;

3) потребительская корзина;

Закончите предложения:

Тест по теме Человек в системе экономических отношений

Выбери ответ.

1. Совокупность доходов и расходов семьи составляют...

1) семейный бюджет;

2) накопительный фонд;

3) семейные сбережения;

4) бессмысленные траты.

2. Расходы на оплату жилья относятся:

1) к обязательным;

2) к переменным;

3) к коммунальным;

4) к нереальным.

3. Количество товаров и услуг, необходимых для нормальной жизни, определяется:

1) физическим минимумом;

2)социальным минимумом;

3) для каждого человека индивидуально;

4) в зависимости от возможностей социальных служб.

4. Физическое выживание обеспечивает:

1) произвольный набор продуктов;

2) помощь благотворительных организаций;

3) потребительская корзина;

4) взаимопомощь членов общества.

Закончите предложения:

1. Доходы семьи бывают номинальными и …

2. Расходы на продукты питания относятся к…

3. Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающий физическое выживание человека, составляет…


А. Биологическая и социальная сущность человека

Человек – основной субъект экономических отношений, которые изучает экономическая теория. Однако человек – существо биосоциальное, т. е. с одной стороны, биологическое, с другой – социальное (общественное).

Биологическая сущность человека выражается в его непрерывном воспроизводстве: рождении, развитии, старении, умирании. Человек обладает определенным здоровьем, физическими и духовными способностями и потребностями и т. д. Именно как биологическое существо человек обладает индивидуальностью.

Биологической сутью человек неразрывно связан с природой (он ее часть), с естественной средой обитания, которая является основой всей его жизнедеятельности. Среда обитания включает в себя климатические и почвенные условия, количество и качество пищи, воды, жилище и т. д.

Ресурсы и жизненное пространство ограничены. Площадь земного шара составляет 510,2 млн. км2, причем большая часть (3/4) – это моря. Различны плодородие почвы, флора и фауна, полезные ископаемые, климатические условия в тех или иных регионах Земли. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный – 38,5, а холодный – 12,2%, что определяет продолжительность произрастания сельскохозяйственных культур. В Европе она составляет от 4 до 11 месяцев, в том числе в России и Республике Беларусь – 4 месяца, Германии – 7, Италии, Испании – 11 месяцев.

С позиций современной науки о жизнедеятельности человека, говоря о среде обитания, надо учитывать и связь человека с космосом, о чем говорил еще в XVII в. голландский ученый Х. Гэйгенс в работе “Космотеорос”, подчеркивая, что жизнь – это космическое явление. Данная идея получила развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере – царстве человеческого разума, новом состоянии биосферы земли.

Согласно теории Вернадского человек своим трудом и мыслью может перестроить свою жизнь. Мощь человека на Земле не в физической силе, а в его разуме и труде, который направляется разумом. Мозг – закономерный продукт материи и Вселенной. Активность (инициатива) человека требует мысли и дела, а экономической системой в целом надо управлять, иначе в обществе наступает беспорядок (хаос), происходит потеря энергии и распад. Земля и другие планеты взаимосвязаны. Дыхание земли – результат жизнедеятельности людей – уходит в космическое пространство, а космическое вещество, попадая на Землю, оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, состояние биосферы Земли, ее ноосфера зависят от жизнедеятельности человека.

Люди как существа биологические равны между собой. Это закон природы. Видимо, отсюда вытекает идеал равенства и братства в различных учениях, а в хозяйственной деятельности – принцип социальной справедливости. В то же время каждый человек обладает индивидуальностью, он – личность.

В XXI в. человечество вошло с таким уровнем цивилизации (особенно с помощью средств массовой информации), когда люди на Земле становятся единым целым. Идет процесс, который называется глобализацией мирового социально-экономического устройства. Это выражается в усилении взаимозависимости национальных экономик стран мира, в качественном ускорении в масштабах всей планеты процессов обмена товарами, услугами, капиталами, информацией и т.

П. В результате происходит конвергенция (сближение) национальных экономических систем, возникновение единого мирового хозяйственного комплекса, развивающегося по унифицированным социально-экономическим законам.

Подобные процессы происходят и с человеком как биологическим существом, отличающимся индивидуальностью. Глобализация унифицирует личность, лишает ее индивидуальности. Этому способствуют не только средства массовой информации, способные внушить человеку любые взгляды, мораль, нравственность, но и некоторые методы обучения, например, тестирование, не позволяющее человеку рассуждать, высказывать свою точку зрения.

В основе данных процессов лежит глобализация собственности, когда дальнейшее приращение финансовой и производственной мощи крупных фирм и корпораций происходит уже главным образом за счет актов, находящихся за рамками национальных границ. Основными формами глобализации собственности является создание транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК).

Для формирующейся мировой системы глобальной экономики необходимо манипулировать сознанием в мировом масштабе, недопустимо наличие индивидуумов способных к системному анализу, т. к. глобальная система в основе своей – это высокоорганизованный социально-экономи- ческий механизм, построенный на принципах стопроцентной предсказуемости и управляемости поведением каждого индивидуума в производстве и потреблении. Человек становится винтиком в системе с продиктованными ему потребностями через СМИ, рекламу, обучение и т. д.

Глобализация социально-экономической системы – объективный процесс, в котором заинтересованы самые богатые группы людей на Земле. Вместе с тем биологическая сущность человека с ее индивидуальностью тоже объективное явление. Таким образом, назревает конфликт, противоречие между биологической сущностью человека и процессами унификации личности как социального существа.

Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, национальные, экономические, социальные и т. д.

Из всей системы отношений основными являются экономические и социальные, т. к. они определяют тип социально-экономической системы общества, в котором живет человек.

Экономические отношения, в которые вступает человек, связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Причем, люди включаются в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов и экономических, и социальных отношений. А в основе этих отношений лежат отношения собственности. Поэтому, чтобы понять социальную сущность человека, надо его изучать в неразрывной связи с социально-экономической средой, в которой он живет и работает.

Если экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то социальные отношения – это отношения друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов, прав, свободы личности, равноправия и т. д.

Экономические отношения развиваются по объективным экономическим законам, социальные – испытывают влияние институционных структур: юридических законов, норм, правил, традиций, общественных и политических организаций и учреждений. Сбалансированность экономических и социальных отношений влияет на социальную сущность человека.

В экономической науке существует такое понятие, как социально-устойчивое экономическое развитие общества, в рамках которого формируется устойчивое человеческое развитие. Данная проблема изучается в рамках ООН. Согласно теории человеческого развития, устойчивым является такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее; повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности. Такое развитие – это развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.

Таков современный взгляд на место и роль человека в экономической системе.

Б. Человек как субъект экономических отношений

Как субъект экономических отношений человек является одновременно и производителем, и потребителем благ и услуг.

Как производитель материальных благ человек является основным элементом производительных сил, основной движущейся силой НТП. При изучении человека с этой точки зрения возникает два вопроса (аспекта анализа):

1. Что создает человек, как (какими ресурсами, технологией), для кого, т. е. кто потребляет создаваемые блага?

2. Сколько стоит все то, что создается, каковы затраты и что получает человек; каково его вознаграждение за труд, в какой форме он вознаграждается; каковы движущие силы его деятельности?

Ответ на первый вопрос сводится к следующему. Человек создает блага и услуги для удовлетворения своих потребностей и потребностей других членов общества.

Все блага и услуги создаются трудом и средствами производства.

Необходимость труда для человека обусловлена двумя причинами.

Во-первых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить. Еще в XVIII в. Д. Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить. А К. Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель.

Во-вторых, необходимость труда объясняется самой природой человека. Человек обладает разумом, который он приобрел в ходе длительной эволюции. Дарвин считал, что в мире идет процесс развития с усовершенствованием вида. Хотя существует и другое мнение – мы пришельцы из космоса и разум сотворен кем-то, идет процесс инволюции, т. е. упрощения вида.

В любом случае человек обладает разумом, поэтому труд для него является жизненной потребностью (для некоторых в силу ряда причин – тягостной необходимостью). В процессе труда, начиная с младенчества, человек самосовершенствуется, развивается как личность.

Труд – естественное условие человеческого существования. Самым счастливым человеком является тот, кто занимается любимым, творческим трудом, просыпаясь с мыслью, что он будет продолжать начатое дело.

Труд – исключительное достояние человека, хотя, если понаблюдать за животными, они тоже трудятся (пчела, муравей, паук, бобер и т. д.). Однако труд человека отличается от так называемого труда животных. Во-первых, осмысленностью, целесообразностью. Человек заранее ставит цель, намечает план своих действий и обязательно контролирует их, сравнивает результат труда с заранее сконструированным в голове идеальным образцом (планом). Человек не будет продолжать трудиться, если положительный результат не предвидится, чего не скажешь о животных. Во-вторых, только человек создает совершенные орудия труда и при этом совершенствуется сам. Современный работник должен быть не только грамотным (уметь читать, писать), он должен владеть новейшей техникой и технологиями. Поэтому мы говорим, что человек – критерий научно-технического прогресса.

Все, что создает человек, распределяется по-разному, в зависимости от экономической системы общества. Принцип распределения может быть разным: поровну между членами общества, по труду, по факторам производства и т. д.

Второй аспект изучения человека как производителя материальных благ требует ответа на вопросы, сколько стоит создание благ и как вознаграждаются трудовые затраты.

Создание благ и услуг стоит определенных затрат труда и других ресурсов. Человек всегда стремится минимизировать затраты. Еще первобытный человек, добывая пищу и понимая, что на это надо затратить определенные усилия, стремился их минимизировать. Для этого он изобретал орудия труда: топор, лопату, колесо, экскаватор, стиральную машину и т. д.

Труд – это вид издержек, которые несет человек, создавая блага. Ничто в мире ограниченных ресурсов не дается даром.

Если же человек работает, он желает получить вознаграждение. Чем больше это вознаграждение, тем активнее и качественнее человек трудится. Хотя лозунгом коммунистического общества является принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, при социализме в людях воспитывали трудовой энтузиазм, который поощрялся не только материально, но и морально (присвоением почетных званий, награждением почетной грамотой, занесением на доску почета и т. д.).

В каком размере труд должен вознаграждаться? Предположим, что речь идет о наемном труде. Еще представитель физиократов А. Р. Тюрго говорил о минимуме средств существования. Каждый должен получать столько, чтобы ему хватило на воспроизводство способности к труду, т. е. рабочей силы. Для этого необходимо иметь средства, чтобы удовлетворить ряд потребностей: материальных – в пище, одежде, жилище; духовных – литература, кино, театр, спорт и т. д.; профессиональных – образование, повышение квалификации, а также для покрытия расходов, связанных с рождением и воспитанием детей.

Человек должен полностью удовлетворять эти потребности, что признают представители всех школ в экономической науке, а на практике для этого рассчитывается стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, потребительский минимальный бюджет и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда сравнивает затраты на производство и доход, который он получает.

Каковы движущие силы, побуждающие человека заниматься трудовой деятельностью?

Истории становления и развития цивилизации известны два основных стимула к труду: внеэкономический и экономический.

Внеэкономический стимул действует, когда работник находится в физической и юридической зависимости (раб, крепостной, заключенный).

Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность в труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично в получении предпринимательского дохода (наемный работник, предприниматель). Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, т. к. размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности.

Кроме того, стимулом к труду может быть интерес, связанный с самим процессом труда, его содержанием, престижностью, условиями, склонностью человека к данной деятельности и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда является носителем определенных социально-экономических отношений и всегда осуществляет свою жизнедеятельность в рамках определенной общественной системы, и поэтому представляет определенный социально-экономический тип (раб и рабовладелец, крепостной и феодал, наемный работник и предприниматель, купец, ростовщик, священнослужитель, колхозник, помещик, арендатор и т. д.).

Человек как потребитель наиболее подробно рассматривается в разделе “Микроэкономика”. Конечная цель производства – потребление. Поэтому производство должно служить потреблению, а его содержание (количество и качество) определяется потребителями. Человек как потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, получить максимум полезности.

Еще по теме 1. Человек в системе экономических отношений:

  1. 4.2. Собственность и ее место в системе экономических отношений
  2. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  3. Фирма (предприятие) в системе экономических отношений. Производственная функция фирмы
  4. Экономические реформы и дисциплинарные пространства российского общества
  5. 4. Человек в системе рыночных отношений. Концепция человеческого капитала
  6. ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
  7. 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
  8. К теме 12. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения»
  9. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
  10. 1.1. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений
  11. 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
  12. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  13. § 1. Система законодательства, регулирующего отношения общего землепользования
  14. Проблема отношения справедливости и естественного закона в современной философии права
  15. § 3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -