Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных материальные и духовные ценности. Материальные и духовные ценности. Религиозные ценности и свобода совести

Духовные ценности человека

Культура - совокупность всех видов преобразо­вательной деятельности человека и общества, а также результа­ты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-

ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо по­требности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен - это природные, этиче­ские, эстетические и другие системы. Системы ценностей ис­торичны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Под­черкивая разницу между материальными и духовными ценно­стями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.

Под материальной культурой понимается совокупность ма­териальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.

Духовную культуру определяют как совокупность всех зна­ний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обуслов­лен тем, что культура - неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. По­этому с философской точки зрения неверно то обыденное по­нимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это не­культурный человек, ему неведомо, что такое культура». Гово­ря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть соци­альное существо, а общество без культуры не существует. Лю­бое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зави­сит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.

Культура - цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе со­циализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем

«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жарго­не, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка - главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.

Высокая культура - изящное искусство, классическая му-зыка и литература-создавалась и воспринималась элитой. На­родная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социаль­ных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее про­дукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.

Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие раз­личные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, на­зывают субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкульту­ры воздействуют на формирование личности членов подгруп­пы.

Культурная регуляция человеческой деятельности осуще­ствляется через систему ценностей. В отличие от норм, кото­рым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, кото­рые определяют статус человека в обществе. Ценности помога­ют обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеаль­ное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедли­вое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

7.6. Духовные ценности человека

Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремле­ние, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно пони­маются социально обусловленные влечения, связанные с со­циально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае осталь­ные ценности (идеалы) - лишь отвлеченное отражение инте­ресов.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв - расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признавае­мым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхож­дение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоя­тельствах, действиях соперников или врагов или в своей недо­статочной активности и эффективности деятельности. Клас­сический пример драматического расхождения между цен­ностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то си­туативно, по настроению) - и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном коро­лем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевско­го «Преступление и наказание» Родион Раскольников не толь­ко убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не име­ет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и по­ведением является воля, снимающая колебания и неуверен­ность и заставляющая человека действовать. Воля может про­являться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.



Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся соци­альные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-

Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность

мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценно­стей:

О витальные - жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благо­состояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;

о социальные - социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дис­циплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, лич­ная независимость, активное участие в жизни общества, ори­ентированность на прошлое или будущее, локальная (почвен­ная) или сверхлокальная (государственная, интернациональ­ная) ориентация;

о политические - свобода слова, гражданские свободы, государ­ственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;

о моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, чест­ность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

о религиозные - Бог, божественный закон, вера, спасение, благо­дать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;

О эстетические - красота (или, напротив, эстетика безобразно­го), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание пре­стижной заимствованной моде.

ПЛАН :

  1. Душа, дух, духовность.
  2. Мировоззренческие духовные ценности.
  3. Нравственные ценности.
  4. Эстетические ценности.
  1. Душа, дух, духовность

Душа и дух – религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от вещественного или материального. Согласно религиозным представлениям, человек представляет собой некое триединство телесного начала, души и духа. Тело или плоть – это материальная оболочка. Душа – внутренний чувственно-эмоциональный мир человека. Дух – это высшие качества и чувства (любовь, сострадание, доброта и т.д.), совесть, интуиция. Все эти начала теснейшим образом связаны между собой. Так, говорится, что тело – это дом и зеркало души, а душа – это дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, к угрызениям совести, к настоящей любви и состраданию. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, «духовная смерть» - от разрыва связи души и духа. Человек может быть живым (иметь душу с разнообразными чувствами и переживаниями), но мертвым духовно.

«Дух – это Огонь, Свет души»,- гласит народная мудрость. Если этот свет себя проявляет, горит и светит, можно говорить о явлении духовности. Таким образом, духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному.

Представление о «духе» как о мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Это проявлялось в вере первобытного человека в наличие духа, души у человека, животных, растений и предметов.

Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум , веру и волю . Разум , направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь .

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.

  1. Мировоззренческие духовные ценности

Можно условно выделить три основных типа духовных ценностей – это ценности философско-мировоззренческие , нравственные и эстетические .

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром.

Ключевые мировоззренческие понятия – Жизнь , Смерть , Бессмертие . Жизнь человека как ценность, стремление к бессмертию, готовность принять смерть как избавление от мучительных и бесцельных скитаний – в произведениях философии, литературы и искусства мы найдем множество оттенков и поворотов это проблематики. Мировоззренческое противостояние жизни и смерти раскрывается как противостояние войны (разрушения, агрессии) и мира (покоя, радости и счастья). Жизнь и смерть связаны с соотнесением человека и времени. Вечность и Время , прошлое , настоящее , будущее , история и судьба , память – это тоже своеобразные мировоззренческие ценности.

Мировоззренческие ценности – это Космос , Вселенная , Земля , Природа , представления о которых менялись от эпохи к эпохи. Земля , Вода , Воздух , Огонь , Небо , Звезды , Ветер , Гроза – эти ценности также переживались человеком, интерпретировались и отражались в мифологии, философии, искусстве.

Пространство , Время , Движение – характеристики материального мира и одновременно значимые для человеческого сознания категории. Пространство человек заполняет созданными им предметами, структурирует, оформляет, окультуривает и украшает. В то же время его восхищает пейзаж за окном, он любуется бескрайним простором океана – это тоже пространство его жизни. Время - не просто отчет секунд, минут и часов. Это возраст человека, целые ценностные миры Детства , Юности , Зрелости , Старости . Время – это наполненный воспоминаниями и эмоциями поток жизни, калейдоскоп впечатлений. Движение – мировоззренческая универсалия, характеризующая постоянную изменчивость мира, энергетические возможности, созидательную активность человека.

И, наконец, мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят Гуманизм , Индивидуальность , Творчество , Свобода . Эти ценности лежат на границе со следующим типом – нравственными ценностями .

  1. Нравственные ценности

регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Эти ценности являются предметом изучения специальной философской дисциплины – этики (науки о соотношении морали и нравственности).

Основные категории морали – Добро и Зло . Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность , милосердие , справедливость , достоинство , честность , порядочность , доброжелательность . Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности» , имеющее ряд формулировок сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе» .

Мораль регулирует также отношения между группами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность , честь , ответственность , долг , патриотизм , коллективизм , трудолюбие , добросовестность .

Отношения между родными, близкими людьми связаны с такими ценностями, как Дружба , Любовь , Материнство , Вежливость , Такт .

Мораль как явление духовности не представляет собой застывший монолит. Реальная нравственная жизнь человека и общества изобилует зигзагами и парадоксами. Готовность к нравственному выбору и выработка ценностных ориентиров как путь становления духовности, совесть как своеобразный нравственный индикатор духовности обретаются человеком в нелегкой борьбе. Путь к высокой нравственности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда.

  1. Эстетические ценности

Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой. Подобная гармонизация отношений вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – все это лики возвышенного.

Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история – это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Трагический разлад может проявиться как антагонизм прекрасного и безобразного в культуре, жизни, искусстве. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса . Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического – это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Осмеивание, высмеивание, комическое переосмысление помогает освободиться от косного, отжившего, мешающего движению вперед. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному. Содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей.

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром (Жизнь, Смерть, Бессмертие, Вселенная, Земля, Пространство, Время, Движение, Гуманность, Творчество, Индивидуальность, Творчество и другие).

Нравственные (моральные) ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного (Любовь, Добро и Зло, Долг, Верность, Дружба, Человечность, Сострадание, Ответственность, Честь, Достоинство и другие).

Эстетические ценности это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии (Гармония, Красота, Прекрасное, Возвышенное, Трагическое, Комическое).

Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 4

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Духовные ценности представляют собой некие установленные обществом идеалы, которые невозможно ничем измерить и дать им цену. Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека, его стремлений, формирования мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающую действительность.

Духовные ценности человека относятся к категории нематериальных категорий, которые управляют жизнью личности, помогают ей осуществлять каждодневный выбор, принимать правильные решения. Что можно причислить к духовным ценностям? Данная статья призвана ответить на этот вопрос.

Основные духовные ценности

Добро

Эта категория духовных ценностей ценилась всегда. Добрых людей уважали, относились к ним с особенным внутренним почитанием. В то же время добрый человек больше подвержен различным страданиям из-за сильно развитой чувствительности и неравнодушия. Ему нередко приходится переживать предательства со стороны близких людей. Доброте часто сопутствует желание быть нужным кому-то. На самом деле в основе всякого благого дела лежит бескорыстие. Доброта сама по себе является внутренней потребностью личности. Сделав что-то полезное, мы начинаем чувствовать себя увереннее, на душе становится легко и свободно.

Красота

Представляет собой одну из самых загадочных категорий духовных ценностей. Если подойти на улице к первому попавшемуся человеку, он вряд ли сможет ответить, что такое красота. Каждый вкладывает в это понятие свое значение. Красота заключается повсюду: в природе, в другом человеке, в отношениях между людьми. Художник, умеющий видеть красоту и переносить ее в творчество, равен Богу. Красота как духовная ценность нередко вдохновляла писателей и музыкантов на создание своих нетленных произведений. Красота – категория чрезвычайно тонкая. Чтобы ее почувствовать и понять, необходимо быть чутким и воспринимающим человеком. Красота как духовная ценность существовала всегда и во все времена люди стремились всеми силами души постичь ее.

Истина

Людям всегда было свойственно искать правду, доходить до сути вещей. В этом выражается естественное стремление к самопознанию и изучению окружающего мира. Истина как духовная ценность многое способна дать человеку. С помощью истины люди учатся анализировать свои поступки, рассматривать все те действия, которые совершают, на предмет правильности и нравственности.

Доказывать свою правду нелегко. Проблема в том, что каждый понимает истину по-своему и для всякого она своя. К примеру, то, что свято для одного, для другого вообще не представляет никакой значимости. Духовные ценности вообще и истина в частности формировались годами, десятилетиями, веками. Люди иногда не задумываются, откуда взялась та или иная общественная установка. Все нормы и морали были когда-то созданы человеком для обеспечения комфортного существования в социуме. Истина как духовная ценность обладает всеми необходимыми характеристиками для формирования нравственной природы человека.

Искусство

Существует множество мнений, каким должно быть настоящее искусство и что она дает обществу. Искусство как духовная ценность позволяет личности приобщиться к категории прекрасного, воспитать в себе чувствительность и восприимчивость. Искусство как духовная ценность делает человека духовно богаче, наполняет его жизнь особым смыслом, дает дополнительную энергию для самореализации. Если бы мы жили, основываясь только на обыденном существовании, то не смогли бы развиваться в полной мере, прогрессировать. В таком случае жизнь человека ограничивалась бы только физиологическими и материальными потребностями. Но, к счастью, это не так.

Искусство в чем-то повторяет жизнь, способствует ее всестороннему осмыслению, выстраиванию соответствующих выводов. Человек, связанный с искусством, наполняется энергией и сам способен создавать художественные образы, творить реальность вокруг себя. Чаще всего, он начинает искать собственный особый смысл жизни, который отличается от духовных ценностей остальных людей.

Творчество

Созидание лежит в основе всего сущего. Если бы каждый человек научился относиться с уважением ко всему, что делает он сам и другие, в мире не было бы столько искалеченных судеб. Тогда бы личность могла жить в соответствии со своей внутренней природой и накапливать в сердце только радость и удовлетворение. Творчество как духовная ценность представляет собой способность человека создавать новые художественные образы. Подлинное творчество всегда облагораживает личность, возвышает душу, повышает психическую активность.

Творения великих мастеров остаются в нашем сознании и влияют на жизнь последующих поколений. Творческий человек – это всегда первопроходец, который прокладывает путь вперед. По этой дороге не всегда бывает легко идти, особенно сталкиваясь с непониманием и осуждением общества. Как это ни странно, именно творческие люди чаще претерпевали на себе несправедливое отношение окружающих.

Любовь

Это высшая духовная ценность, без которой жизнь человека вообще сложно себе представить. Любовь ищут, ее находят, теряют, разочаровываются в ней, совершают во имя нее настоящие подвиги. Любовь бывает физической, духовной, материнской, безусловной, дружеской и т.д. В любом случае это чувство охватывает человека изнутри, заставляет пересматривать имеющиеся взгляды на жизнь, становиться лучше, работать над привычками и характером. Любви посвящают песни, стихи, литературные и музыкальные произведения.

Таким образом, духовные ценности оказывают мощное воздействие на жизнь каждой отдельно взятой личности. Мы не можем жить изолированно от общества, не принимая во внимание царящие в нем нормы и порядки. Духовные ценности формируют в нас нравственные идеалы, рождают индивидуальные стремления.

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс. Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.