Алексей катрич первый высотный таран. Биография. Генерал-полковник авиации А.Н.Катрич

Герой Советского Союза (28.10.41). Награждён орденами Ленина и Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, орденом Почета, медалями.


Родился в семье крестьянина. Украинец. Окончил семилетку. Работал в колхозе «Червонiй факел». Окончил рабфак и поступил на 1-й курс Харьковского зоотехнического института.

В РККА с 1935 г. В 1938 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Служил летчиком в 27-м иап ВВС Московского военного округа. К началу войны 36 из 53 летчиков уже освоили МиГ-3. Но и они только приступили к полетам на боевое применение новой машины.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО.

Член ВКП(б) с 1941 г.

11.08.41 г. в 9.30 лейтенант Катрич на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do.215 идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда Катрич продолжил погоню в одиночку. Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 9000 м, с расстояния 100 м открыл огонь, поджег один из двигателей и поразил стрелка. И тут у него оказали пулеметы. Тогда он решил таранить вражеский самолет. Сблизившись с бомбардировщиком, Катрич винтом повредил его стабилизатор. Самолёт противника свалился на крыло и пошёл вниз. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. Экипаж погиб. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый высотный таран.

Генерал-полковник авиации Катрич вспоминает: «В тот день, 11 августа 1941 года, мне повезло четырежды…

В первый раз мне повезло, когда, идя на излюбленной для «мига» высоте около восьми тысяч метров, заметил тянущийся с запада на восток белый шлейф от идущего надо мной самолета. Здоровье позволяло мне тогда летать без кислородной маски и повыше. Я нагнал его, забравшись на девять тысяч метров…

Второе везенье – солнышко светит мне в затылок… Они меня не видят, а я наблюдаю и делаю вывод: снимают, гады, на фотокамеру железную дорогу Москва-Ленинград. А по ней – эшелон за эшелоном, а при той ясной погоде – и эшелоны, и все узловые станции как на ладони. Не встреть я этого «фотографа» - придет следом косяк бомберов, разбомбят!

Третье везенье – первой же очередью я поразил их стрелка, и один мотор задымил. Они – в драп. Я следом, жму на гашетки, а пулемет заклинило! Боеприпас есть – на земле потом проверил всенародно, - пулеметы молчат. В подобные моменты такая страшная злость охватывает, что ни о чем другом не думаешь, кроме одного – сбить!..

И везет мне в четвертый раз: таранил – и остался жив!

Думаю, помогла выучка парадов на Красной площади, когда мы шли точно на метр друг от друга, вырисовывая в небе сложные фигуры.

Ну, а как провести удар, чтоб живым остаться, я теоретически знал и не раз прикидывал еще на земле, как многие наши летчики, свои действия. Произвел расчет скоростей, зашел сверху справа, чтобы под его обломки не попасть, и рубанул винтом по стабилизатору.

Скрежет металла. Тряхнуло меня. Мотор издал какой-то надсадный рев. Все…

Он пошел вниз, а я отслеживал внимательно место его падения, у нас ведь в ВВС на слово не поверят, вещественное доказательство – рухнувший самолет врага – потребуют. Он грохнулся, как я определил по карте, на окраине города Зубова, при впадении в Волгу реки Вазузы.

А я на своем еле дышащем моторе «мигаря», не любящего крутые пике, осторожно дотянул до родного поля в Мигалово под Калинином и сел как положено».

12.09.41 г. в воздушном бою на дальних подступах к Москве лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на своём аэродроме.

17.10.41 г. он сбил бомбардировщик Не.111.

27.10.41 г. сбил истребитель Bf.109.

28.10.41 г. лейтенанту Катричу Алексею Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 549.

29.10.41 г. у Ново-Петровского он сбил бомбардировщик Ju.88.

Летом 1942 г. капитан Катрич был назначен комэска 12-го гвардейского истребительного авиаполка.

Вспоминает один из его однополчан Н.Н. Штучкин: «Катрич был спокойным, уравновешенным, волевым человеком. Выше среднего роста, строен, подтянут, атлетически сложён. Всё гармонировало в нём: чёрные волнистые волосы, голубые глаза, улыбка на смуглом лице. И ещё, что заметили сразу - удивительная скромность этого человека. Просто, обычно вошёл он в наш коллектив, хотя гордиться ему было чем. Некоторые даже думали: «Не успел ещё загордиться, только назначили на новую должность». А потом узнали: он пришёл к нам не с повышением, а с понижением. Ещё до прихода к нам командовал эскадрильей, был заместителем командира полка, потом его назначили на должность инспектора по технике пилотирования авиационного соединения.

Но лётчику трудно не летать. Вместо аэродрома - штаб, вместо кабины истребителя - кабинет и бумаги. Ни боевого дежурства, ни вылетов по тревоге. И Катрич стал добиваться возвращения на фронт. Поскольку его должность была уже занята, ему предложили командование эскадрильей в нашем 12-м гвардейском авиаполку».

В сентябре 1942 г. полк был перевооружен на истребители Як-7.

С июня 1943 г. имел на вооружении Як-1, а позже получил Як-9.

Летом 1943 г. гвардии капитан Катрич получил самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области И.Д. Фролова.

На этой машине гвардии капитан Катрич одержал ещё несколько побед.

Однажды капитан Катрич и старший лейтенант Крюков вылетели на перехват. Следуя целеуказаниям с КП, они заметили в чёрном небе выхлопные огни моторов. Катрич остался справа, ведомому приказал зайти для атаки слева. Через несколько минут бомбардировщик огромным горящим метеором прорезал ночное небо.

На следующий день колхознику И.Д. Фролову было отправлено такое письмо - рапорт: «Дорогой Иван Дмитриевич! Сообщая вам, что боевой счёт на вашем самолёте открыт. Вместе с моим товарищем Крюковым, летающим на самолёте, подаренном ему колхозниками Дурасовского района Саратовской области, мы сбили вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Пусть это будет не последний фашистский самолёт, уничтоженный нашими общими усилиями».

6.08.43 г. четвёрка истребителей 12-го гиап ПВО, возглавляемая гвардии капитаном Катричем, выполняя боевую задачу по прикрытию сухопутных войск в границах Московской армии ПВО, вступила в ночной бой с восемью бомбардировщиками Ju.88 и вынудила их сбросить бомбы на позиции своих войск. Советские лётчики сбили один и подбили другой бомбардировщик, а сами без потерь возвратились на аэродром.

С августа 1944 г. по февраль 1945 г. 12-й гиап ПВО входил в состав 318-й иад ПВО.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка.

Всего за время войны он совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 9 в группе.

После войны командовал авиаполком, а затем дивизией.

В 1950 г. окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 г. - Военную академию Генерального штаба.

Был командующим Воздушной армией, а затем заместителем Главкома ВВС по боевой подготовке.

В 1965 г. ему было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

В 1972 г. генерал-полковник авиации Катрич был назначен 1-м заместителем министра Гражданской авиации.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Алексей Николаевич Катрич (25 октября 1917 - 25 ноября 2004, Москва) - советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (звание присвоено 28 октября 1941), заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР (1965).

Биография

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка Российской империи, ныне Краснокутского района Харьковской области Украины, в семье крестьянина. Украинец.

Окончил 7 классов Высокопольской средней школы и 4 курса рабфака Харьковского зоотехнического института.

В Красной Армии с 1935 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1938 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 11 августа 1941 года лейтенант Алексей Катрич на истребителе «МиГ-3» в паре с лейтенантом Медведевым М. И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью весь самолёт. Второй очередью Катрич поджёг один из двигателей, третьей - убил стрелка, однако «Дорнье» продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. Вскоре «Дорнье» врезался в землю возле села Старица и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

В 1943 году гвардии капитан Катрич А. Н. получил самолёт «Як-1», построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области - И. Д. Фролова.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка. Всего за время войны совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

После войны продолжал службу в авиации. В 1950 году окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба.

В 1964-1967 годах был заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, в 1967-1973 годах - командующим 16-й воздушной армией, затем - первым заместителем начальника гражданской авиации СССР.

С 1987 года генерал-полковник авиации Катрич А. Н. - в отставке. Жил в Москве.

Семья

  • Отец - Николай Григорьевич, работал лесничим.
  • Мать - Анна Яковлевна, была домохозяйкой.
  • Жена - Тамара Ивановна (род. 1918), домохозяйка.
    • Сын - Борис Алексеевич (род. 1940-2004), полковник авиации.
    • Дочь - Тамара Алексеевна (род. 1945), пенсионерка.
    • Внук - Андрей Сергеевич (род. 05.03), экономист.
    • Внук - Алексей Борисович (род. 25.07.1966), военный.
    • Внучка - Елена Борисовна (род. 05.09), менеджер.

Награды

  • Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 549) Алексею Николаевичу Катричу присвоено 28 октября 1941 года.
  • Награждён также орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Почёта и За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3-й степени, а также медалями.
  • Одному из первых Катричу в 1965 году было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Родился в семье крестьянина. Украинец. Окончил семилетку. Работал в колхозе «Червонiй факел». Окончил рабфак и поступил на 1-й курс Харьковского зоотехнического института.

В РККА с 1935 г. В 1938 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Служил летчиком в 27-м иап ВВС Московского военного округа. К началу войны 36 из 53 летчиков уже освоили МиГ-3. Но и они только приступили к полетам на боевое применение новой машины.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО.

Член ВКП(б) с 1941 г.

11.08.41 г. в 9.30 лейтенант Катрич на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do.215 идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда Катрич продолжил погоню в одиночку. Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 9000 м, с расстояния 100 м открыл огонь, поджег один из двигателей и поразил стрелка. И тут у него оказали пулеметы. Тогда он решил таранить вражеский самолет. Сблизившись с бомбардировщиком, Катрич винтом повредил его стабилизатор. Самолёт противника свалился на крыло и пошёл вниз. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. Экипаж погиб. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый высотный таран.

Генерал-полковник авиации Катрич вспоминает: «В тот день, 11 августа 1941 года, мне повезло четырежды…

В первый раз мне повезло, когда, идя на излюбленной для «мига» высоте около восьми тысяч метров, заметил тянущийся с запада на восток белый шлейф от идущего надо мной самолета. Здоровье позволяло мне тогда летать без кислородной маски и повыше. Я нагнал его, забравшись на девять тысяч метров…

Лучшие дня

Второе везенье – солнышко светит мне в затылок… Они меня не видят, а я наблюдаю и делаю вывод: снимают, гады, на фотокамеру железную дорогу Москва-Ленинград. А по ней – эшелон за эшелоном, а при той ясной погоде – и эшелоны, и все узловые станции как на ладони. Не встреть я этого «фотографа» - придет следом косяк бомберов, разбомбят!

Третье везенье – первой же очередью я поразил их стрелка, и один мотор задымил. Они – в драп. Я следом, жму на гашетки, а пулемет заклинило! Боеприпас есть – на земле потом проверил всенародно, - пулеметы молчат. В подобные моменты такая страшная злость охватывает, что ни о чем другом не думаешь, кроме одного – сбить!..

И везет мне в четвертый раз: таранил – и остался жив!

Думаю, помогла выучка парадов на Красной площади, когда мы шли точно на метр друг от друга, вырисовывая в небе сложные фигуры.

Ну, а как провести удар, чтоб живым остаться, я теоретически знал и не раз прикидывал еще на земле, как многие наши летчики, свои действия. Произвел расчет скоростей, зашел сверху справа, чтобы под его обломки не попасть, и рубанул винтом по стабилизатору.

Скрежет металла. Тряхнуло меня. Мотор издал какой-то надсадный рев. Все…

Он пошел вниз, а я отслеживал внимательно место его падения, у нас ведь в ВВС на слово не поверят, вещественное доказательство – рухнувший самолет врага – потребуют. Он грохнулся, как я определил по карте, на окраине города Зубова, при впадении в Волгу реки Вазузы.

А я на своем еле дышащем моторе «мигаря», не любящего крутые пике, осторожно дотянул до родного поля в Мигалово под Калинином и сел как положено».

12.09.41 г. в воздушном бою на дальних подступах к Москве лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на своём аэродроме.

17.10.41 г. он сбил бомбардировщик Не.111.

27.10.41 г. сбил истребитель Bf.109.

28.10.41 г. лейтенанту Катричу Алексею Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 549.

29.10.41 г. у Ново-Петровского он сбил бомбардировщик Ju.88.

Летом 1942 г. капитан Катрич был назначен комэска 12-го гвардейского истребительного авиаполка.

Вспоминает один из его однополчан Н.Н. Штучкин: «Катрич был спокойным, уравновешенным, волевым человеком. Выше среднего роста, строен, подтянут, атлетически сложён. Всё гармонировало в нём: чёрные волнистые волосы, голубые глаза, улыбка на смуглом лице. И ещё, что заметили сразу - удивительная скромность этого человека. Просто, обычно вошёл он в наш коллектив, хотя гордиться ему было чем. Некоторые даже думали: «Не успел ещё загордиться, только назначили на новую должность». А потом узнали: он пришёл к нам не с повышением, а с понижением. Ещё до прихода к нам командовал эскадрильей, был заместителем командира полка, потом его назначили на должность инспектора по технике пилотирования авиационного соединения.

Но лётчику трудно не летать. Вместо аэродрома - штаб, вместо кабины истребителя - кабинет и бумаги. Ни боевого дежурства, ни вылетов по тревоге. И Катрич стал добиваться возвращения на фронт. Поскольку его должность была уже занята, ему предложили командование эскадрильей в нашем 12-м гвардейском авиаполку».

В сентябре 1942 г. полк был перевооружен на истребители Як-7.

С июня 1943 г. имел на вооружении Як-1, а позже получил Як-9.

Летом 1943 г. гвардии капитан Катрич получил самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области И.Д. Фролова.

На этой машине гвардии капитан Катрич одержал ещё несколько побед.

Однажды капитан Катрич и старший лейтенант Крюков вылетели на перехват. Следуя целеуказаниям с КП, они заметили в чёрном небе выхлопные огни моторов. Катрич остался справа, ведомому приказал зайти для атаки слева. Через несколько минут бомбардировщик огромным горящим метеором прорезал ночное небо.

На следующий день колхознику И.Д. Фролову было отправлено такое письмо - рапорт: «Дорогой Иван Дмитриевич! Сообщая вам, что боевой счёт на вашем самолёте открыт. Вместе с моим товарищем Крюковым, летающим на самолёте, подаренном ему колхозниками Дурасовского района Саратовской области, мы сбили вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Пусть это будет не последний фашистский самолёт, уничтоженный нашими общими усилиями».

6.08.43 г. четвёрка истребителей 12-го гиап ПВО, возглавляемая гвардии капитаном Катричем, выполняя боевую задачу по прикрытию сухопутных войск в границах Московской армии ПВО, вступила в ночной бой с восемью бомбардировщиками Ju.88 и вынудила их сбросить бомбы на позиции своих войск. Советские лётчики сбили один и подбили другой бомбардировщик, а сами без потерь возвратились на аэродром.

С августа 1944 г. по февраль 1945 г. 12-й гиап ПВО входил в состав 318-й иад ПВО.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка.

Всего за время войны он совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 9 в группе.

После войны командовал авиаполком, а затем дивизией.

В 1950 г. окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 г. - Военную академию Генерального штаба.

Был командующим Воздушной армией, а затем заместителем Главкома ВВС по боевой подготовке.

В 1965 г. ему было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

В 1972 г. генерал-полковник авиации Катрич был назначен 1-м заместителем министра Гражданской авиации.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

В 1993 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1993-1994 годах работал системным инженером в компании LVS Corporation.

С 1994 по 1999 год являлся руководителем отдела развития ИТ в ИНГ Банк (Евразия) , Москва. Также в 1999 г. получил ученую степень кандидата социологических наук в Институте социологии РАН.

В 1999 - 2001 годах работал в ING Bank, где занимал должность старшего бизнес-аналитика, руководителя блока в департаменте региональной ИТ и операционной поддержки филиалов в регионе EMEA .

С 2001 по 2004 год занимал пост директора по ИТ в КМБ-Банке .

В 2004 - 2006 годах являлся директором по ИТ ЗАО "Объединенная Финансовая Группа".

2006-2011: ИТ-директор в банке "Траст"

С 2006 по 2011 годы работал в банке "ТРАСТ" , где занимал пост управляющего директора по информационным технологиям. Среди ключевых достижений в информатизации «Траста» под руководством Катрича его преемник Алексей Иванов называл централизацию автоматизированных банковских систем (АБС) на базе «Новой Афины» (до этого филиалы банка пользовались большим количеством АБС собственной разработки) и преобразование ИТ-инфраструктуры при конвертации филиальной сети (часть филиалов банка была преобразована в операционные офисы).

В 2007 году окончил обучение по программе EMBA в Высшей школе менеджмента Государственного Университета - Высшей школы экономики (Москва).

2011: Управляющий директор департамента развития ИТ в Сбербанке

В феврале 2011 г. Алексей Катрич перешел на работу в «Сбербанк » на должность управляющего директора департамента развития ИТ. В «Сбербанке» Алексей Катрич подчинялся Виктору Орловскому , старшему вице-президенту, руководителю блока «Информационные технологии». Позже Катрич занимал в Сбербанке пост CIO по корпоративному блоку и по компании Sberbank CIB (бывшая «Тройка Диалог»)

В 2011 г. Алексей Катрич стал акционером "Сбербанка", купив 0,00009% его акций.

В августе 2013 года Алексей Катрич покинул Сбербанк.

2013: Консультант в IBM Россия

В 2013 году назначен старшим управляющим консультантом по развитию финансового рынка в IBM Восточная Европа и Азия.