Какой сейчас еврейский год. Еврейский календарь

Любой календарь неразрывно связан со временем. Он основан на учете различных возрастающих единиц измерения времени, таких как час, сутки, неделя, месяц, сезон (время года), год. Эти единицы последовательно включены одна в другую: сутки включают в себя часы, недели и месяцы – дни (сутки), времена года и год – месяцы.

Календарь – есть отражение тех закономерностей, которые наблюдаются в соотношении этих единиц времени. Именно наличие определенных закономерностей позволяет на их учете предсказывать, или, если угодно, прогнозировать на каждый последующий год распределение года по его последовательно сужающимся составляющим: сезонам, месяцам, неделям, дням. Календарь – это не только инструмент учета распределения времени, но и инструмент прогноза этого распределения. А этот прогноз, как уже указывалось, немыслим без знания определенных закономерностей. Поэтому естественно, что по мере развития знаний, по мере расширения представлений о действующих в природе законах, уточнялись и усложнялись те соображения, которые закладывались в принципы составления календаря. Календарь видоизменялся, эволюционировал.

Уже с библейских времен человек считал, что Бог для того и создал Землю, Солнце и звезды, чтобы можно было наблюдать за течением времени и сменой месяцев, сезонов и лет. Так, в Книге Бытия 1:14 сказано совершенно определенно, что, помимо способности давать свет, Солнечная система и звезды созданы для того, чтобы мы могли измерять по ним дни и годы. Иными словами, Бог создал гигантские часы.

При составлении любого календаря решался ряд задач. Эти задачи менялись в зависимости от типа календаря (лунный, солнечно-лунный, солнечный), и требований предъявляемых к календарю. Последние вводились, как правило, из религиозных соображений, да и просто из соображений удобства. К их числу, к примеру, относилось требование о совпадении определенных месяцев с определенным временем года.

Многие древние цивилизации имели свои календари. Так известны календари майи, вавилонский, шумерский, ассирийский, древнеегипетский, персидский и др. Еврейский календарь из их числа. Но он не является самым древним. Считается, что древнейшим календарем является шумерский (конец III тысячелетия до н.э.) .

Особого внимания заслуживает вавилонский календарь . Его начали использовать евреи в 586 г. до н. э., после завоевания Иерусалима Навуходоносором. Ассирийцы же приняли лунно-солнечный календарь вавилонян, несмотря на его несовершенство даже для того времени, около 1100 г. до н. э.

В библейскую эпоху израильтяне сначала пользовались лунным календарем . Здесь учитывались только месяцы. Как они соотносятся с годом, тогда израильтян не заботило. Наступление каждого месяца, его начало фиксировалось по «видению молодой луны», т.е. появлением на западном небосклоне нового серпа луны, (новолуние). В дальнейшем, с переходом к оседлому образу жизни и развитием земледелия, появилась необходимость учитывать времена года, т.к. с ними связаны и посевные работы и сбор урожая. Поэтому возникла проблема согласования лунных месяцев с чередованием времен года, то есть с солнечным годичным циклом, с солнечным годом.

Кроме того была введена система, по которой последний день истекшего полного месяца номинально отмечался как первый день новомесячья следующего неполного месяца, а фактически первый день такого месяца как второй день его новомесячья. Таким образом, некоторые месяцы приобретали двухдневное новомесячье, а другие однодневное. Эти и менее значительные коррективы и установления осуществляли астрономы, математики и духовные авторитеты.

Таким образом еврейский календарь формировался на протяжении длительного времени, видоизменяясь от календаря наблюдений к календарю вычислительному, от лунного календаря к солнечно-лунному.

Согласование лунных месяцев с солнечным годом осуществлялось таким образом, чтобы средняя величина продолжительности солнечного года за 19-летний цикл почти точно равнялась истинной продолжительности солнечного года. В связи с этим соответственно изменялось число месяцев в каждом году этого цикла и число дней в каждом месяце. Кроме того этим варьированием осуществлялось правило, согласно которому определенные месяцы выпадали на определенные времена года, а определенные праздники на определенные дни. В результате был создан календарь, которым пользовались не только евреи, но и другие народы. Так христиане вслед за иудеохристианами пользовались еврейским календарем до 1-го Никейского собора (325 н. э.), затем они перешли на юлианский календарь .

Нужно отметить, что еврейский календарь является одним из самых сложнопостроенных календарей . Он не имеет годовой периодичности, т.е. ежегодной повторяемости его структуры. Его периодичность связана с 19-летним циклом, но каждый цикл по строению может отличаться от других. Однако, еврейский календарь остается действующим календарем: по нему евреи отмечают праздничные дни (религиозные и светские), их начало и окончание, читают соответствующие части Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Естественно, что наступление шаббата и его окончание также отмечается по еврейскому календарю.

По своему содержанию еврейский календарь является солнечно-лунным, т.е. в нем годы исчисляются по Солнцу, а месяцы по Луне.

Отход от лунного календаря обусловлен тем, что лунный месяц не удобен для измерения времени. Во-первых, смену времен года, а следовательно и ритм человеческой жизни, определяет не Луна, а Солнце. Во-вторых, солнечный год не делится на равное число лунных месяцев.

Заложенной в еврейский календарь длительность лунного (синодического) месяца составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. (1/1080 часть часа или на иврите "хелек". - единица измерения, принятая в иудейских календарных расчетах). Что касается принятой в календаре продолжительности года, то здесь нужно отметить, что существует два понятия солнечный год: тропический год и сидерический год.

Тропический год - это промежуток между двумя последовательными прохождениями Солнца через определенную точку солнечной орбиты, а именно точку весеннего равноденствия. Сидерический год – это промежуток, между последовательными нахождениями Солнца в определенном созвездии.

Каждая цивилизация за начало летоисчисления и соответственно за начало отсчета лет в календаре принимала то или иное событие. При этом, это событие, как правило, не было зафиксировано во времени точно и однозначно.

В еврейском календареведении летоисчисление ведется «от сотворения мира». Этот счет годам от начала мироздания принят ныне всеми еврейскими общинами мира.

Впервые упоминаемое в Талмуде летоисчисление «от сотворения мира» евреи начали вводить в VIII веке . Однако в еврейских общинах Европы до XII века, а в общинах восточных стран (в том числе, видимо, и Эрец-Исраэль) до XVI в. удерживался счет годам по летосчислению Селевкидов, которое евреи ввели в эпоху эллинизма. Связано это скорее всего с тем, что хронология событий как в Библии, так и в раввинистической литературе является относительной. Она привязана не к конкретным датам, а к тем или иным событиям.

Так, в первой книге Библии летосчисление начиналось от потопа, затем велось от исхода из Египта в книгах Цари, Пророки, а в книге Хроник события датируются годами правления монархов Иудейского или Израильского царств, в период персидского владычества- годами царствования персидских властителей. Вводились также летосчисления от начала правления Шимона Хасмонея, от первого года Иудейской войны I, от восстания Бар-Кохбы, от года разрушения Второго храма.

Счет годам от начала мироздания исходит из данных еврейской летописи Седер олам рабба, в которой сведена воедино вся библейская и послебиблейская хронология вплоть до середины II века н. э. Автор ее впервые по подсчетам установил хронологическую эру «от сотворения мира» и отнес ее к 3760 году до н.э. Этот счет укоренился в еврейской хронологии.

МОСКВА, 2 окт - РИА Новости. Еврейские общины России и всего мира встречают Рош ха-Шана — новый, 5777 год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению.

Рош ха-Шана — один из самых ярких и красочных еврейских праздников. Его название переводится с иврита как "голова года". Он символизирует "шестой день творения", когда Бог создал первого человека — Адама. В 2016 григорианском году его празднуют 3 и 4 октября, но торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, 2 октября.

Считается, что ежегодно Всевышний в Рош ха-Шана творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. В этот день каждый человек должен внимательно разобрать свои поступки, понять, что сделал неправильно, и раскаяться. Рош ха-Шана — не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

"Нам Бог каждый год дает жизнь и здоровье. Поэтому нам нужно делать что-то большее. Этого я тоже желаю. Мы видим, как еврейская община процветает — с каждым годом открывается все больше и больше учреждений, разных программ. Наше пожелание: чтобы каждый еврей нашел внутри общины свое место, чтобы активно участвовал в разных программах, чувствовал себя комфортно и ценил то, что происходит в России", — сказал РИА Новости в преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар.

По его словам, российским евреям "дан уникальный шанс" жить "комфортно и правильно" среди других народов страны "в мире, дружбе и понимании". Раввин отметил, что каждый новый год дает каждому человеку больше возможностей.

Кульминацией Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент из бараньего рога. В него трубят в синагоге во время утренней молитвы 3 октября. Вечером этого же дня будет прочитана молитва Ташлих, причем делать это принято возле водоема, в котором обитают рыбы. Во время этой молитвы верующие символически вытряхивают карманы и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи.

Согласно иудейской традиции, десять дней от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому жить, а кому умереть. Это время называют "Страшными днями" или "Днями трепета". В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в "Книгу жизни", куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Еврейский календарь - солнечно-лунный

В основу еврейского года положены два принципа - цикл луны и цикл солнца.

Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в ).

По солнцу отсчитывают дни, при этом день - это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках - по определению - двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.

Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода - с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, - и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит - по определению - ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны» . С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла - солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад» ). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).

Первый день каждого месяца - новомесячье - называется «Рош Ходеш» .

В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.

Месяц Нисан - всегда весной

Итак., в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас - глава месяцев», см . книгу Шмот , 12:2 ), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16 ).

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

Точность календаря: передача по традиции

Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион - Великий суд] , начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.

Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш - начало нового месяца.

С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а ) сказано:

«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня - это полсуток, а в сутках - двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” - в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей - облачко им показалось луной”.

В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, - в новомесячье не говорят траурных речей».

Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше . Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).

Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.

Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.

Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).

Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.

По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины - не 29 дней с дробью, а 29 ровно - в одном месяце и 30 - в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными» , вторые - «полными» ].

Полные и неполные месяцы

Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.

Если месяц - неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день - новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.

Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».

Обычно Тишрей - полный месяц, а Хешван - неполный, Кислев - полный, Тевет - неполный, Шват - полный, Адар - неполный, Нисан полный, Ияр - неполный, Сиван полный, Тамуз - неполный, Ав - полный, Элул - неполный.

Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники - на Тишрей, - на Кислев, - на Шват, Песах - на Нисан, - на Сиван. На полный месяц приходится и - день, который в будущем превратится в праздник.

Только празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца - 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

Поскольку и в этом случае все же остается избыток - лишние сорок четыре минуты с лишком - с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд - Хешван и Кислев - дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй - Адар шени - всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго - два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

Високосные годы в 19-летней цикле

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.

Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных - по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме - 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.

Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?

Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) - около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.

Так евреи и поступили - третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И всегда остается весенним месяцем.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц - «Адар бет» - дополнительный месяц Адар . В этом случае первый Адар («Адар Алеф» ) содержит 30 дней, а второй («Адар бет» ) - 29.

Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?

Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты - всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.

Согласно Рамбану , тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.

Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, - обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.

Поразительная точность еврейской традиции

Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.

Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).

Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом . Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.

Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 - в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии» , из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний , состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

Из современных календарей более или менее точен григорианский.

Несколько мнений о еврейском календаре

А вот несколько мнений о еврейском календаре.

Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64 ): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее - пророчество».

Пишет раби дон Ицхак Абрабанель , министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12 ): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».

Еврейские месяцы

Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:

Месяц НИСАН - Овен (ТАЛЕ ) - апрель

Месяц ИЯР - Бык (ШОР ) - май

Месяц СИВАН - Близнецы (ТЕОМИМ ) - июнь

Месяц ТАМУЗ - Рак (САРТАН ) - июль

Месяц АВ - Лев (АРЬЕ ) - август

Месяц ЭЛУЛЬ - Дева (БЕТУЛА ) - сентябрь

Месяц ТИШРЕЙ - Весы (МОЗНАИМ ) - октябрь

Месяц ХЕШВАН - Скорпион (АКРАВ ) - ноябрь

Еврейский календарь ведет отсчет с момента сотворения мира. Год, по еврейскому календарю, делится на двенадцать месяцев, которые в разные годы могут соответствовать различным месяцам общепринятого календаря.

Еврейский месяц — лунный, и начинается он, когда на небе появляется новая луна. Первый день каждого месяца называется Рош ходеш (глава месяца). Учитывая трудности, связанные с оповещением многочисленных евреев, которые жили не в самом Иерусалиме, что наступил новый месяц, было принято решение праздновать Рош ходеш в течение двух дней всякий раз, когда предыдущий месяц имел продолжительность 30 дней. Отсюда берет начало обычай отмечать еврейские праздники в странах диаспоры в течение двух дней.

Неделя состоит из семи дней, символизируя шесть дней Творения и Шабат (Шабэс) — субботу — День отдыха.

Еврейский день начинается с захода солнца и заканчивается следующим заходом солнца.

В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь в 325 г. на Никейском соборе была установлена условная дата «Рождества Христова», с которой и началось времяисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год.

"Есть старая поговорка, которая гласит, что вся еврейская вера заключается в еврейском календаре. И действительно: по одному лишь еврейскому календарю можно изучить еврейскую историю и основополагающие моменты иудаизма. Но старая поговорка содержит далеко не всю истину, и это особенно верно для того еврея, который живет по этому самому календарю. Ибо для него еврейский календарь - гораздо больше, чем просто основные принципы веры. Это то, что придает направление всей жизни, поскольку в процессе ознакомления с еврейским календарем неизбежно сталкиваешься с прошлым еврейского народа и с его настоящим. Но в то же самое время появляется ощущение будущности. Сами по себе еврейские праздники, их смысл и те воспоминания, которые они вызывают, влияют не только на наше восприятие истории, но и формируют наши взгляды на жизнь; они помогают нам осознать хрупкость еврейского бытия и полнее прочувствовать чаяния еврейского народа.

Без этого двойственного восприятия ни один еврей просто не смог бы существовать в реальном мире. Еврейский календарь учит нас оптимизму, и в то же время он служит напоминанием о том, как близко к краю пропасти мы жили во все времена."

Эта пространная выдержка из книги американской писательницы и неутомимой пропагандистки еврейского образа жизни Блу Гринберг "Традиционный еврейский дом" как нельзя лучше подходит в качестве вступления к нашему рассказу. Остается лишь добавить следующее: еврейский календарь имеет статус официального календаря в Израиле; все документы и деловые письма в Израиле датируются дважды - по григорианскому и по еврейскому календарю.

В нашем теудат-зеуте (паспорте) также проставлены две даты нашего рождения, причем вторая дата (по еврейскому календарю) служит еще и в качестве отметки о национальной принадлежности. Прежде чем приступить к описанию еврейского календаря, напомню, что существуют три основных типа календарей: лунный, солнечный и лунно-солнечный.

Лунный календарь основан на продолжительности синодического, или лунного, месяца (29,53059 суток - это период обращения Луны вокруг Земли), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Начало лунного месяца определяется появлением на небе "молодой" Луны. Двоякий смысл слова "месяц" (и Луна, и календарный отрезок времени) не случаен во многих языках. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь.

Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 суток, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 суток. Длина лунного года в таком календаре составляет 1229,5 = 354 суток. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 суток. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом, за 30 солнечных лет набирается расхождение в 11,012 суток. Добавление этих 11 суток каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря состоит в том, что начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 суток; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 суток, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты - два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь - это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Еврейский календарь является именно таким календарем. В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используются математически вычисленное положение "среднего солнца" и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 часов, то есть на полночь.

Еврейский календарь создан по следующим принципам: месяц должен быть лунным, содержащим целое число начинающихся с вечера суток, а год - согласованным с солнечными сезонами, но содержащим целое число месяцев. Но между лунными месяцами и солнечным годом не существует рационального соотношения: один год длится примерно 12,368 месяца. Отсюда ясно, что число месяцев в году не может быть постоянно. Точно также не может быть постоянно и число дней в месяце, поскольку месяц содержит в среднем 29 дней 12 часов 44 минуты 2,78 секунды. Эти два соотношения - дней с месяцами и месяцев с годами - и подлежат согласованию.

Еврейские сутки (и, следовательно, все праздники и памятные даты) начинаются с вечера, как это указано Торой: "И был вечер, и было утро, день один" (Быт. 1:5). Поэтому в Израиле и ныне повсеместно суббота и праздники начинаются в их канун с заходом солнца, а их исход - с момента появления трёх звёзд на небосклоне (вспомните, каким изматывающим было ночное празднование Нового года в диаспоре, и вы по достоинству оцените это преимущество еврейского календаря!).

Мудрецы школы Шамая утверждали, что ночь - время мысли, а день - время действия. Это, безусловно, справедливо и для Всевышнего, который творил мир по плану, «составляя» его на каждый день вечером. И свободному человеку, который является Его подобием, надлежит сначала составить план, а потом действовать. Этим он отличается от раба, которому утром хозяин скажет, что он должен делать, пока не наступит вечер. Поэтому день свободного человека начинается с вечера, а раба - с утра. И надо отметить, что рабовладелец, признающий эксплуатацию другого человека, сам в душе раб. И только народ, служащий Всевышнему, а не идолам или людям по-настоящему свободен. Только он отсчитывает день с вечера. (Рав Зеев Мешков)

"Шаот шавот" (постоянные часы) - это 1/24 часть суток. "Дака" и "шния" полностью соответствуют минуте и секунде. Ранее существовала единица времени "хелек", равная 1/1080 часа.

Неделя как календарный отрезок времени не связан с движением небесных тел. Установление седьмого дня отдыха -величайшее социальное открытие наших предков, которое у них позаимствовали все народы мира.

Сказано в Торе (Быт. 2:2) "И закончил Б-г в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал ("вайшбот": отсюда "шабат" - "покой") в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Б-г День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота ("покой") от всякой производительной работы, и ее сотворил Б-г, делая мир".

И еще сказано в Торе (Исход 31:16): "Пусть соблюдают сыны Израилевы Субботу, чтобы была она заветом (союзом) вечным на все поколения их. Между Мною и сынами Израилевыми знак она навечно, что в Шесть Дней сделал Б-г все небесное и все земное, а в Седьмой День перестал работать и отдыхал".

То есть соблюдение Субботы - это знак признания нами того, что Б-г сотворил Мир, и что Мир этот находится под постоянным Б-жественным управлением, причем народ Израиля занимает особое место в этой связи Б-га с миром ("союз вечный"). Приведем еще одну цитату из уже упомянутой книги Блу Гринберг: "У евреев свой, особенный подход ко времени. Мы умеем творить для себя острова во времени. Мы даже обносим эти острова веревочкой, всячески изолируем их, переносим их в другую плоскость. Так что это время приобретает другой смысл и создает особую ауру вокруг нашего повседневного существования. Такого рода выделение и освящение времени для отдыха в полной мере соответствует потребностям человеческой психики, ибо никому не дана способность постоянно существовать в состоянии максимального эмоционального напряжения. Вот почему святое время Субботы позволяет нам испытать этот эмоциональный подъем и почувствовать нечто необычное на определенном отрезке времени, полностью выделяя его из монотонной повседневности".

Дни недели не имеют самостоятельных названий, они называются "первый день по направлению к Субботе", "2-й день по направлению к Субботе" и т.д. - и это показывает наше постоянное стремление к Субботе, источнику Святости. Для сокращенного обозначения дней недели используются также первые семь букв еврейского алфавита: воскресенье -алеф, понедельник - бет, вторник - гимел, среда - далет, четверг - хей, пятница - вав.

Система лунного календаря у евреев, как уже было сказано, лунно-солнечная. В ее основе лунный (синодический) месяц и, соответственно, лунный год, согласуемый с солнечным путем добавления 13-го месяца в каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы 19-летнего календарного цикла. Рассмотрим список, в котором обозначены порядковый номер месяца, его название, число дней в нем, начало месяца по григорианскому календарю и - знак зодиака: =И=1.тишрей; 30; сентябрь, октябрь; Весы. 2.хешван; 29 или 30; октябрь, ноябрь; Скорпион. З.кислев; 29 или 30; ноябрь, декабрь; Стрелец. 4. тевет; 29; декабрь, январь; Козерог. 5. шват; 30; январь; Водолей. 6. адар; 29; февраль, март; Рыбы. 7.нисан; 30; март, апрель; Овен. 8. ияр; 29; апрель, май; Телец. 9. сиван; 30; май, июнь; Близнецы. 10. тамуз; 29; июнь, июль; Рак. 11. ав; 30; июль, август; Лев. 12. элул; 29; август, сентябрь; Дева. В високосном году - адар-1 (30 дней) и адар-П (29 дней).

Год, в котором месяцы хешван и кислев содержат по 29 дней, называется недостаточным; если в хешване 29 дней, а в кислеве их 30, то это полный год; если оба месяца содержат по 30 дней, то это избыточный год. Таким образом, длительность отдельных лет может составлять: недостаточный простой год - 353 дня; полный простой год - 354 дня; избыточный простой год - 355 дней; недостаточный високосный год -383 дня; полный високосный год - 384 дня; избыточный високосный год - 385 дней. Такое варьирование числа дней в году позволяет придерживаться двух условий: во-первых, обеспечивается равная длительность 19-летних календарных циклов - 6939 дней. Разделив это число на 19, получим среднюю продолжительность года - 365,21 дня, что с достаточной точностью соответствует солнечному году.

Во-вторых, обеспечивается выполнение существующих следующих четырех правил, позволяющих определить, на какой день приходится очередной Новый год - Рош а-Шана:

1. Новый год должен начинаться не раньше моледа (рождение луны) - так же как и любой другой месяц (но он может начинаться и через 1-2 дня после моледа);

2. Новый год не может прийтись на воскресенье, среду или пятницу. Если бы год начинался в среду или в пятницу, то Йом-Кипур был бы соответственно в пятницу или в воскресенье, то есть в день, соседний с Субботой. В результате получилось бы два дня подряд, когда запрещена всякая работа, включая приготовление пищи, - а такой порядок жизни признан мудрецами слишком тяжелым для общины. Если же год начинался бы в воскресенье, то хошна-Раба (седьмой день праздника Суккот) пришелся бы на Субботу. Поскольку в Суккот мир судится по поводу воды - основы жизни - на очередной год, и в последний, седьмой день суд заканчивается, то в день хошана-Ра-ба установлены специальные процедуры с ветвями ивы. Если бы день хошана-Раба пришелся на Субботу, эти процедуры должны были бы быть отменены, а это может повредить благоприятному решению Суда;

3. Новый год должен быть установлен так, чтобы на следующий год также возможно было выполнить два предыдущих требования. Можно легко математически показать, что больше, чем на год вперед, заглядывать не нужно. Более того, требование "заглядывания на еще один год вперед" существенно лишь в том случае, когда из соображений первых двух требований Новый год может прийтись на вторник или четверг, причем год простой. В этом случае, если мы выберем вторник, то следующий год сможет начаться только в Субботу исходя из второго требования, но иногда это может противоречить первому требованию. В таких случаях начало данного года устанавливают не на вторник, а на четверг;

4. Если первым трем требованиям удовлетворяют два дня (нетрудно видеть, что больше двух быть не может), то выбирается, естественно, более ранний из них. Таким образом, всегда найдется ровно один день, удовлетворяющий всем четырем требованиям.

Присвоение каждому месяцу зодиакального знака имеет глубокий смысл. Так, зодиакальный знак нисана - Овен -указывает нам на пасхальную жертву. Знак сивана - Близнецы - указывает на то, что только человеку могла быть дана Тора. Знак тишрей - Весы - указывает на Б-жественный Суд. Знак адара - Рыбы -единственный во множественном числе ("Весы" и "Близнецы" выражаются на иврите не множественным, а двойственным числом, и в единственном числе они по смыслу слов не могли бы, естественно, обозначать какое-либо созвездие) и адар - единственный удваивающийся месяц. Рыбы - знак, хороший для Израиля, и евреи уподоблены в традиции рыбам, нормально существующим только в воде (которая во многих местах Писания ассоциируется с Торой). Знак же месяца ав -Лев - ассоциируется с нависающей тяжестью, и этот знак тяжел для Израиля.

В еврейском календаре используется буквенная система нумерации дней, на которой мы не будем останавливаться. Поясним лишь следующее. Для записи чисел 15 и 16 принятая система записи нарушается. Так, число 15 записывается не как йуд-хэй (10+5), а как тэт-вав (9+6). Это объясняется тем, что йуд-хэй - это первые буквы тетраграмматона, обозначающего имя Вс-вышнего, произносить которое вслух запрещено. По этой же причине изменен привычный порядок записи числа 16. Во времена Первого Храма первым месяцем календаря был нисан. Это было вполне объяснимо: нисан - первый месяц весны. В нисане празднуется день рождения еврейского народа - Песах. Почему же впоследствии Новый год был перенесен на месяц тишрей?

Есть в Торе стих, смысл которого долго не могли разгадать: "И сказал Б-г Моше: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание" (Левит, 23,24).

Что за праздник? И зачем нужно трубить в шофар? Разгадка пришла позднее, когда этот стих связали с другим стихом Торы: "И создал Б-г человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Мудрецы Талмуда сделали вывод, что Адам был сотворен 1 тишрея. Это и есть точка отсчета истории человечества.

Но почему этот праздник длится два дня? Здесь возникает необходимость в дополнительных разъяснениях. В древности начало каждого месяца объявлялось решением верховного суда в Иерусалиме. Как же узнавали о начале нового месяца? По свидетельству очевидцев, в чьи обязанности входило заметить на небосводе молодой серп луны и поспешить на суд с докладом. Но молодая луна является на небе каждые 29 с половиной дней, а свидетели не всегда успевали донести эту весть вовремя на 30-й день. Бывало и так, что о начале очередного месяца узнавали с опозданием на один день. Ну а поскольку каждый месяц длится 29 с половиной дней, то в конечном итоге всё выравнивается.

После объявления верховным судом о начале нового месяца извещение об этом передавалось с помощью сложной системы сигналов. В тех же случаях, когда подводила сигнальная система, рассылали гонцов. Но были и такие отдаленные общины диаспоры, куда просто не успевали гонцы с извещением вплоть до 15-го дня месяца, когда должны были начаться такие праздники, как Суккот и Песах. А поэтому, чтобы знать наверняка, что соблюден святой день, 15-й день отмечали дважды, отсчитывая его и после 29-го, и после 30-го числа предыдущего месяца. Вот так и получалось, что независимо от того, какой день считался началом нового месяца, праздник отмечался в свое время. А поскольку и в первый, и в последний день праздников работать запрещено, то и эти дни тоже удваивали. Поэтому в диаспоре до сих пор сохранился обычай удваивать первый и последний день праздников, тогда как в Израиле их по-прежнему отмечают в один день.

А вот с Рош а-Шана дело обстоит иначе. В отличие от других праздников, которые потом отмечаются в том же месяце, Рош а-Шана начинается в первый день месяца тишрей. В период Храма иногда случалось, что гонец запаздывал и о том, что на небе уже явился молодой серп луны, узнавали только во второй половин дня. А это означало, что в этот день к этому времени уже было совершено не то жертвоприношение, какое положено. Чтобы избежать подобных ошибок, раввины постановили, что Рош а-Шана следует справлять оба дня, на которые он может выпасть, как в Израиле, так и в диаспоре. То есть что два дня Рош а-Шана следует считать одним днем двойной продолжительности.

К концу IV века еврейский календарь был окончательно оформлен на основании математических и астрономических вычислений, так что особого смысла в соблюдении второго святого дня уже не осталось. Но тем не менее раввины решили сохранить его: ведь к тому времени, за долгие века, он уже успел обрести ореол святости. А потому и по сей день, спустя пятнадцать веков, мы почитаем оба эти дня святыми. И в данном случае первая причина этому - Б-жественное повеление, а вторая - постановление раввинов.

В качестве точки отсчета принято сотворение мира. Нерелигиозные люди считают это событие мифическим. Но как бы то ни было, это начало истории еврейского народа. Момент сотворения мира установлен на основании сведений, содержащихся в Торе. В ней указано, сколько лет жил Адам и его потомки, сколько лет им было, когда у них родились сыновья. Это позволяет выполнить обратный расчет.

Соотношение дат еврейского и григорианского календарей устанавливается вычитанием 3760 (с 1 января по 29 элула) или 3761 (с 1 тишрея по 31 декабря). Например: 5766 - 3760 = 2006 год. Вероятно, после ознакомления с еврейским календарем многие читатели будут удивлены его сложностью. Действительно, еврейский календарь является самым сложным из всех существующих. Зато он позволяет сохранить в неприкосновенности все традиции, освященные Торой.

Долгое время ученым не удавалось создать алгоритм еврейского календаря. Эту проблему удалось разрешить немецкому математику Гауссу. А с появлением ЭВМ удалось написать и программу. Интересующиеся могут определить любую дату по еврейскому календарю, зная дату по григорианскому.

Месяцы еврейского календаря

1. Нисан - 30 дней (март апрель)
2. Ияр - 29 дней (апрель май)
3. Сиван - 30 дней (май июнь)
4. Таммуз- 29 дней (июнь июль)
5. Ав - 30 дней (июль август)
6. Элул- 29 дней (август сентябрь)
7. Тишрей - 30 дней (сентябрь октябрь)
8. Хешван - 29 дней (октябрь ноябрь)
9. Кислев - 30 дней (ноябрь декабрь)
10. Тевет - 29 дней (декабрь январь)
11. Шват - 30 дней (январь февраль)
12. Адар - 29 дней (февраль март)

ЕВРЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА МЕСЯЦЕВ

Месяц

Буква

Проявление души

Знак Зодиака

Орган тела

Нисан

ה

Разговор

Овен

Правая нога

Ияр

ו

Мысли

Телец

Правая почка

Сиван

ז

Ходьба

Близнецы

Левая нога

Тамуз

ח

Зрение

Рак

Правая рука

Ав

ט

Слух

Лев

Левая почка

Элуль

י

Дело, поступок

Дева

Левая рука

Тишрей

ל

Супруж. отношен.

Весы

Желчный пуз.

Хешван

נ

Нюх

Скорпион

Кишечник

Кислев

ס

Сон

Стрелец

Живот

Тэвет

ע

Гнев

Козерог

Печень

Шват

צ

Вкус

Водолей

Желудок

Адар

ק

Смех

Рыбы

Селезёнка

ПЕРЕСЧЁТ ДАТ МЕЖДУ

ЕВРЕЙСКИМ КАЛЕНДАРЁМ И ГРИГОРИАНСКИМ: