План - конспект занятия "Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы"

Тема 1. «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».

План

1. Философские представления о социальных качествах человека. Природа и сущность человека.

2. Проблема познаваемости мира. Основной закон философии.

3. Общение. Свобода, как условие самореализации личности.

4. Деятельность и её формы.

5. Общество, как сложная система.

1.Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости ) - особая форма познания мира. К задачам философии относится изучение всеобщих законов развития общества, изучение самого процесса познания, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично - материя или сознание?» и другие.

Проблема происхождения человека - вечно волновала человечества. В науке (философии, биологии, физиологии, психологии и др.) нет единого мнения на этот счёт.

Теория происхождения человека путём эволюции (дарвинизм) называет человека результатом развития от простых форм к сложным под воздействием окружающей среды.

В настоящее время в целом существует три основных версии происхождения человека.

Версия 1. Божественная. Изложена во всех священных Писаниях.

Доказательства: Семь этапов становления вселенной, мужское начало первично относительно женского, химический состав человеческого тела соответствует каолину (фарфоровая глина) и др.

Версия 2. Инопланетная. Человек гость на земле.

Доказательства: человек обладает правом свободного выбора, очевидны несовершенства строения человеческого тела. Земное притяжение порождает не характерные для животных заболевания (артериальное давление, болезни опорно-двигательного аппарата и др.).

Версия 3. Эволюционная. Дарвинизм.

Ч.Дарвин (1809 -1882)- английский естествоиспытатель и путешественник .

Эволюция (лат.) – медленное, постепенное развитие, изменяемость живых организмов под воздействием окружающей среды

Антропогенез (греч .)– процесс развития человека как вида от простых человекообразных форм к сложным формам.

Социальный дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в природе (выявлен Ч. Дарвином), распространяется на отношения в человеческом обществе. «Выживает сильнейший».

2.5 млн. лет – homo habilis

1 млн. лет - homo erectus

150 тыс. лет – homo sapiens

38-40 тыс. лет – homo sapiens sapiens (человек современный)

Антропогенез

Роджер Патэрсон 1967 г. (видео) произвёл киносъёмку

человекообразного существа на территории Северной Калифорнии в каньоне Блаф – Крик. Существо получило прозвище «снежный человек».

По внешним биометрическим показателям «снежный человек» соответствует параметрам Homo sapiens , который жил на земле 65 тысяч лет назад.

видео

Отличия человека от других живых существ:

Человек – существо, принадлежащее к двум разным мирам – природе и нравственности.

Человек способен управлять собственными инстинктами.

Человек – существо социальное (не способен выживать в одиночку)

Человек существо «многопрограммное»

Человек способен изготовлять орудия труда.

Человек имеет духовные потребности.

Человек имеет понятия добра и зла.

Врождённые качества человека называются – способности, талант и гениальность.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Талант – высшее проявление способностей.

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Гениальность связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Творчество – процесс создания нового.

Приобретённые качества человека формируются в ходе жизненной практики. А так же в процессе образования, воспитания и обучения.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный

носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

Личность – социальный (общественный) облик человека. Совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях, например, роль сына, (дочери), коллеги по работе, соседа по квартире и т.д. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются

соответствующие черты характера, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Характер - совокупность психических свойств отдельного человека.

Формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

РАЗДЕЛ 1.
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
ТЕМА 1. 1.Философские представления о социальных качествах человека.

2. Деятельность и мышление.
3. Виды деятельности.
4. Творчество.
1. Человек, индивид, личность.
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Можно ли любого человека назвать личностью?
Для этого разберёмся с такими понятиями, как человек, индивид и индивидуальность.
Человек – существо биосоциальное.
Индивид – отдельно взятый человек (все вы, я и каждый человек в отдельности – индивиды)
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, присущих конкретному человеку, его неповторимость, уникальность.
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, результат процесса воспитания и самовоспитания.
2. Деятельность и мышление.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движении – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде, они просто используют то, что им дала природа.
Человек обладает такой специфической формой и взаимодействия с окружающей средой, как деятельность
Деятельность – форма активности человека, направленная на изменение, преобразование окружающей среды, на получение нового результата.
А теперь представим себе ситуацию, когда человек в деятельности сталкивается с тем, что у него не хватает средств для достижения цели. Для того, чтобы решить эту проблему у человека, в отличие от животных, есть важный компонент – мышление.
Как мы познаём окружающий мир?
С помощью органов чувств и с помощью мышления.
Мышление – это форма познания окружающего мира, с помощью которого мы получаем сведения не явно, а опосредованно, с помощью дополнительных рассуждений о свойствах или явлениях предметов.
3. Виды деятельности.
Существуют различные виды деятельности:
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя:
материально-производственную деятельность (преобразование природы)
социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят:
познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);
ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).
В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети.
Разрушительная деятельность - это, прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.
4. Творчество.
Одним из главных видов деятельности является творчество.
Что такое творчество?
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Источниками творчества являются:
Фантазия – воображение
Интуиция – постижение истины без логического обоснования, чутьё, проницательность


Приложенные файлы

Урок № 2

Философские представления о социальных качествах человека
Бинарная природа человека

Человек и животное: сходство и различие

Вывод: природа человека двуедина (бинарна):

1.Человек - существо природное (биологическое);

2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.

Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.
Потребности и интересы человека.

Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо

необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,

социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности

обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.

Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система

базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности

от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,

жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,

уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с

другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении

успеха, служебном росте и т. д.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда

удовлетворены предыдущие.

Интерес - осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется

благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Урок № 3

Деятельность и мышление
Понятия деятельности и мышления

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.

Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
^ Специфика деятельности

Отличие активности животных от деятельности человека

Структура деятельности

Деятельность включает в себя цель , средства,

Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),

Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.

Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.

Виды деятельности:


  • Труд – преобразование человеком окружающей среды;

  • Игра – имитация реальных действий;

  • Учение - приобретение ЗУН;

  • Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.
Урок № 4

Понятие личности

Личность – существо становящееся.
Становление – философская категория, характеризующая противоречивый процесс формирования какого-либо субъекта или явления.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?

Факторы формирования личности

1. Воспитание;

2. Деятельность;

3. Общество и его культура.

Многообразие мира общения

Общение является сущностной характеристикой человека.

Что есть человек с точки зрения Бубера?

Рассматривая человека-одиночку, как он есть, видишь человека настолько, насколько мы видим месяц на ночном небе, образ полного круга составляет лишь человек с человеком.

Мы приблизимся к ответу на вопрос «Что есть человек?» после того, как научимся видеть в нём существо, в чьей органической способности быть вдвоём совершается и опознаётся встреча Одного и Другого.
БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром).
ВЫВОД:

С точки зрения М. Бубера, человек – это диалог.

Мартин Бубер выделял два основных слова, характеризующих отношение человека к миру:

Я – ТЫ и Я – ОНО.

В чём особенность этих слов?

Почему философ называет их основными?
ГОВОРЯТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР. Что это значит? Человек обследует поверхность вещей и знакомится с ними. Он добывает сведения об их структуре; он приобретает знания. Он узнает то, что присуще вещам. Но не только знания открывают человеку мир. Ибо они открывают ему лишь тот мир, который состоит из Оно и Оно и Оно, из Он и Он и Он и Она и Она и Оно.

ЕСЛИ Я ОБРАЩЕН К ЧЕЛОВЕКУ, как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть точка, отнесенная к пространственно-временной сетке мира, и не структура, которую можно изучить и описать - непрочное объединение обозначенных словами свойств. Нет, лишенный всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и заполняет собою небосвод. Не то, чтобы не было ничего другого, кроме него, но все другое живет в его свете.

ВЫВОД:

Когда я говорю основное слово Я – ОНО, то другой человек для меня – вещь среди вещей. Когда я говорю основное слово Я – ТЫ, то другой человек становится для меня самым главным в мире, я начинаю смотреть на мир его глазами.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


  1. Какой смысл вкладывает писатель в слово «приручить»?

  2. Как понимать слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

Кто вы? - спросил он, пораженный.

Мы - розы, - отвечали розы.

Вот как... - промолвил Маленький принц. И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня

тоже..." А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть,

навсегда... какой же я после этого принц..."

Он лег в траву и заплакал.

Занятие 1 Форма Ф-Б-05-01

Тема: Введение

Цель: актуализация знаний о дисциплине «Обществознание».

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Учебники: Человек и общество. Обществознание. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х ч.:.1 -10 кл., презентация «Обществознание»

Ход урока:

I . Орг. момент;

II . Изложение нового материала:

    Что такое обществознание?

    Что такое общество?

    Задачи дисциплины и роль обществознания в формировании личности.

презентация «Обществознание», компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира

Вопрос: вспомните, что называют обществом?

2. Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Так как общество состоит из множества групп, его можно назвать "коллективом коллективов", а так как оно развивается - историческим способом организации жизнедеятельности людей. Развитое общество представляет собой совокупность социальных институтов, в которых выражается сущность человека.

Вопрос: изучая общество, какие сферы жизни общества затрагиваются?

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Вопрос: почему при изучении общества особое внимание уделяется экономике? Почему экономику считают базисом государства? Какое значении имеет политическая сфера для общества? Что такое общественные отношения? Назовите типы объединения людей.

Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, стратами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности.

3 . Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах, колледжах и вузах вполне обосновано. Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

III. Закрепление.

    Что такое обществознание?

    Что изучает обществознание?

    Что такое общество?

IV . Подведение итога.

V . Домашнее задание: конспект лекции, определить значение понятий: философия, социология, психология, право, история.

Занятие 2 Форма Ф-Б-05-01

Тема: Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

Цель: формирование знаний о человеке, как о биосоциальном существе, раскрытие философских представлений о человеке и его предназначении, актуализация знаний о потребностях, способностях и интересах человека, раскрыть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;

Основные понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», антропосоциогенез.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, презентация «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы».

Ход урока:

I . Орг. момент;

II . Проверка домашнего задания:

Фронтально:

    Что такое обществознание?

    Что изучает обществознание?

    Какие науки входят в состав дисциплины обществознание?

    Что такое общество?

    Какие сферы общества вам известны? Приведите пример.

    Какова роль обществознания в жизни человека?

III . Изучение нового материала:

Условные вопросы темы и порядок их изложения (проблемные ситуации)

Использование наглядности, ТСО, прогрессивные формы обучения

    Человек и его сущность.

    Человек, индивид, личность;

    Потребности, способности, интерес

презентации «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы». компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.

С момента возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины (психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью изучение различных сторон деятельности человека.

Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления.

Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной “строй”, “порядок” природы и включающий в себя все основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир.

Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке, речь идет о древнегреческой философии, что ни в коем случае не умаляет вклада древнеиндейских и древнекитайских мудрецов в эту проблему, является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем.

На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах таких античных мыслителей, как Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Высказанные ими идеи о сущности человека легли, с учетом, разумеется, времени, в основу последующих представлений о человеке.

Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах. Первый исходит из его общефилософской концепции, в соответствии с которой человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. Человек свободен только в выборе уже наличных идей.

Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.

В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находится в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее они не могут существовать изолированно

В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным

Homo sapiens (человек разумный) на определенном этапе эволюционного развития выделился из животного мира.

Вопрос: какие вы знаете теории возникновения человека? Что такое антропогенез? Какова сущность человека? Назовите основные отличия человека от животного? Что объединяет человека с животным миром? Почему человека считают биосоциальным существом? Что даёт человеку природа? общество?

Вопрос: Чем люди отличаются дуг от друга?

2. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя, формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

3. Потребность.

Вопрос: что такое потребность? Какие виды потребности вы знаете?

Самостоятельная работа: Прочтите текст на стр.

и определите какие виды потребностей существуют? Как вы можете объяснить положение потребностей: почему одни выше, другие ниже? Какие потребности для человека более значимы? Прослеживается ли зависимость потребностей друг от друга?

Кратко запишите их характеристику.

Потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Потребность - это объективное условие нормального существования человека. В процессе развития производства происходит удовлетворение базисных, простейших потребностей, что дает толчок появлению новых, более сложных потребностей.

Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации , разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:

физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);

потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);

потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

потребности самоуважения (значение, компетентность);

потребности самоактуализации, или потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).

Все эти потребности выстроены в иерархию.

Это означает, что чем ниже потребность расположена, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Способности и интерес человека.

Термин "способности" неоднозначен. Немов Р.С. представил их в компактной классификации:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

IV . Закрепление.

    Какие теории возникновения человека вам известны?

    Как определяли сущность человека древние философы?

    Почему человека считают биосоциальным существом?

    Какое влияние оказывает на человека общество?

    Что такое социализация?

    Что такое потребности?

    Что такое способности и интерес человека?

V . Подведение итога.

VI . Дом. задание: § 2-3, зад. 4, стр. 50. Письменно выполнить задание: определить типы способностей и интересов человека.