Что рабочая сила находится в. Экономически активное население

Теория организации: конспект лекций Тюрина Анна

1. Понятия труда и рабочей силы

Труд – это важнейшая качественная характеристика любого производственного процесса. От качества труда зависят качество произведенной продукции и, как следствие, спрос на нее. Это особенно важно, когда фирма ведет неценовую конкурентную борьбу. Таким образом, труд – это определяющий фактор производства, поскольку посредством него происходит качественное слияние основных фондов предприятия (оборудования, технологий) и оборотных средств (сырья, различных материалов).

Рабочая сила – специфический товар, фактор производства, участвующий непосредственно в процессе создания новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономических субъектов. Количество рабочей силы определяют такие понятия, как «занятость» и «безработица», и именно они характеризуют экономическую ситуацию в стране. Рабочая сила – это люди, вовлеченные в производство, с одной стороны, и совокупность способностей человека – с другой. Качество рабочей силы показывает степень эффективности рыночной экономики, насколько она конкурентна в этом отношении. Рабочая сила на первый взгляд представляет собой число лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и способных к труду. Также это совокупность физических и духовных способностей человека. Иными словами, для того чтобы считаться рабочим той или иной сферы деятельности, индивид должен обладать долей профессионализма, усердием и опытом, что определяет качество его труда.

Для распределения рабочей силы существует рынок труда, где заключаются сделки между предпринимателями и наемными работниками. Одной из форм такого рынка является биржа труда, которая распределяет всех трудоспособных субъектов экономики по ее отраслям, тем самым восполняя недостаток рабочих рук в организациях и предприятиях и увеличивая общий объем производства. Можно выделить следующие условия возникновения товара «рабочая сила»:

1) трудящийся должен быть юридически свободной личностью, т. е. по своему усмотрению распоряжаться собственными способностями и использовать имеющиеся возможности;

2) работник должен быть лишен средств производства, которые он может получить только в обмен на продажу своих трудовых качеств.

Рабочая сила обладает определенными качествами.

1. Она составляет единое целое с собственником и приносит ему доход.

2. Если труд работника долгое время не реализуется, то его эффективность со временем снижается. Труд – непостоянный фактор производства, поскольку знания, навыки, опыт и другие профессиональные качества работника могут быть утерянными. Поэтому в целях осуществления эффективной деятельности они должны регулярно вовлекаться в производственный процесс.

3. Носитель трудовых качеств, т. е. сам человек, не может быть объектом купли-продажи, таковым является лишь его труд как способность к созданию материальных и нематериальных благ, различных товаров, циркуляция которых на рынке – это основа всей экономической жизни страны.

Таким образом, в любой стране важной проблемой является повышение трудовых ресурсов. Для этого государство как высший орган власти инвестирует, субсидирует и поощряет трудовую деятельность.

Все чаще в науке используется термин «человеческий капитал» как совокупность знаний, умений и профессионального опыта. С этим видом капитала связано понятие «утечка кадров», т. е. переманивание ценных специалистов на новое место работы с предоставлением лучших условий труда и заработной платы. Как правило, она носит международный характер.

Из книги Теория организации: конспект лекций автора Тюрина Анна

2. Движение рабочей силы Каждое предприятие заинтересовано в создании стабильного коллектива работников. Это позволяет достичь определенного баланса трудовой деятельности на предприятии, вследствие чего важнейшие показатели, такие как производительность труда и его

Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

54. Привлечение эффективной рабочей силы Планирование ЧР включает три этапа:1) определение будущих потребностей предприятия в рабочей силе, вытекающих из планов производства, прогнозов сбыта, общей стратегии предприятия;2) оценка сильных и слабых сторон имеющихся

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала Планирование ЧР включает три этапа:1) определение будущих потребностей предприятия в рабочей силе, вытекающих из планов производства, прогнозов сбыта, общей

Из книги Эффективная мотивация автора Кинан Кейт

6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой Важным этапом управления ЧР является развитие персонала, которое включает профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, а также обучение и переподготовку кадров.Когда

Из книги Карьера менеджера автора Якокка Ли

7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение Следующий этап управления ЧР – оценка деятельности работников и ее результатов. Оценка деятельности – это процесс определения того, насколько хорошо работники

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Улучшение рабочей атмосферы Приятная рабочая атмосфера настраивает на положительный результат. Сами по себе условия работы не заставляют работать лучше, но помогают частично избавиться от причин для недовольства.Для того чтобы сделать рабочее место более комфортным,

Из книги Правила и табу менеджера автора Власова Нелли Макаровна

XXVI. Высокая стоимость рабочей силы Как человек, происходящий из семьи усердных трудяг-иммигрантов, я горячо исповедую достоинство труда. По моему убеждению, затрачиваемые время и энергия рабочих людей должны хорошо оплачиваться. Я, конечно, не социалист, но я сторонник

Из книги Креативный подход в командной работе автора Нуайе Дидье

5.4. Понятия нормирования и организации труда, их значение Без норм затрат материальных факторов и трудовых невозможно планировать деятельность, устанавливать четкие цели, определять результаты. Нормы разного вида – это стандарты, основанные на научном или житейском

Из книги Лидерство, основанное на принципах автора Кови Стивен Р

Меморандум о рабочей ответственности Я, как работник организации, вступая с ней в определенные отношения, получаю от организации социальные блага, в ответ на которые принимаю на себя следующие обязательства.1. Быть активным. Отдавать свой труд, свои способности и таланты

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.

Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда.

Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. В рыночных условиях рабочая сила выступает как товар. Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях рынка обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности работников, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня политического и экономического развития страны, природно-климатических условий, национальных традиций и организованности работников наемного труда.

Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С дрогой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация производства, внедрение кибернетических и счётно-решающих устройств, химизация производства и т.п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня работников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, что повышает стоимость рабочей силы как для предпринимателя, так и для самого работника.

Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для общества. Экономический интерес общества как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силы, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы.

Формирование рабочей силы , то есть формирования способности к труду у человека – это есть подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые обеспечивают возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Такова роль системы образования как института производства личности, которая используется в постоянном повышении ее качеств как субъекта социально-трудовых отношений. Поэтому образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы.

Как видно из сказанного процесса формирования рабочей силы в большей степени зависит от состояния сферы образования и возможности индивида включаться в образовательную деятельность практически на протяжении всей своей жизни, тем самым осуществлять капитализацию своих знаний, навыков, умений – рабочей силы.

Для того чтобы выполнять определенную работу, че­ловек должен обладать физическими и духовными способностями. Рабочая сила представляет собой со­вокупность физических и духовных способностей чело­века, которые используются им в процессе производ­ства материальных благ.

Богатство любого общества создается трудом лю­дей, благодаря функционированию рабочей силы. Но лишь в условиях капитализма способность к труду становится товаром, предметом купли-продажи. В силу каких обстоятельств? Обратимся к истории.

Раб не мог распоряжаться самим собой, так как был собственностью рабовладельца. Таково же по су­ществу положение крепостного крестьянина. Он был зависим от владельца земли - феодала и не имел пра­ва полностью распоряжаться своей рабочей силой. Может ли человек продавать то, что не принадлежит ему? Ясно, что нет. Тот, кто хочет продать свою рабо­чую силу, должен быть юридически свободным чело­веком. Но достаточно ли этого условия, чтобы рабочая сила стала товаром?

Нет. И вот почему. Мелкий крестьянин или ремес­ленник работают сами на себя - производят зерно, мясо, одежду, обувь и т. д. Продают они не рабочую силу, а продукты своего труда.

В каком случае крестьянин или кустарь стал бы продавать не продукты своего труда, а свою рабочую силу? Только в том случае, если он не имеет возмож­ности работать у себя дома, с помощью своих средств производства. Крестьянин или кустарь превращается в рабочего, пролетария тогда, когда лишается собст­венных средств производства. Рабочая сила в этих условиях может быть применена лишь в том случае, когда она продана владельцу средств производства - капиталисту.

Рабочий продает свою рабочую силу по своей соб­ственной воле, так как он полноправный владелец ее. В капиталистическом мире нет законов, обязывающих рабочих наниматься к фабриканту. Но в то же время пролетарий не может не продавать свою рабочую силу, так как у него нет других средств существо­вания.

Значит, для того чтобы рабочая сила стала то­варом, необходимы два условия: во-первых, личная свобода пролетария; во-вторых, отсутствие средств производства у мелкого товаропроизводителя, превра­щение его в пролетария. Тем самым создается не­обходимость продажи рабочей силы. Превращение ра­бочей силы в товар знаменует собой начало возник­новения новой исторической эпохи - эпохи капита­лизма.

Но если рабочая сила - товар, то она, как и вся­кий товар, должна иметь и стоимость и потребитель­ную стоимость. Как определяется стоимость рабочей силы? Известно, что стоимость любого товара опреде­ляется количеством общественно необходимого рабо­чего времени на производство и воспроизводство его. Но рабочая сила не обычный товар. Она, как мы уже говорили, есть совокупность физических и духовных способностей человека. Если обычные товары (обувь, ткань и т. п.) создаются на заводах и фабриках, та производство рабочей силы неразрывно связано с вос­производством человека - живого носителя рабочей силы. И физические и духовные способности, без кото­рых невозможен труд, неотделимы от человека. Чело­век в процессе труда расходует свою рабочую силу, и для того, чтобы иметь возможность ежедневно рабо­тать, он должен изо дня в день восстанавливать свои физические и духовные способности.

Потребляя различные необходимые для жизни ма­териальные блага, удовлетворяя свой духовные по­требности, рабочий восстанавливает свою рабочую силу, затраченную в процессе труда, и, таким образом, получает возможность снова работать. Вот почему можно сказать, что стоимость товара рабочая сила есть по существу стоимость тех средств существова­ния, которые нужны для жизнедеятельности носителя рабочей силы - человека, в данном случае рабочего, который продает капиталисту свою способность к труду.

Какие же средства существования необходимы для поддержания, восстановления и постоянного воспро­изводства рабочей силы? Другими словами, что вклю­чается в стоимость рабочей силы? Во-первых, стои­мость средств, необходимых для удовлетворения физических потребностей рабочего. Речь идет о пище, одежде, жилище и т. п. Во-вторых, стоимость средств, нужных для того, чтобы удовлетворять духовные по­требности рабочего. Как говорится, не единым хлебом жив человек. Рабочие читают газеты, книги, посещают кино, спортивные состязания и т. д. В-третьих, стои­мость средств обучения рабочего. Для того чтобы управлять машинами и механизмами, требуется ка­кой-то минимум технических знаний. Вот почему стои­мость производственного обучения включается в стои­мость рабочей силы. В-четвертых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи. Капиталистиче­ское производство не может осуществляться беспере­бойно, если ряды рабочего класса не будут постоянно пополняться. Поэтому в стоимость рабочей силы неиз­бежно включаются затраты на содержание семьи, вос­питание и обучение детей.

На объем и состав потребностей рабочего большое влияние оказывают исторические и национальные осо­бенности развития той или иной страны. Велико разли­чие между стоимостью рабочей силы в Англии, кото­рая длительное время занимала монопольное положе­ние в капиталистическом мире, и стоимостью рабочей силы в экономически отсталых странах, где крайне ни­зок жизненный уровень народа. Различия в стоимости рабочей силы могут быть обусловлены также климати­ческими условиями. Например, на севере, в условиях сурового, холодного климата человеку требуется более теплая одежда, более калорийное питание, лучше ота­пливаемое жилище и т. д.

Следует помнить, что потребности человека зави­сят и от многих других условий. К ним относятся на­циональные обычаи, традиции, существующие в той или иной стране, у тех или иных народов.

С развитием человеческого общества потребности человека расширяются, изменяются. Например, по­требности французского, английского и немецкого ра­бочего в наше время далеко не те, что были, предпо­ложим, в XVIII в. Круг потребностей человека значи­тельно расширился. Взять хотя бы такие предметы домашнего обихода, как транзисторы, радиоприемни­ки, телевизоры, холодильники и т. п, о которых чело­век не имел представления не только в XVIII, но и в XIX в.

Но как бы разнообразны ни были условия, опреде­ляющие необходимые средства существования чело­века, и как бы быстро они ни изменялись, тем не ме­нее для определенной страны и для конкретного пе­риода стоимость рабочей силы - величина более или менее постоянная.

Ошибочно было бы предполагать, что рабочий класс всегда получает в виде заработной платы всю сумму стоимости рабочей силы. В жизни дело обстоит значительно сложнее. Рабочая сила в условиях капи­тализма- товар, и цена его всегда подвержена коле­баниям. Как правило, капиталисты покупают рабочую силу по цене значительно меньшей, чем стоимость. Нельзя забывать, что рабочая сила - особый товар. Этот товар нельзя положить на хранение и дожидать­ся, пока цены поднимутся. Рабочий, не имеющий ни­каких других средств для существования, кроме про­дажи рабочей силы, часто вынужден соглашаться и на такую цену, которая не покрывает расходы, необхо­димые для нормального удовлетворения его потреб­ностей.

Существует, однако, низшая граница стоимости рабочей силы, это стоимость физически необходимых жизненных средств, без потребления которых человек не может существовать и трудиться.

Рабочая сила, как и любой другой товар, обладает кроме стоимости и потребительной стоимостью. В чем же она выражается?

Потребительная стоимость многих товаров обна­руживается сразу. Например, ботинки нужны для того, чтобы удовлетворить потребности в обуви. Потре­бительная стоимость обуви реализуется в процессе ее носки. В чем же выражается потребление рабочей силы? В труде. Труд и есть процесс расходования рабочей силы. Но тут обнаруживается особенность товара рабочая сила. Хлеб, ткань, обувь и прочие то­вары в процессе потребления исчезают, уничтожают­ся, а рабочая сила в процессе труда не только сохра­няется, но и создает новые товары.

В этом заключается особенность товара рабочая сила. Важнейшее качество этого товара состоит в том, что в процессе потребления он создает стоимость большую, чем сам того стоит.

Стоимость рабочей силы, как мы выяснили, равна стоимости средств существования рабочего - стоимо­сти пищи, одежды, жилища и т. д. Предположим, что стоимость средств дневного существования рабочего можно создать за 4 часа труда. Капиталист купил ра­бочую силу. Тем самым он получил право распоря­жаться ее потребительной стоимостью. Поэтому капи­талист может заставить рабочего работать не 4 часа, а больше, например 6, 7, 8, 10 часов. Но рабочий за первые 4 часа работы уже создал стоимость, равную стоимости его рабочей силы. А за каждый следующий час работы тоже создается стоимость. Вот эта прибав­ка, этот излишек стоимости, создаваемый трудом ра­бочего сверх стоимости его рабочей силы, и есть при­бавочная стоимость. Способность создавать прибавоч­ную стоимость является потребительной стоимостью товара рабочая сила. Она-то и интересует капитали­ста. Если бы рабочая сила не имела этой способности, капиталист не стал бы ее покупать.

Открыв различие между стоимостью рабочей силы и той стоимостью, которая создается трудом рабочего, Маркс разгадал тайну возникновения прибавочной стоимости, научно, неопровержимо доказал, за счет чего живет и обогащается класс капиталистов. Источ­ником прибавочной стоимости является труд рабочих, результаты которого безвозмездно присваиваются ка­питалистами.

Теперь становится ясным, как в условиях капита­листического способа производства разрешаются про­тиворечия всеобщей формулы капитала. Прибавочная стоимость не может возникнуть без обращения, так как не где-нибудь, а на рынке происходит покупка ка­питалистом рабочей силы, совершается акт купли-про­дажи- Д - Т.

Но, с другой стороны, прибавочная стоимость со­здается не в процессе обращения, а в сфере производ­ства, так как пролетарий своим трудом создает сверх стоимости своей рабочей силы еще и прибавочную стоимость. Капиталист, продав товары, произведенные рабочими на его фабрике, реализует эту прибавочную стоимость и тем самым получает большую сумму де­нег- Д + д или Д г

Теперь мы подошли к вопросу о том, как создает­ся прибавочная стоимость.

рабочая сила рынок труд экономика

Понятие рабочей силы, ее роль в современном обществе

Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, выступающие одним из видов ресурсов экономики. Человеческие ресурсы отождествляются с ресурсом труда, являющимся в свою очередь важнейшим фактором производства. (15)

Трудовые ресурсы - это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве. В РФ к трудовым ресурсам относятся женщины в возрасте 16-55 лет, мужчины в возрасте 16-60 лет, за исключением инвалидов определенных категории и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, а также занятое население, находящееся за пределами трудоспособного возраста. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество. (12)

В связи с наличием занятости в экономике страны лиц нетрудоспособного возраста широкое распространение получило понятие «трудовой потенциал». Это более емкая, самостоятельная экономическая категория, характеризующая реальные ресурсы живого труда. Трудовой потенциал - это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности. Определение показателя трудового потенциала имеет практическое значение, т.к. без него невозможно сбалансировать ресурсы живого труда и число рабочих мест. На особенности развития трудового потенциала оказывает влияние специфика демографических процессов в мире и в стране, т.к. «трудовой потенциал» является отражением проблем демографического и экономического характера современного периода. (16)

Существуют два пути использования трудового потенциала:

Интенсивный, когда возрастание объемов производства происходит с той же или меньшей численностью работников;

Экстенсивный, когда увеличение массы труда осуществляется в той же пропорции, что и объем производства. Этот путь экономически нецелесообразен, но бывают практические ситуации, когда объективно вынуждены увеличивать численность работников в силу ее дешевизны, необходимости решать проблему занятости или отсутствия определенных технических средств и др.

В совокупности трудовые ресурсы предопределяют трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект. Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую. (31)

В странах с развитой рыночной экономикой давно утвердилось понятие «экономически активное население» (ЭАН).

Экономически активное население - это совокупность работающих трудоспособного возраста и безработных (активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. (5)

Экономически неактивное население - это то население, которое не входит в состав рабочей силы: учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения; лица, получающие различные виды пенсии; занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными; лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск; лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода. (17)

Совокупность наемных работников образуют рабочую силу.

Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в процессе целенаправленной деятельности. Способностью к труду потенциально располагает каждый человек, но реальной производительной силой она становится только в процессе труда. (12) «Рабочая сила» часто понимается, как общее число работающих в экономике, на предприятиях и организациях. Т.е. это только та часть трудовых ресурсов, которая продает свою рабочую силу на рынке труда. Поэтому понятие рабочей силы нельзя отождествлять с экономически активным населением. Количественно она меньше ЭАН, в странах с развитой рыночной экономикой она составляет от него 80-85%. Остальная часть - это предприниматели, банкиры, фермеры, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. То есть в рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы». (16)

Спрос и предложение рабочей силы определяется демографическими, миграционными и социально-психологическими факторами. Различают следующие виды спроса на рабочую силу:

Удовлетворительный спрос - количество работников, принятых предприятиями в течение определенного времени;

Неудовлетворительный спрос - количество вакантных рабочих мест;

Прогнозируемый спрос - спрос на рабочих и специалистов с учетом перспектив развития предприятия.

Спрос на рабочих и специалистов формируется по профессиям, специальностям, уровням квалификации и территориальным рынкам труда.

Совокупный спрос на рабочую силу включает государственный и частный сектора. Государственный сектор формирует спрос для сфер материального и нематериального производства. К последней относятся отрасли социальной сферы (культура, здравоохранение, наука, образование и т.д.) и органы государственного управления всех уровней.

Рыночная экономика и развитие научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы.

Качество рабочей силы - совокупность профессиональных, образовательных, психофизиологических характеристик, делающих человека способным выполнять трудовые функции той или иной сложности.

Критериями качества рабочей силы являются: уровень образования работника, уровень профессиональной подготовки, уровень мотивации работника к повышению профессионализма и качества собственного труда, способность организационной структуры учреждения раскрывать все качества работника. (12)

Важной частью общественного воспроизводства является воспроизводство рабочей силы - непрерывное восстановление и поддержание физических и умственных способностей человека, постоянное обновление и повышение трудовой квалификации людей, обеспечение роста их общеобразовательного и профессионального уровня. В процессе воспроизводства рабочей силы возникает ряд важных проблем: естественное движение населения, как основы воспроизводства рабочей силы, привлечение рабочих в производство, достаточно высокая занятость населения, распределение и перераспределение трудовых ресурсов между отраслями, предприятиями, регионами. (31)

Рабочая сила является специфическим товаром (отличным от большинства других товаров). Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем. Однако производство рабочей силы предполагает поддержание жизни человека, который для этого нуждается в определенной сумме жизненных средств.

Стоимость рабочей силы - цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи. (4) Низшую (минимальную) границу стоимости рабочей силы образует стоимость набора средств или услуг, без потребления которых человек, как носитель рабочей силы не смог бы поддержать свою жизнь. В этих условиях качество рабочей силы ухудшается, что в практике проявляется в жесткой зависимости между профессионально-квалифицированными характеристиками работника и стоимостью рабочей силы. На формирование стоимости рабочей силы влияет, ряд факторов, которые могут способствовать как снижению стоимости товара «рабочая сила», так и росту ее стоимости. Это рыночные факторы (спрос и предложение, конкуренция или монополия).

В сторону возрастания стоимости рабочей силы действуют такие основные факторы:

Рост интенсивности труда (физического и умственного);

Рост материальных, духовных и социальных потребностей;

Возрастание сложности рабочей силы (ее общеобразовательного и квалификационного уровня, потребность в овладении двумя и более специальностей);

Ухудшение окружающей среды, особенно загрязненность больших городов, что требует дополнительных затрат на воспроизводство рабочей силы нормального качества;

Постепенное удорожание услуг в сфере образования, здоровья, коммунальных услуг и др.;

Улучшением качества труда.

В сторону снижения стоимости товара «рабочая сила» способствуют такие факторы:

Возрастание общественной продуктивности труда (прежде всего, в отраслях, производящих предметы личного потребления, поскольку при этом снижается стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы наемного работника и членов его семьи);

Снижение качества труда (что показывает связь меновой стоимости рабочей силы с ее потребительской стоимостью);

Повышение налогов на оплату труда;

Широкое использование детского и женского труда, труда мигрантов (более дешевого)

Купля-продажа рабочей силы выступает в форме купли-продажи труда, поэтому стоимость, а значит и цена рабочей силы преобразовывается в заработную плату. Поэтому стоимость рабочей силы, выраженная в денежной форме, приобретает форму цены рабочей силы.

Таким образом, рабочая сила представляет собой часть трудовых ресурсов, которая продает свой труд на рынке труда, включающая в себя наемных работников. Переход на рыночные отношения, а также протекающий научно-технический прогресс предъявляют требования к качеству рабочей силы, а следовательно к образованности каждого отдельного работника. В связи с наличием занятости в экономике страны лиц нетрудоспособного возраста широкое распространение получило понятие «трудовой потенциал». Наемные работники и активно ищущее работу безработное население вместе образуют экономически активное население. Совокупность занятых и безработных в экономике страны в целом составляют трудовые ресурсы, которые охватывают, как работников в составе рабочей силы, так и часть населения, относящееся к экономически активному населению. (17)

В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе

возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.

Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.

Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

  • прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
  • упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
  • моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).

Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.

Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле

где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.

  • В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
  • См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.