Гарри Поттер ли? Осторожно - фанфик, или как не увязнуть в болоте графомании

Творческие и коммерческие перспективы

Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова , Сергея Лукьяненко , Кирилла Еськова , Сергея Сухинова , Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой .

В отдельных случаях, произведения, начинаемые как фанфик, постепенно перерождаются в собственную авторскую вселенную, в свою очередь, порождающие «фанфикшен по фанфикшену». Примером подобного может служить фэн-вселенная Fallout: Equestria, изначально зародившаяся как полупародийное сочетание вселенных Fallout и Дружба - это чудо. В настоящее время, данная фэн-вселенная усилиями ряда авторов породила несколько десятков самостоятельных произведений, включая новеллы крупного объёма. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы с авторским правом, как правило, затрудняют публикацию даже такого «двойного» фанфикшена иначе как для некоммерческого распространения.

Смежные жанры

По мере роста фанатских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн » - это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт - рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Оформление

Часто текст фанфика предваряется шапкой, информирующей о содержании произведения и его создателях:

Изредка в «шапке» есть графа «Персонажи » (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте.

Виды

Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:

  • По наличию в сюжете любовной линии:
    • «Джен » (от англ. general audience ) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
    • «Гет » (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
    • «Слэш », или «слеш » (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.
      • Фем-слэш (англ. fem-slash ) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.
  • По соответствию реалиям мира оригинала:
    • «AU » (от англ. Alternative Universal ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
    • «не-AU » (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
    • «OOC » (от англ. Out Of Character ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
    • «В характере » - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По способу создания:
    • Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • «Round robin » и смежная с ним «ролёвка » - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
    • Сонгфик (англ. song-fic ) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объём произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
    • Кроссовер (англ. crossover ) - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
  • По соответствию общему определению:
    • Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • RPF (англ. real person fiction ) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.
      • RPS (англ. real person slash ) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
    • Профанфик (англ. profic ) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance », «Star Wars », «Warhammer », или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг . Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
    • Филк (Filk) - фанфик в виде песни.
  • По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
    • Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
    • OC (от англ. Original Character ), «Оригинальный персонаж » - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
      • OFC (от англ. Original Female Character ), «Оригинальный женский персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
      • OMC (от англ. Original Male Character ), «Оригинальный мужской персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
      • Вписка (англ. Self-insertation ) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
      • Мэри Сью (англ. Mary Sue ), иногда Мэрисья или Машка - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
      • Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu ) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).

Жанры

Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр » в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.

Общие

  • Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
  • Юмор (Humour) - юмористический фанфик.
  • Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
  • Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
    • Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
  • POV (Point of view) - точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
  • Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
  • TWT - в фанфике нарушена временная последовательность действия, много флешбеков.

Любовные

  • Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
  • Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
  • Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
  • Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
  • Hurt/comfort - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.
  • Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
  • PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета ; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет? ) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

  • Ваниль (Vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
  • Грейпфрут (Grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
  • Домашняя дисциплина (Domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
  • Занавесочная история (Curtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
  • Кинк (Kink) - от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) - происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения - пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя.
  • Лимон (Lemon) - насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
  • UST (Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

Размер (форма)

  • Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
  • Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
  • Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
  • Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
  • Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
  • Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Серии

Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.

  • Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
  • Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
  • Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т. п.
  • Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Книга фанфиков. Российский мультифандомный фанфикшн-ресурс

Фанфик (fan fiction , в переводе с англ. «фанатская беллетристика») - литературные произведения, в которых действуют герои, созданные другим автором, обычно в созданном им же сеттинге . (В широком смысле фанфиками называют фанское творчество в целом, хотя это и некорректно).

История явления

Современные массовые фандомы со своим творчеством возникли в 1960-е в основном вокруг сериала Star Trek , из которого пошёл троп Мэри Сью . Именно с этой вселенной ассоциируют зарождение явления фанфиков. Но на самом деле явление куда древнее.

Со стороны фанатов : Корейцы любят StarCraft Любовь к черновику Разрыв канвы фанатами (Мелькор был хорошим Профессор был неправ)… Прочее Whump Каноническая сила (Презумпция достоверности) Не знает сеттинга Необузданные догадки Непонятки Полемизирующее произведение Поменять имена СПГС Фанатская кнопка берсерка Фанатский обоснуй Фанатское утрирование Фанон (слово святого Павла слово Данте хэдканон) Фанская кличка … Вымышленные фанаты Канонический фан-клуб Канонический шиппер Сумасшедший фанат Фанат пришёл к успеху Чудаковатый фанат Яойщица /Юрийщик Книги про игроков Сказки тёмного леса Фильмы про игроков The Gamers Knights of Badassdom Rise of the Fellowship Рыцари Суперменеджер, или Мотыга Судьбы Аниме про игроков Accel World Btoom! Log Horizon Sword Art Online Произведения-фанфики Машинима : The Leet World (Counter-Strike ) ← Основы Производное творчество

Себя в глазах широкой аудитории: он дает авторам шанс подписать контракт с настоящими издательствами. Если такое развитие событий всё еще кажется вам сказкой, вот пять историй успешных женщин, которые прошли путь от создания фанатских историй в интернете до подписания шестизначных контрактов на публикацию.

дарья татаркова

Кассандра Клэр


В фандоме Клэр любовно называют Кэсси, или как минимум называли раньше, пока она не подписала контракт и не стала причиной для пересудов. Девушка из Бруклина прославилась в окологаррипоттеровском комьюнити благодаря своему монументальному фанфику «Трилогия о Драко», где в море заимствованного материала крутили романы персонажи Роулинг. Главным героем Клэр сделала Драко Малфоя. Он сменил амплуа на страдающего антигероя, и да, в какой-то момент носил кожаные штаны, впоследствии породившие соответствующий троп .

Клэр смогла перенести свой фанфикшен-опыт в мир реальных книг, издав собственную серию янг-эдалт-романов «Орудия смерти». Кстати, до этого под тем же названием она выпустила инцестуальный фанфик про Рона и Джинни, однако к сюжету ее собственных книг он отношения не имеет. В авторском мире и героях Клэр угадывается влияние даже не Гарри Поттера, а ее фантазий на тему, однако многие фанаты не увидели в этом большой беды. Репутацию в глазах поклонников писательница подмочила тем, что попыталась удалить отовсюду свой фанфикшен и делала вид, будто он и вовсе не существовал. К тому же в сети появились истории об интернет-буллинге, которым занималась Клэр, доводя других юных фикрайтеров. По мотивам первой книги уже вышел не слишком успешный фильм с Лили Коллинз в главной роли, и, кажется, у него все-таки будет продолжение. Писательница тем временем продолжает штамповать спин-оффы, публикация новой серии которых намечена на этот год.

Э. Л. Джеймс


Под андрогинным именем скрывается писательница из Англии Эрика Митчелл.
До того как прославиться на весь мир, она писала популярные фанфики по «Сумеркам» под псевдонимом Snowqueen’s Icedragon. Существует огромное количество альтернативных вселенных фанфикшена, где героями являются Белла и Эдвард. Конкретно в митчелловском варианте персонажи перенеслись в мир ванильных представлений о БДСМ. Не слишком хорошо написанный, а местами и вовсе выглядящий пародией на самого себя, фанфикшен стал основой ее собственной книги, для которой писательница переработала персонажей Стефани Майер в собственных - так родились «Пятьдесят оттенков серого» с Анастейшей Стил и Кристианом Греем.

Несмотря на литературные недостатки, книга выстрелила с невероятной силой: фантазии Митчелл срезонировали с тайными желаниями ее читателей и читательниц. Главная проблема автора, конечно, не в слоге и не в недостоверности, а в том что раскрепощение беллетристики подменили пропагандой домашнего насилия. Хочется верить, что вместе с выходом экранизации «Пятидесяти оттенков» в прокат безумие, окружавшее трилогию последние годы, наконец-то пойдет на спад.

Наоми Новик


Оригинальные книги Новик должны понравиться фанатам Джорджа Р. Р. Мартина: здесь меньше интриг и сложных сюжетных ходов, а драконы играют ключевую роль в сюжете. Писательница начинала выкладывать свой фанфикшен много лет назад, работая больше чем с сорока фандомами, и до сих пор не только любит его писать, но и призывает не гнушаться этим начинающих авторов. Новик к тому же долго прослужила президентом Organization for Transformative Works, отстаивающей права фанатов на написание фанфикшена, сохраняющей его и помогающей авторам с легальными консультациями. Она также основала огромный ресурс по сохранению фанатских работ An Archive of Our Own .

Новик не стесняется своего интернет-прошлого и считает, что очень важно сохранять абсолютно все работы - хотя бы для собственного развития. Многие авторы под давлением книгоиздателя старательно скрывают свои первые пробы пера: боятся дискредитировать себя, не успев заработать репутацию. Однако Новик придерживается ровно противоположного мнения. Сюжет ее фэнтези-романов «Темерер» развивается в альтернативной версии нашего мира времен наполеоновских войн, где с людьми соседствуют драконы. Питер Джексон уже обещал поставить по ним мини-сериал. Выход новой книги писательницы запланирован на следующий год.

Сара Риз Бреннан


Р. Дж. Андерсон


Андерсон начала писать фанфикшен еще подростком, будучи уверенной, что она первый человек в мире, которому эта гениальная идея пришла в голову. Со временем девушка осознала, что таких, как она, миллион, но участие в комьюнити стало толчком к тому, чтобы писать всё лучше и лучше. Даже после успешных публикаций собственных романов «Knife», «Ultraviolet» и «Quicksilver», которые стали бестселлерами в Великобритании, Андерсон продолжает быть активным участником фан-сообщества.

В отличие от большинства авторов она не пишет фанфики под псевдонимом и не скрывает свою вовлеченность в комьюнити. Занимаясь фанатскими сочинениями, писательница практиковалась в любимых жанрах: научной фантастике, фэнтези и детективе, - чтобы потом использовать наработки в собственных романах. При этом Р. Дж. Андерсон призывает проводить четкую грань между фикрайтерством и профессиональной писательской работой. Когда она пишет фанфики - она лишь часть огромного сообщества и выступает с позиции фаната; когда же презентует свои книги, ее роль кардинально меняется, и речь уже идет не об обогащении фандома, но о реализации собственных амбиций и любимой профессии.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Спасибо, что заглянули на огонёк. Разговор о фанфиках в мировой литературе хотелось бы начать с вопроса: Знаете ли вы, кто такой Луиджи Да Порто? Да-да, если мы с вами начнём говорить о фанфиках, то это очень важный вопрос, и в конце статьи вы обязательно узнаете ответ на него.

Итак начнём.

Давайте заглянем в мир классической художественной литературы и посмотрим, встречается ли там такое явление как фанфик. И возможно, он не такая уж мелочь? Копать слишком глубоко мы не станем. Ограничимся лишь несколькими весьма интересными примерами.

Как известно, для каждого человека знакомство с литературой начинается со сказок: все мы были маленькими, всем нам их читали в огромном количестве. И всех нас, разумеется, знакомили с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Помните ли вы сказку "О мёртвой царевне и семи богатырях"? Так вот, ничего вам эта сказка не напоминает? Ну разумеется, классическую "Белоснежку и семь гномов". Совпадений так много, что, как не крути, а это фанфик чистой воды. Очень красиво положенный на стихи фанфик от Пушкина. Да-да, автор этой статьи прекрасно помнит, что ещё в школьной программе говорится о том, что некоторые свои поэмы Александр Сергеевич писал по воспоминаниям сказок, рассказанных в ему в раннем детстве няней Ариной Родионовной. Но что есть переписывание сказки, рассказа или любой другой истории если не фанфик?

Пушкин - наш великий и любимый поэт, о нём одном можно говорить бесконечно, но мы о фанфиках. Так давайте вспомним замечательнейшего автора Сергея Тимофеевича Аксакова и его бессмертную сказку "Аленький цветочек". Наверное, нет из нас тех, кто в детстве бы не зачитывался этой великолепной сказкой и не смотрел яркого, потрясающе красивого мультфильма. А теперь задумайтесь, какую знаменитую французскую сказку он напоминает? Ну разумеется, "Красавицу и чудовище". И опять же в предисловии автор говорит нам о том, что сказку эту написал по детским воспоминаниям. Сергей Тимофеевич был очень болезненным мальчиком, часто простужался морозными зимами, и родители приводили к нему няньку - деревенскую женщину, которая и рассказала в один из вечеров эту сказку. Как принято называть "Аленький цветочек" Аксакова? Авторская сказка. Фанфик ли это? Да, безусловно.

Пользуясь случаем, не могу обойти вниманием Шарля Перро с его "Золушкой". Уж сколько старинных и современных интерпретаций у этой сказки! Перечислять можно бесконечно. Произведение это поистине волшебное, ибо с завидной регулярностью воплощается в повседневной жизни, а само имя Золушка уже давно стало нарицательным.

А теперь, дорогие мои, давайте вспомним роман американской писательницы Маргарет Митчелл "Унесённые ветром". Сам по себе роман, конечно, не фанфик, но давайте не забывать, сколько продолжений по нему было написано, и вот это уже чистой воды фанфики, а ведь они изданы огромными тиражами, их читают, и никто мелочью не называет. По самому известному из них, а именно "Скарлетт" Александры Рипли, даже был снят английский сериал, в котором играет Шон Бин, актёр, блистательно исполнивший роль Боромира во "Властелине Колец" Питера Джексона. Также есть "Люди Ретта Батлера" Дональда Маккейга: история "Унесённых ветром" глазами Ретта. Есть ещё "Ветра Тары" Кэтрин Пинотти, ну и, разумеется, - на постсоветском пространстве "Ретт Батлер" и "Последняя любовь Скарлетт", вышедшие под псевдонимом Джулия Хиллпатрик. Видите, сколько известных фанфиков по одному роману? И это при том, что названы не все, есть и ещё.

И вот теперь, поняв, что даже при поверхностном просмотре мы находим фанфики в художественной литературе, давайте вспомним о Луиджи да Порто. Так кто же он такой? Это итальянский писатель эпохи Возрождения. Чем же он должен быть нам интересен? - спросите вы. Ну подумаешь, жил какой-то итальянец пятьсот лет назад.

Итак: в 1524 году итальянский писатель Луиджи да Порто в новелле "История двух благородных влюблённых" развивает тему, начало которой было положено Овидием в истории Пирама и Фисбы. Луиджи да Порто перемещает действие в Верону, где влюбляются друг в друга Ромео и Джульетта, принадлежащие к враждующим домам - Монтекки и Каппеллетти. Новелла Луиджи да Порто несколько раз перерабатывалась в Италии, а потом этот сюжет попал и в Англию - в 1562 году Артур Брук написал поэму "Ромео и Джульетта". А в период между 1591 и 1595 годами была написана знаменитая трагедия Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Господа, аплодисменты! Ведь "Ромео и Джульетта" это фанфик, переписанный несколькими авторами друг у друга. И да, таки Шекспир тоже написал фанфик. Ну и, разумеется, мы видим, что фанфики писали и пятьсот лет назад, только называлось это по-другому - переработка.

За сим достаточно. При определённом желании вы и сами без труда сможете найти многочисленные примеры фанфиков в художественной литературе, в статье же приведены лишь самые очевидные из них.

Пожалуй, из примеров, которые приведены выше, можно сделать вполне однозначный вывод о том, что если в прошлые века такое явление как фанфик имело место в художественной литературе, то и современные авторы при наличии желания и таланта могут создавать нечто подобное, показывая нам новые события в интересном им произведении и рассматривая героев в разных, возможно, непривычных ситуациях. Коли никто не осудил Шекспира, то в праве ли мы судить фикрайтеров теперь? Со всей определённостью можно говорить о том, что читательский спрос на фанфики есть, а коли есть спрос, то он рождает и предложение.