Самое интересное и загадочное про наследственность обществознание. Что такое наследственность? доклад. А можно ли влиять на наследственность
Наследственность
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.
Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.
От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.
Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
По наследству передаются задатки к различным видам
деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы
задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки
являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов
необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных)
задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные
возможности для развития своих умственных и познавательных сил.
Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь
протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и
уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи
признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных
способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают,
например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные
генетические структуры у наркоманов, наследственные психические
заболевания.
Наследственные болезни
Все наследственные
заболевания, обусловленные наличием одного патологического гена,
наследуются, в соответствии с законами Менделя. Возникновение
наследственных болезней обусловлено нарушениями в процессе хранения,
передачи и реализации наследственной информации. Ключевую роль
наследственных факторов в возникновении патологического гена,
приводящего к заболеванию, подтверждает очень высокая частота ряда
заболеваний в некоторых семьях по сравнению с населением в целом.
Наследственные болезни – передающиеся потомству болезни, обусловленные изменением наследственной информации - генными, хромосомными и геномными мутациями. Термины «наследственные болезни» и «врожденные болезни» не являются синонимами. Врожденными называют болезни, которые выявляются с рождения; они могут быть связаны как с наследственными, так и с экзогенными факторами. Например, пороки развития могут возникать не только при генетических нарушениях, но и в результате действия на зародыш инфекционных. факторов, ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств. Наследственные болезни не всегда бывают врожденными, поскольку многие из них проявляются не сразу после рождения, а спустя несколько лет, иногда десятилетий. В качестве синонима термина «наследственные болезни» не следует также употреблять термин «семейные болезни», т. к. последние могут быть обусловлены не только наследственными факторами, но и условиями жизни или профессиональными традициями семьи.
Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках. Образовательные ресурсы: Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 Презентация «Что такое наследственность» План урока: 1. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность. 2. 3. Можно ли влиять на наследственность Методы и формы обучения: Методы – наглядный, частичнопоисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная. Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт. Предметные Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. возможность Получат научиться: анализировать схемы и высказывать собственное мнение, суждения таблицы; Планируемые результаты Метапредметные УУД осуществляют Познавательные: поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Личностные УУД Осмысливают: гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Этапы урока I. Мотива ция к учеб ной деятель ности Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся усвоению изучаемого материала. Презентация. к Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Обучающимся предлагается работа в парах подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним. Слайд 3. Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств). Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» Презентация. Работа со слайдами презентации. Работа со слайдами презентации. Работа с учебником. С.1113 II. Актуали зация знаний III. Изучени е нового материа ла такова тема урока Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке. План урока. Слайд 4. Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что от жизнь человека зависит от двух факторов: наследственности и окружающей среды. Слайд 5. Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6. Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика. Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7. Формулирует задание «Что человек наследует от родителей? Слайд 8. Подводит учащихся к пониманию, что наследственность – биологическая сущность человека Показывает слайд 9, комментирует новую информацию Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебным пособием, поясняет задания, организует выборочный контроль. Показывает слайд 10 11, комментирует новую Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида). Предполагаемый ответ наследственность такое Предполагают наследственность, можно ли влиять на наследственность узнать, что Записывают новое понятие в свои словари Извлекают необходимую информацию Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос Самостоятельно осуществляют необходимой информации в учебнике. Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос Делают вывод, что человек – существо не поиск
Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.
г. Нижняя Салда
Свердловской области
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.
Образовательные ресурсы : Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
Презентация «Что такое наследственность»
План урока:
Что такое наследственность.
Наследственность – биологическая сущность.
Можно ли влиять на наследственность
Методы и формы обучения:
Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают : гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.
Этапы урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Презентация.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Обучающимся предлагается работа в парах - подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.
Слайд 3.
Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» - такова тема урока
Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.
План урока . Слайд 4.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).
Предполагаемый ответ - наследственность
Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность
II. Актуализация знаний
Презентация.
Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды . Слайд 5.
Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.
Записывают новое понятие в свои словари
III. Изучение нового материала
Работа со слайдами презентации.
Работа с учебником. С.11-13
Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.
Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.
Формулирует задание « Что человек наследует от родителей? Слайд 8.
Подводит учащихся к пониманию , что наследственность – биологическая сущность человека
Показывает слайд 9,