Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента. Закономерности управления различными системами Законы и закономерности управления различными системами

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

2. Закономерности управления различными системами

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.2.1).

Рис.2.1. Система управления в виде контура управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять . Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь , суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.

Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Чтобы предотвратить данную ситуацию, собственник должен создавать такую систему вознаграждения и стимулирования управленца, которая, с одной стороны, соответствовала бы его мотивационной структуре и, с другой - зависела бы от степени достижения целей управления, т.е. от результатов функционирования ОУ.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рис.2.2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Рис.2.2. Организация как кибернетическая система с управлением

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью . Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления . Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W) , так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.2.1).

Рис.2.1. Система управления в виде контура управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять . Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь , суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.

Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Чтобы предотвратить данную ситуацию, собственник должен создавать такую систему вознаграждения и стимулирования управленца, которая, с одной стороны, соответствовала бы его мотивационной структуре и, с другой - зависела бы от степени достижения целей управления, т.е. от результатов функционирования ОУ.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рис.2.2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Рис.2.2. Организация как кибернетическая система с управлением

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью . Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления . Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W) , так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции: 1) получение, создание нового знания; 2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование , принципы : единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются: - экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход , который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков » (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – этометодология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология , которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука , например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов , разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.

Управление техникой или технологией – это воздействие человека на технические объекты и технологические процессы с целью получить необходимый результат.

Управление объектами живой природы – процесс, при котором люди, опираясь на биологические законы, воздействуют на поведение живых существ, используют в своих целях биологические технологии.

Управление техникой, технологией, объектами живой природы – часть более общего процесса управления, охватывающего управление обществом, социумом.

Управление обществом – воздействие части этого общества в виде органов, аппарата управления, получивших или присвоивших себе такие полномочия, или действующих методами убеждения на общественные явления, процессы и участвующих в них массы людей. Это управление преследует политические, экономические, социальные цели, отражающие интересы общества в целом, или отдельных социальных групп, или тех, кто получил полномочия править.

Миссию управления обществом выполняет государство.

Управление обществом в широком смысле слова – управление объектами, процессами, отношениями разнообразной природы.

Управление неживой природой осуществляется путем ее преобразования, добычи сырья, использования природной энергии.

Объекты неживой природы подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.

Люди могут управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, созданными самими людьми.

Наиболее распространенная форма управления – это генерируемая людьми информация в виде сигналов, команд, предписаний, предложений и других воздействий, направленная отдельным людям, семьям, коллективам, всему населению, обществу. Управление одними людьми со стороны других людей является самым типичным процессом управления в современном мире.

Разновидности управления зависят от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, и от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет: управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, организациями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления.

Признаки управления: 1) воздействие на людей, производственные коллективы и социальные группы с учетом их интересов, мотивов действия; 2) ориентация на придание производственно-экономическим и социально-экономическим процессам, экономическим отношениям между людьми, социальными группами, регионами, государствами того характера, который требуется лицам, осуществляющим управление, соответствует их целям; 3) влияние на людей, обеспечивающее их участие в экономической деятельности, в процессах преобразования экономических и природных ресурсов в продукт обеспечения жизнедеятельности общества.

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. ЭНТРОПИЯ

Возможности системного подхода: позволяет решить задачи, связанные с управлением социально-экономическими процессами, помогает предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач.

Система – целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих в связи со своим единением качественно новыми характеристиками. Любая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка.

Атрибуты системы: 1) компоненты и элементы системы; 2) функции системы и ее компонентов; 3) внутренние и внешние воздействия; 4) интегративные качества; 5) структура; 6) общая цель и комплекс подцелей; 7) включенность в более сложную систему в роли компонента и элемента; 8) историчность; 9) структура управления системой; 10) информация.

Основное свойство системы – целостность. Оно означает, что если она может быть разделена на элементы, то свойства и функции элементов (поскольку они находятся в системе) определяются их местом в рамках целого, а свойства целого не могут быть созданы и определены без некоторых свойств элементов.

Назначение элементов системы:

Все элементы осуществляют деятельность для достижения цели, стоящей перед системой в целом;

Элементы системы играют роль фактора, ориентирующего исследователя на выработку исследования.

Целостность системы осуществляется через связи. Связи существуют между элементами системы. Разновидности системных связей:

Связи строения (структурные);

Связи взаимодействия (кооперативные, корпоративные, конфликтные и др.);

Связи функционирования (обеспечивающие жизнедеятельность объекта);

Связи порождения (вызывающие к жизни);

Связи преобразования (реализуемые через объект или путем взаимодействия объектов);

Связи развития (модификация функциональных связей);

Связи управления (создаются на основе программы и выступают способом ее реализации). Энтропия – одна из важнейших системных характеристик – это количественная мера беспорядка в системе.

Возможности энтропии:

Характеризует соотношение дезорганизованное™ и организованности систем различной природы;

Предопределяет поведение людей в сложных искусственных системах, в экономике, политике, межнациональных отношениях и других реальных сложных системах.

Динамика энтропии:

При прогрессивном развитии социальной системы в ней быстрее уменьшается энтропия;

Если энтропия увеличивается, следовательно, в системе преобладают процессы разрушения, деструкции, движение в сторону неупорядоченности, неопределенности и хаоса, что может привести к разрушению и гибели данной системы.

ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т. е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой во времени и пространстве. Функционирование элементов системы направлено на достижение общей цели.

Основные этапы системного подхода в управлении: 1. Выделение объекта изучения из общей массы явлений и процессов, определение пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой. 2. Установление основных критериев целесообразного действия системы, а также основных ограничений и условий существования. 3. Определение вариантов структур и элементов, нахождение факторов, оказывающих влияние на систему. 4. Разработка модели системы. 5. Оптимизация работы системы по достижению цели. 6. Установление оптимальной схемы управления системой. 7. Определение надежной обратной связи по результатам функционирования, установление надежности функционирования системы.

Основные принципы системного подхода:

1) структурность – возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов; 2) целостность – характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов; 3) иерархичность – соподчиненность элементов.

Основные понятия системного подхода.

1. Цель – сохранение или достижение желаемого или требуемого состояния системы. 2. Элементы – части системы. 3. Связи элементов – взаимоотношения между элементами системы, выражающиеся в обмене энергией, информацией, веществом. 4. Структура – внутреннее строение системы, обусловленное устойчивыми связями между ее элементами. 5. Состояние системы – совокупность параметров, характеризующих систему в целом. 6. Функционирование – процесс перехода из одного состояния системы в другое или сохранение ее исходного состояния. 7. Организация – структурно-функциональное состояние системы. 8. Управляющее воздействие – целенаправленное воздействие на систему для коррекции ее состояния путем изменения входных параметров. 9. Результат – итоговое состояние системы, достигнутое под воздействием управления и функционирования системы.

Системы управления имеют структуру, характеризующуюся существованием двух каналов связей между субъектом управления и объектом управления: 1) канал прямой связи для передачи управляющего воздействия; 2) канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта.

Реализация процесса управления: процесс управления происходит на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды.

Окружающая среда – все, что не входит в состав системы, но влияет или может повлиять на нее.

Вход – цели, ресурсы.

Выход – результаты; в текущий момент – показатели, характеризующие состояние системы.

Обратная связь – мониторинг состояния системы для контроля над происходящими изменениями.

Границы системы – пределы воздействия управления.

  • 3.4. Основные принципы реализации подхода к управлению
  • 3.5. Современные научные подходы к менеджменту
  • 3.6. Выработка целей и стратегии развития организации
  • 3.6.1. Формирование и ранжирование целей организации
  • 3.6.2. Выработка стратегии деятельности организации
  • Глава 4. Методологические основы менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 4.1. Сущность менеджмента
  • 4.2. Экономический механизм менеджмента
  • 4.3. Содержание понятия «менеджмент»
  • 4.3.1. Менеджмент как наука и практика управления
  • 4.3.2. Менеджмент как организация управления фирмой
  • 4.3.3. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений
  • 4.4. Цели и задачи менеджмента
  • 4.5. Характерные черты и стадии менеджмента
  • Глава 5. Инфраструктура менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • Содержание инфраструктуры менеджмента организации
  • Содержание инфраструктуры менеджмента организации
  • 5.1. Исследование внутренней среды организации
  • 5.1.1. Общая характеристика внутренней среды организации
  • 5.1.2. Цели организации
  • 5.1.3. Структура организации
  • 5.1.4. Задачи организации
  • 5.1.5. Технология деятельности организации
  • Классификация технологий управления
  • 5.1.6. Люди как фактор внутренней среды организации
  • 5.2. Исследование внешней среды организации
  • 5.2.1. Необходимость учета внешней среды организации
  • 5.2.2. Общая характеристика внешней среды
  • 5.2.3. Характеристика среды прямого воздействия
  • 5.2.4. Характеристика среды косвенного воздействия
  • Глава 6. Социофакторы и этика менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 6.1. Этические нормы древности в учении Конфуция
  • 6.2. Исторические традиции этики менеджмента в России
  • 6.3. Современные этические нормы менеджмента в России
  • 6.4. Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте
  • Глава 7. Интеграционные процессы в менеджменте
  • Вопросы для контроля
  • 7.3. Характеристики интеграции менеджмента организации
  • 7.4. Макроэкономический анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте
  • Характеристика подходов к исследованию организации как процесса
  • 7.5. Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности обрабатывающих отраслей
  • 7.6. Мировые тенденции интеграционных процессов в менеджменте
  • Глава 8. Моделирование ситуаций и разработка решений
  • Вопросы для контроля
  • 8.1. Методология моделирования ситуаций и разработки управленческих решений
  • 8.2. Процесс принятия управленческих решений
  • 8.3. Методы принятия управленческих решений
  • 8.3.1. Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация
  • 8.3.2. Характеристика общенаучных методов обработки информации и принятия решений
  • 8.3.3. Характеристика традиционных способы обработки информации и принятия решений
  • 8.3.4. Характеристика способов принятия решений на основе детерминированного факторного анализа
  • 8.3.5. Характеристика способов принятия решений на основе стохастического факторного анализа
  • 8.3.6. Характеристика способов принятия решений на основе оптимизации показателей
  • X1  0, х2  0. (8.2)
  • 8.3.7. Характеристика способов принятия решений на основе анализа схем стратегического развития
  • 8.3.8. Характеристика методов принятия решений на основе способов, связанных с управлением персоналом
  • Глава 9. Природа и состав функций менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 9.1. Содержание функций управления
  • Взаимосвязь элементов и функций организации
  • 9.2. Изменение назначения основных функций управления
  • 9.3. Маркетинг как функция управления
  • 9.3.1. Содержание маркетинговой деятельности
  • 9.3.2. Маркетинг как специфическая функция управления
  • 9.3.3. Технология маркетинговой деятельности
  • 9.3.4. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения
  • Глава 10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 10.1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов
  • 10.2. Перспективное внутрифирменное планирование
  • 10.3. Основы эффективности и результативности планирования
  • 10.4. Основные принципы планирования
  • 10.5. Элементы функции «планирование» и ресурсные ограничения
  • Глава 11. Формы организации системы менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 11.1. Содержание функции организации
  • 11.2. Стадии жизненного цикла деятельности фирмы
  • Периоды жизненного цикла системы
  • 11.3. Порядок организации фирмы
  • 11.4. Классификация объектов исследования в менеджменте
  • Сравнительная характеристика индивидуалистических и корпоративных организаций
  • 11.5. Изменения в организационных структурах управления фирмами на современном этапе
  • 11.6. Важнейшие уровни аппарата управления
  • Важнейшие уровни аппарата управления в крупных фирмах
  • Глава 12. Мотивация деятельности в менеджменте
  • Вопросы для контроля
  • 12.1. Природа механизма мотивации деятельности человека
  • 12.2. Содержательные теории мотивации
  • 12.3. Мотивационные теории «поля»
  • 12.4. Процессуальные теории мотивации
  • Основные мотивационные теории «поля», описывающие звено «стимул  цель» в социально-психологической цепочке событий «побуждение  мотив  стимул  цель  действие»
  • Основные процессуальные теории мотивации, описывающие звено «стимул  цель» в социально-психологической цепочке событий «побуждение  мотив  стимул  цель  действие»
  • Глава 13. Регулирование и контроль в системе менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 13.1. Управленческий контроль: формы и средства реализации
  • 13.1.1. Функции и формы управленческого контроля
  • 13.1.2. Экономический анализ фирмы
  • 13.1.3. Методика анализа хозяйственной деятельности фирмы
  • 13.2. Финансовый менеджмент. Содержание, цели и функции
  • 13.3. Анализ финансовой отчетности предприятия
  • Глава 14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 14.1. Общая характеристика понятий «лидер» и «руководитель»
  • Сравнение функций, выполняемых неформальными лидерами и официальными руководителями в коллективах
  • 14.2. Сложившиеся воззрения на понятие «лидерство»
  • 14.3. Требования к человеку, стремящемуся стать лидером
  • Глава 15. Управление человеком и управление группой
  • Вопросы для контроля
  • 15.1. Понятие группы
  • 15.2. Причины объединения людей в группы
  • 15.3. Стадии развития группы
  • 15.4. Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы
  • 15.5. Возможности членов группы
  • 15.6. Структура группы и характеристика ее компонентов
  • Глава 16. Руководство: власть и партнерство
  • Вопросы для контроля
  • 16.1. Руководство, власть и личное влияние
  • 16.1.1. Власть и влияние лидера
  • 16.1.2. Влияние и власть
  • 16.1.3. Баланс власти
  • 16.1.4. Формы власти и влияния
  • 16.2. Влияние путем убеждения, партнерство
  • Сравнение различных методов влияния
  • 16.3. Стили деятельности руководителя
  • Глава 17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
  • Вопросы для контроля
  • 17.1. Основные требования, предъявляемые к менеджеру
  • 17.2. Уровни управления в организации
  • 17.3. Роли менеджера в организации
  • Характерные типы менеджеров
  • 17.4. Модели личности руководителя. Особенности личностных качеств руководителя
  • 17.5. Организаторские способности руководителя
  • 17.6. Имидж руководителя
  • Глава 18. Конфликтность в менеджменте
  • Вопросы для контроля
  • 18.1. Развитие представлений о конфликте и его роли в менеджменте
  • 18.2. Процесс возникновения и развития конфликта
  • Сетка Томаса  Килменна, позволяющая проанализировать конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения
  • 18.3. Переговоры как способ выхода из конфликтной ситуации
  • Глава 19. Факторы эффективности менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 19.1. Методика изучения фирм в менеджменте
  • 13. Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.
  • 14. Производственно-технические и другие хозяйственные связи.
  • 17. Связи фирмы с банками и органами власти, характер этих связей.
  • 19.2. Методология информатизации управленческой деятельности
  • 19.2.1. Связь информационных технологий и новых форм организации деятельности предприятий
  • 19.2.2. Информационные процессы в управлении
  • Операции информационных процессов
  • 19.2.3. Информационные потоки в управлении
  • 19.2.4. Принятие управленческих решений
  • 19.2.5. Методология основы создания ис и ит в управлении организацией
  • 19.2.6. Методология информационного обеспечения ит и ис в управлении организацией
  • 19.2.7. Методология технического и программного обеспечения ит и ис в управлении организацией
  • Информационные системы управления предприятием
  • Информационные системы, обслуживающие различные уровни управления в организации
  • 19.2.8. Развитие информационных технологий в системах управления
  • Проникновение информационных технологий на экономические рынки
  • Применение информационные технологии в деятельности государственных институциональных структур
  • Информационные технологии в жизни человека
  • 19.2.9. Защита информации в ис и ит управления
  • 19.3. Связующие (коммуникационные) процессы, обеспечивающие принятия управленческих решений
  • 19.3.1. Основные понятия коммуникации
  • 19.3.2. Элементы и этапы процесса коммуникации
  • 19.3.3. Коммуникационные сети
  • 19.3.4. Основные проблемы межличностных коммуникаций
  • 19.3.5. Организационные коммуникации
  • Глава 20. Природа управления и исторические тенденции его развития
  • Вопросы для контроля
  • 20.1. Природа управления и исторические тенденции его развития
  • История науки управлять
  • Глава 21. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 21.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
  • Сравнение старой и современной организации
  • Глава 22. Этапы и школы в истории менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 22.1. Этапы и школы в истории менеджмента
  • Характеристика уровней человеческих потребностей пирамиды человеческих потребностей а. Маслова
  • Глава 23. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский
  • Вопросы для контроля
  • 23.1. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский
  • Сравнение общих принципов промышленного управления
  • Глава 24. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента
  • Вопросы для контроля
  • 24.1. Системный подход
  • 24.2. Модель Хофстида
  • Степень проявления переменных культуры как национально-исторических факторов, влияющих на развитие менеджмента
  • Глава 25. Развитие управления в России
  • Вопросы для контроля
  • 25.1. История развития менеджмента в России
  • 25.2. Перспективы участия России в мировых макроэкономических процессах
  • Этап жизненного цикла создаваемой продукции
  • Глава 26. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное
  • Вопросы для контроля
  • 26.1. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное
  • Большие циклы экономической активности н. Д. Кондратьева
  • История создания единого информационного пространства
  • Глава 2. Закономерности управления различными системами

    Перед изучением данной темы внимательно прослушайте введение к теме. Затем изучите последовательно материалы параграфов темы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

    После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по теме. Затем проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания, ответив на вопросы для контроля, приведенные ниже.

    Вопросы для контроля

    1. На каких принципах базируются общие закономерности управления различными системами?

    2. Каковы сущность, задачи и закономерности управления различными системами?

    3. В чем заключается свойство неаддитивности систем управления?

    4. Что означает эмерджентность систем?

    5. Что характеризует синергичность систем?

    6. В чем заключается эффект мультипликативности системы?

    7. Чем определяется устойчивость работы системы?

    8. Чем характеризуется адаптивность системы?

    9. Что означает централизованность системы?

    10. Что означает обособленность управляемой системы?

    11. Что означает совместимость системы?

    12. В чем заключается свойство «обратных связей» системы?

    2.1. Основные принципы управления различными системами

    Управление  неотъемлемый элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Управление обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

    Управление различными системами имеет общие закономерности, базирующиеся на следующих основных принципах.

    Принцип новых задач. Системы управления должны обеспечивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически приемы управления, реализуемые в предыдущих периодах. На практике это приводит к необходимости решения многовариантных оптимизационных задач на базе экономико-математических моделей большого объема (масштаба). Конкретный состав подобных задач зависит от характера управляемого объекта. Например, для машиностроительных и приборостроительных предприятий обычно наиболее важными оказываются задачи оперативно-календарного и объемно-календарного планирования. Решающий эффект достигается в том случае, когда осуществляется точное согласование во времени всех сменных заданий как производственных, так и обеспечивающих (например, на материально-техническое снабжение и др.), определяются оптимальные объемы партий продукции и производится оптимизация загрузки оборудования. Аналогичные задачи возникают в строительстве. В ряде случаев на первый план выдвигаются задачи технической подготовки производства, управления проектно-конструкторскими работами. На транспорте важнейшее значение приобретают оптимизация маршрутов и расписаний движения, а также погрузочно-разгрузочных работ. В системах управления отраслью первостепенное значение имеют оптимальное планирование работы предприятий, точное согласование сроков взаимных поставок, а также проблемы перспективного развития отрасли и задачи прогнозирования.

    Принцип системного подхода. Проектирование систем управления должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования объекта (вместе с системой управления), анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Этот комплекс охватывает вопросы не только технического, но также экономического и организационного характера. Поэтому внедрение рациональных систем управления дает принципиально новые возможности для коренного усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.

    Принцип первого руководителя. Разработка требований к объекту управления, а также создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем соответствующего объекта (например, директором предприятия, начальником управления, руководителем департамента).

    Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны позволять относительно просто настраивать объект управления на решение задач, возникающих уже в процессе эксплуатации, в результате подключения новых участков управляемого объекта, расширения и модернизации технических средств объекта, его информационно-математического обеспечения и т. д. Система управления строится таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко менять не только отдельные алгоритмы, но и критерии, по которым ведется управление .

    Принцип единства информационной базы. В системе управления должна накапливаться (и постоянно обновляться) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления. При этом в основных массивах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Основные массивы образуют информационную модель объекта управления. Например, на уровне предприятий основные массивы должны содержать самую подробную информацию обо всех элементах производства: кадровые данные на всех работающих; сведения об основных фондах (земле, помещении, оборудовании со всеми характеристиками, необходимыми для принятия решений по их использованию, перераспределению и т. п.); данные о запасах, включая запасы на промежуточных складах и незавершенное производство; информацию о состоянии оборудования; нормативы (трудовые и материальные) и технологические маршруты (последовательности производственных операций, необходимых для изготовления деталей, узлов и готовых изделий); планы (включая заявки на материально-техническое снабжение); цены и расценки; сведения о текущем состоянии банковских счетов предприятия и др. Система обработки первичных документов, а также система автоматических датчиков должны быть организованы таким образом, чтобы данные о любом изменении, происходящем на предприятии, в минимально короткий срок вводились в базу данных, а затем периодически распределялись по основным массивам. При этом необходимо, чтобы сохранялось состояние готовности выдать любую информацию об объекте. В случае необходимости из основных массивов оперативно формируются производные массивы, ориентированные на те или иные производства, изделия или комплексы задач. Производные массивы в таком случае являются вторичными.

    Принцип комплексности задач и рабочих программ. Большинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач. Например, задачи материально-технического снабжения органически связаны со всем комплексом задач оперативно-календарного и объемно-календарного планирования ; задание на материально-техническое снабжение составляется исходя из задач планирования производства, а при срывах в снабжении (по срокам и по номенклатуре) возникает необходимость трансформации планов. Раздельное решение задач планирования и материально-технического снабжения может значительно снизить эффективность систем управления. Принцип комплексности задач и рабочих программ характерен практически для всех классов систем управления.

    Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы. Скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (системы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: заторов (перегрузок узлов системы) или больших простоев узлов, приводящих к неэффективному их использованию. Например, в машиностроительном производстве не имеет смысла увеличивать скорость выполнения операций механической обработки заготовок, если «узким местом» в системе является выполнение последующей технологической операции  сборки изделий.

    Принцип унификации. Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, рабочие программы и планы, необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, возможно, более широкому спектру задач организации. Необходимо в каждом случае определять разумную степень унификации , при которой стремление к широкому охвату систем управления не приведет к существенному усложнению типовых решений. Типизация решений способствует концентрации сил, что необходимо для создания комплексных систем управления.

    Труд, материальное производство в организации невозможны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. В силу необходимости управлению подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определенные требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма управления  стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие хаотично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок свободной конкуренции  основной регулятор экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений. Под влиянием современного производства и научно-технического прогресса в организациях широко распространены научные подходы к управлению.

    Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы управления, постепенно формируются специфические общественные институты  субъекты управления, т. е. система организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в условиях общественного развития.

    Сознательные факторы управления в ходе истории претерпели глубокие изменения  от управления посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до управления обществом на научной основе в современных условиях.

    Границы управления, его содержание, цели и принципы во многом зависят от характера деятельности управляемой системы.

    Управлять организацией научно  это значит познавать закономерности ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) ее развитие; своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия и использовать позитивные; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения сил и средств.

    Таким образом, научное управление организацией в условиях рынка есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие на систему управления в целом или на ее звенья, на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития системы и достижения поставленных целей.

    Основные принципы управления: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-экономических и правовых проблем; единство элементов хозяйственного механизма; сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием творческой инициативы; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях; принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления.

    Основные требования к работе аппарата управления организацией: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон, систематичность, организованность, поиск путей подготовки и совершенствования кадров.

    Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль их выполнения, подведение итогов и оценку результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами управляемой системы, а также данной системы с окружающей ее средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.

    В настоящее время значительно возросли возможности управления организацией в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс сотрудников, значительное развитие получила наука и технические средства управления, в особенности электронно-вычислительная техника, создаются автоматизированные системы управления (АСУ). Наряду с успехами в совершенствовании управления в то же время постоянно ощущается необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств управления. Задача научного управления организацией состоит в том, чтобы полнее использовать ее преимущества и возможности, обеспечить ее эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.

    Государственное управление  одна из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы; важнейшая часть социального управления. В государственном управлении участвуют в той или иной мере все органы государства, осуществляющие его внутренние и внешние функции, обеспечивающие защиту экономических, политических и социальных интересов господств, классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав), установление иерархии и соподчиненности определяются конституциями, законами и другими правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность), а также совершают властные действия, необходимые для поддержания общественного порядка и государственной дисциплины (распорядительная деятельность). Имеются государственные органы, основное назначение которых состоит в повседневном осуществлении государственного управления в общегосударственном масштабе или в определенном регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и других сферах. Деятельность таких чисто управленческих органов по своему содержанию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, которая в целом также может рассматриваться как государственное управление.

    Одним из важнейших направлений совершенствования государственного управления является последовательное расширение участия в нем населения.

    Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

    "