Армия кувейта. Вооруженные силы кувейта после окончания. Зрк, пзрк и зенитная артиллерия

Перманентно сложная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива, наращивание военной мощи Ираном, сохраняющаяся нестабильность в Ираке, наличие территориально-пограничных проблем с соседними государствами обусловливают повышенное внимание кувейтского руководства к вопросам обороны страны и повышения боевых возможностей национальных вооруженных сил.

Вооруженные силы Кувейта (15,5 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Помимо армии имеются Национальная гвардия (7,1 тыс. человек) и береговая охрана (500 человек). Резервный компонент насчитывает 23 тыс. человек. Статья 159 конституции эмирата гласит, что «только государство может создавать вооруженные силы и органы общественной безопасности в соответствии с законом».

Военный бюджет (в 2015 г. - 4,43 млрд долларов, 3,6% от ВВП) утверждается парламентом. В январе 2016г. парламент одобрил законопроект, по которому правительство получило полномочия ассигновать сумму, эквивалентную примерно 9,85 млрд долларов США на оборону из внебюджетных средств в течение 10 финансовых лет. Эти средства, в зависимости от финансовой ситуации страны, предполагается расходовать на закупку вооружения за рубежом, преимущественно истребителей, танков и средств ПВО. Данный шаг мотивирован правительством тем, что многие вооружения были приобретены более 20 лет назад, устарели, требуют замены и модернизации.

Верховным главнокомандующим ВС Кувейта является эмир. Имеется Совет национальной безопасности во главе с премьер-министром, который координирует действия всех госструктур в области безопасности и обороны, вырабатывает стратегию национальной безопасности. При главе правительства имеется Высший совет обороны. Практическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны (гражданское лицо, представитель правящей династии), которому подчинены начальник генштаба и командующие видами ВС.

Конституция страны запрещает вести захватнические войны. Доктрина обороны и безопасности Кувейта базируется на двух основных принципах: закупке высокоэффективного оружия и двусторонних соглашениях о безопасности и обороне с США и их союзниками по НАТО. Руководство эмирата считает, что в случае внешней агрессии защитить страну смогут только США. Задачей же национальных ВС является «продержаться 4-5 дней до прибытия помощи извне».

Сухопутные войска (11,0 тыс. чел.) имеют в боевом составе 7 бригад, в том числе 3 бронетанковые (полностью укомплектованы личным составом две), батальон «коммандос». На вооружении состоит 293 танка, в т. ч. 218 М1А2 «Абрамс», 106 155-мм самоходных гаубиц, 27 РСЗО «Смерч», 118 ПТРК, 12 ЗРК ближнего действия, ПЗРК «Стингер», другая техника. Планируется замена танков «Абрамс» на более новые их модификации. В ФРГ заказаны 12 машин радиационной и химической разведки «Фукс».

На вооружении ВВС (2500 человек) состоят 39 боевых самолетов F/A-18C/D «Хорнет», 36 учебно-боевых и учебных самолетов, 6 транспортных самолетов, 3 самолета-заправщика, 16 боевых (АН-64D «Апач») и 26 многоцелевых и транспортных вертолетов. Закуплено 3 американских тяжелых транспортных самолета С-17 «Глоубмастер» и 3 средних С-130J «Супер Геркулес». Планируется замена самолетов F/A-18С/D на более современные их модификации. С Италией подписан контракт на приобретение 28 многоцелевых истребителей «Еврофайтер» (поставка с 2019г.).

В состав ВВС входят подразделения ПВО. Их основу составляют закупленные в США ЗРК «Пэтриот» РАС-2/3 (5 батарей, 40 пусковых установок, до 290 ракет). Имеется также 5 батарей ЗРК «Усовершенствованный Хок». В 2014г. в США дополнительно закуплены две батареи «Пэтриот» РАС-3 (поставка с 2018г.). Дополнительно будут поставлены и 218 ЗУР для этого комплекса. Эмират участвует в создании совместной сети раннего радиолокационного предупреждения, как компонента объединенной командно-управляющей системы оборонительных сил ССАГПЗ. Кувейт является участником создаваемой американцами региональной системы ПРО в зоне Персидского залива.

Корабельный состав ВМС (2000 человек, главная военно-морская база Рас-эль-Калая) представлен 48 боевыми катерами (вместе с Береговой охраной), в том числе 10 ракетными, и судном снабжения. В интересах флота могут действовать 4 вертолета «Супер Пума», оснащенные противокорабельными ракетами «Экзосет», и истребители F/A-18. Намечено приобрести 3 минных тральщика и 2 судна снабжения.

Военное строительство в стране осуществляется на основе долгосрочных планов, разрабатываемых при участии американских военных специалистов. Совершенствуется система обязательной военной службы, проводятся изменения в организационно-штатной структуре частей и подразделений, личным составом осваиваются новые системы оружия и военной техники, продолжаются закупки современных вооружений за рубежом и модернизация техники, состоящей на вооружении. Большое внимание уделяется развитию и модернизации системы связи и разведки, совершенствованию оперативного оборудования территории страны: сооружаются военные городки, стационарные пункты управления, прокладываются новые линии связи, совершенствуются действующие военные объекты.

К слабым сторонам кувейтских вооруженных сил следует отнести значительный некомплект личного состава, в результате чего много техники, в том числе авиационной, простаивает. Ощущается нехватка полевой артиллерии и средств ПВО в сухопутных войсках, все еще недостаточно развита ремонтная база, сильной остается зависимость от иностранных технических специалистов. В стране отсутствует военная промышленность.

Кувейт остается одним из крупнейших импортеров продукции военного назначения в ближневосточном регионе. Так, в период с 2011 г. по 2015 г. эмират закупил вооружения и военной техники на сумму более 8,7 млрд долларов.

Ведущим военным партнером Кувейта остаются Соединенные Штаты. Американо-кувейтское сотрудничество включает в себя регулярные встречи военных руководителей двух стран, проведение совместных учений, доступ кораблям и самолетам ВС США на военные объекты страны, оказание содействия в подготовке кувейтских военных кадров, поставки вооружения и военной техники, помощь в создании и модернизации военных объектов Кувейта. Действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. В настоящее время на территории Кувейта размещено около 13 тыс. американских военнослужащих.

В последние годы расширились масштабы военных закупок во Франции и Италии. В частности, с Францией в 2015г. подписано пакетное соглашение на сумму 2,5 млрд евро на приобретение 24 вертолетов «Каракал» (начало поставок - 2019г.) и модернизацию ранее поставленных ракетных катеров.

Кувейт является членом, созданной в 2014г. международной коалиции во главе с США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), оказывая ей финансовую помощь и материально-техническое обеспечение. Участия в военных действиях против боевиков ИГ в Сирии и Ираке Кувейт не принимает. С 2015г. эмират участвует и в арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в войне против повстанцев-хоуситов в Йемене, направив в эту страну 4 истребителя F/А-18. В феврале 2016г. Кувейт и НАТО подписали соглашение об упрощении транзита войск и техники через территорию эмирата. В январе 2017г. в Кувейте открылся первый в арабских странах региональный центр НАТО. Эмират участвует в объединенных вооруженных силах стран-членов ССАГПЗ. ВС Кувейта принимают участие в совместных учениях армий аравийских монархий.

Министерство обороны Кувейта испытывает большие трудности в деле набора людей для службы в армии. Граждане эмирата неохотно идут на военную службу, сказывается и общая малочисленность населения. Офицерские кадры готовятся в военном и Объединенном командно-штабном колледжах, а также за рубежом - в США, Великобритании, Франции, Австралии, Германии, арабских странах.

Кувейтская армия не играет заметной роли в политической жизни эмирата. Высшие армейские офицеры не представляют самостоятельную группу в правящей элите Кувейта и не играют самостоятельной политической роли.

В целом малочисленные кувейтские ВС силы не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны, что обусловливает долгосрочную зависимость эмирата в вопросах национальной обороны от иностранной (американской) военной помощи. Как отмечают эксперты из США, армия Кувейта «способна действовать эффективно лишь как часть большого целого».

Кувейт традиционно играет ключевую роль в усилиях США по обеспечению американских интересов в регионе Персидского залива и шире - на Ближнем и Среднем Востоке. Кувейт занимает стратегически важное континентальное местоположение на подступах к Ираку, Ирану и Сирии и на протяжении последних 25 лет использовался американцами в качестве исходной точки для своих военных интервенций в регионе. Кувейт - это удобный военный плацдарм США.

Союзные отношения США и Кувейта в области обороны и безопасности определяет соглашение о военном сотрудничестве (DCA), подписанное 19 сентября 1991 года, т. е. через семь месяцев после изгнания американцами и их союзниками иракских войск из Кувейта. Срок действия соглашения первоначально обуславливался десятью годами, но по прошествии этого срока оно продлевалось и далее. Соглашение предусматривает взаимные консультации в случае военно-политического кризиса, совместные военные учения, оценку, консультации и обучение американцами вооруженных сил Кувейта, продажу американского оружия, размещение военной техники США и доступ к целому ряду объектов в Кувейте. В DCA включено отдельное соглашение о юридическом статусе, по которому американские военнослужащие на территории Кувейте подлежат действию законов США, а не Кувейта.

Кроме DCA, 1 апреля 2004 года Кувейт получил статус «крупного союзника, не являющегося членом НАТО», который, кроме Кувейта, в регионе имеет только Бахрейн . Означенный статус позволяет Кувейту иметь расширенное сотрудничество с США в области оборонных исследований. В декабре 2011 года НАТО обсудило с Кувейтом открытие в Брюсселе центра этого государства в рамках Стамбульской инициативы сотрудничества 2004 года.

По DCA силы США в Кувейте размещены на нескольких базах. Количество их после последней иракской войны уменьшилось. Сейчас - это Camp Arifjan с главным штабом сил США в Кувейте, учебный лагерь Camp Buehring в Удари в пустыне близ границы с Саудовской Аравией, авиабаза Али-аль-Салем; авиабаза Шейх Ахмад аль-Джабир и военно-морская база под названием Camp Patriot. В 2008 году Центральное командование США (ЦЕНТКОМ) создало в Кувейте «постоянную платформу» для «операций полного спектра» в 27 странах региона.

Военное сотрудничество США с Кувейтом началось во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Иранцы пробовали атаковать идущие в Персидском заливе танкеры с нефтью. Для их защиты США в 1987-1988 годах создали программу военно-морского конвоя для защиты кувейтского и вообще международного судоходства от иранских военно-морских атак. При этом сам Кувейт во время этой войны активно поддерживал финансово Ирак и предоставлял свои морские порты для внешних военных поставок в эту страну.

Следующим известным эпизодом военного сотрудничества США и Кувейта стала операция «Буря в пустыне» (16 января 1991 года - 28 февраля 1991 года) по изгнанию войск Ирака. Кувейт заплатил США $ 16,095 млрд для компенсации расходов США по освобождению Кувейта. После войны 1991 года на объектах в Кувейте были размещены примерно 4 тыс военнослужащих США для проведения «операций сдерживания» против Ирака. В поддержании запретной для полетов зоны в Ираке в 1992-2003 годах непосредственно участвовали 1000 военнослужащих ВВС США, дислоцированных на авиабазах в Кувейте. Кувейт предоставлял в год около $ 200 млн на покрытие расходов по этим военным операциям США против Ирака. В этот период в Кувейте на складах содержалась бронетехника, достаточная для оснащения двух бригад армии США.

В Кувейте также концентрировались американские войска для участия в операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. В 2003 году для операции «Иракская свобода» в Кувейте была развернута большая часть из 250-тысячных сил вторжения в Ирак. Сами кувейтские войска не вторгались в Ирак. Но для проведения этой операции Кувейт предоставил США $ 266 млн. Бронированная техника, использованная при вторжении в Ирак в 2003 году, после была выведена на склады в Кувейте.

В период 2003-2011 годов в Кувейте находились в среднем 25 тыс военнослужащих США, не считая тех, которые в это время находились в Ираке. Кувейт предоставлял в период 2003-2011 годов ежегодно около $ 210 млн. на помощь военнослужащим США в ротации между Кувейтом и воюющим Ираком. Все американские войска покинули Ирак до конца 2011 года. Выводились они опять же через Кувейт. В 2011 году Кувейт предоставил США на выведение войск из Ирака $ 350 млн. С 2011 года в Кувейте находится около 13 500 американских военнослужащих - это составляет примерно треть от развернутых войск США в регионе Персидского залива. В начале марта 2017 года президентская администрация Дональда Трампа рассматривала вопрос о направлении в Кувейт дополнительно еще одной тысячи американских военнослужащих под предлогом борьбы с террористическим «Исламским государством» (ИГИЛ).

11 сентября 2014 года на встрече США-ССАГПЗ в Саудовской Аравии Кувейт официально присоединился к возглавляемой США коалиции против ИГИЛ. В Кувейте под управлением США был развернут оперативный командный центр для управления военной операцией против ИГИЛ под названием «Непоколебимая решимость» (Operation Inherent Resolve - OIR). Кувейт предоставил свои военные объекты в распоряжение возглавляемой США коалиции, в том числе, разрешив Канаде и Италии размещать разведывательные и боевые самолеты на авиабазах в Кувейте В отличие от союзников по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ и Катара, Кувейт не участвует в воздушных ударах против ИГИЛ в Сирии. В феврале 2016 Кувейт обязался оказывать материально-техническую и разведывательную поддержку всем сухопутным войскам ССАГПЗ, направленным для оказания помощи возглавляемым США силам, ведущим борьбу с ИГИЛ.

Собственно, вооруженные силы Кувейта имеют численность 17 тыс человек. В США Кувейт квалифицирует в качестве «состоятельного» государства, способного самостоятельно без американской помощи финансировать приобретение оружия для своих вооруженных сил. Кувейт получает от США лишь небольшую помощь на обучение кувейтских офицеров в военных учебных заведениях США. Сам Кувейт тратит на программу обучения в США своих офицеров около $ 10 млн в год.

В военно-техническом сотрудничестве Кувейт поддерживает усилия США по созданию совместной для стран ССАГПЗ сети ПРО и участвует во всех военных учениях под командованием США в Персидском заливе, которые демонстрируют Ирану силу регионального военного альянса, возглавляемого США. США оказывают помощь Кувейту в создании более боеспособного военно-морского флота.

Текущее оплачиваемое Кувейтом военно-техническое сотрудничество связано в основном с поддержанием и модернизацией военной техники США, приобретенной в 1990-е годы. Ядром военной авиации Кувейта являются 40 боевых самолетов FA-18, купленных в 1992 году. В середине 2015 года Кувейт запросил продать ему еще 28 F-18 с возможной перспективой дополнительного приобретения еще 12 машин. Однако эта сделка задерживается. К новым крупным приобретениям Кувейта относится объявленная в июле 2012 года сделка по продаже 60 ракет Patriot PAC-3 и 20 пусковых установок Patriot Plus с оборудованием на $ 4,2 млрд. В феврале 2012 года администрация уведомила Конгресс о продаже Кувейту 80 ракет AIM-9X-2 Sidewinder на $ 105 млн. Ранее, в 2008 году, для оснащения своих ВВС Кувейт купил 120 ракет класса «воздух-воздух» AIM-120C-7 с оборудованием и сервисом на $ 178 млн. В июне 2014 года стало известно о заказе на строительство военного госпиталя в Кувейте силами инженерных войск США. Госпиталь обойдется в $ 1,7 млрд и может быть использован американцами для раненых на ближайших фронтах боевых действий.

Кувейт поддерживает усилия, предпринимаемые Саудовской Аравией в целях укрепления координации оборонной политики между странами ССАГПЗ. В декабре 2013 года на саммите ССАГПЗ было заявлено намерение о создании совместного военного командования стран Залива. Намерение подтверждалось на каждом новом ежегодном саммите ССАГПЗ, но до сих пор не было реализовано.

В региональной политике Кувейт внешне следует более умеренной линии, чем его коллеги по ССАГПЗ - Саудовская Аравия и Катар. Так, например, Кувейт участвовал в подавлении волнений шиитов в Бахрейне в 2011 году, но, в отличие от Саудовской Аравии и ОАЭ, послал туда не сухопутные войска и полицию, а только свои корабли.

Кувейт, в целом, поддерживает усилия США по сдерживанию Ирана и периодически устраивает у себя гонения на шиитских лидеров. Но в отличие от большинства своих союзников по ССАГПЗ, Кувейт поддерживает отношения с Ираном на самом высоком уровне. Отчасти подобное отношение унаследовано из периода противостояния с Ираком Саддама Хусейна . В июне 2014 года монарх Кувейта - амир Сабах посетил Иран и имел встречи с духовным лидером - аятоллой Али Хаменеи и президентом Хасаном Роухани . Поддерживая отношения с Ираном, Кувейт одновременно занимает солидарную позицию с другими государствами ССАГПЗ по ядерной программе Ирана. В январе 2016 года Кувейт из-за эпизода с казнью шиитского проповедника Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии и последовавших акций против саудовских дипмиссий в Тегеране временно приостановил (но не разорвал) дипломатические отношения с Ираном.

Более того, Кувейт установил политические связи с шиитским правительством в Ираке, чтобы выйти за рамки конфликтного наследия 1990-х годов и предотвратить любое насилие со стороны иракских шиитов в Кувейте, как это происходило в 1980-х годах. Шиитское меньшинство в Кувейте составляет примерно 30% против 70% суннитов. Межгосударственные споры по поводу ирако-кувейтской границы были в основном урегулированы. До 2014 года 5% нефтяных доходов Ирака были направлены на специальные счета для компенсаций жертвам иракского вторжения в Кувейт. Всего Ирак заплатил по этой статье $ 48 млрд.

В Сирии Кувейт не поддерживает антиасадовских повстанцев деньгами и оружием по официальным каналам. Однако американцы выражали озабоченность тем, что «частные доноры» в Кувейте выделяют большие суммы на содержание в Сирии местного филиала «Аль-Каиды» - так называемого «фронта Аль-Нусры» и ее отрядов. В 2012 году из-за солидарности с союзниками по ССАГПЗ Кувейт закрыл свое посольство в Дамаске. Однако в декабре 2014 года Кувейт разрешил Сирии вновь открыть его для оказания консульских услуг примерно 145 тыс сирийцев, живущих и работающих в Кувейте. Подавляющее большинство из них - беженцы.

Прямо не участвуя в конфликте в Сирии и Ираке, Кувейт сосредоточил свои усилия на оказании помощи его жертвам, выделив на эти цели в общей сложности более $ 1 млрд, в основном - девяти учреждениям ООН и Международному комитету Красного Креста.

Кувейт не внес каких-либо сил и других значимых ресурсов в операцию НАТО по свержению режима Муаммара Кадафи в Ливии в 2011 году. В отличие от ОАЭ и Катара, Кувейт никак не вмешивается и в тот вакуум власти в Ливии, который образовался после свержения Каддафи.

Руководство Кувейта, как и Саудовской Аравии и ОАЭ, рассматривает организации, связанные с «Братьями-мусульманами», в качестве потенциальной внутренней угрозы, поэтому по Египту Кувейт занимает в пику Катару близкую позицию с Саудовской Аравией и ОАЭ. Однако в период обострения отношений в группе ССАГПЗ по вопросу о «Братьях-мусульманах» Кувейт, в отличие от Саудовской Аравии, Бахрейна и ОАЭ, не отзывал своего посла из Катара. После свержения исламиста Мохаммеда Мурси Кувейт предоставил новому военному правительству Египта по меньшей мере $ 8 млрд помощи.

Что касается Йемена, то Кувейт своей авиацией и небольшими наземными силами с весны 2015 года принимает участие в возглавляемой Саудовской Аравией интервенции против повстанцев хуситов.

Оккупационная политика Ирака в Кувейте с опорой на «неграждан» - палестинских арабов на долгий период после вторжения испортила отношения Кувейта с тогдашним палестинским лидером Ясиром Арафатом и его Организацией освобождения Палестины (ООП). После деоккупации Кувейт выслал за свои пределы около 450 тыс палестинских рабочих, посчитав их нелояльными. По этой причине Кувейт с середины 1990-х годов поддерживал отношения и оказывал финансовую поддержку главному конкуренту ООП - ХАМАСу. В целом, Кувейт придерживается позиции по палестино-израильскому урегулированию в духе «два государства и палестинская столица в Восточном Иерусалиме». Но сам Кувейт, как правило, воздерживается от каких-либо собственных предложений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.

Во внутренней политике амир Кувейта дальше своих «коллег» по группе ССАГПЗ продвинулся по пути парламентаризма. Кувейт движется в направлении конституционной монархии, а Национальная ассамблея Кувейта обладает более широкими полномочиями, чем любой другой квази-парламентский орган в странах ССАГПЗ. Однако либеральная модель в реалиях Кувейта явно не срабатывает, поскольку свободное представительство в Национальном собрании Кувейта стало определяться не по партийному, а по конфессиональному принципу и другим признакам. В Национальном собрании представлены: связанные с салафитскими группами и «братьями мусульманами» исламисты-сунниты, исламисты-шииты, т. н. «трайбалисты», связанные с кочевыми племенами, представители молодежи и женщин, наконец, местные либералы-западники. В итоге в Национальной ассамблее де-факто представлены: сунниты-оппозиционеры, «братья-мусульмане», салафиты, шииты и независимые депутаты сунниты. На этом фоне в период с 2006 по 2013 год определилась парламентская оппозиция политическому режиму господства правящей семьи Сабах. В 2011-2013 годах недовольство вылилось в общественные волнения. Внутренне Кувейт явно нестабилен из-за продвигаемой модернизационной модели, которая входит в противоречие с суннито-шиитскими распрями.

В своем отчете за 2016 год госдепартамент определил следующие проблемы с правами человека в Кувейте: ограничение возможностей граждан поменять свое правительство; ограничения свободы слова и собраний, отсутствие законов, защищающих права трудящихся, насилие сил безопасности и подавление критиков режима, т. е. достаточно стандартный набор претензий для стран ССАГПЗ.

В феврале 2004 года Соединенные Штаты и Кувейт подписали Рамочное соглашение по торговле и инвестициям (TIFA), которое часто рассматривают как подготовку к соглашению о свободной торговле с США. Экономической основой отношений США и Кувейта являются нефтяные богатства последнего - это 102 млрд баррелей нефти или 6% мировых доказанных запасов. В день Кувейт добывает около 3 млн баррелей сырой нефти. По соглашению в рамках ОПЕК от ноября 2016 года, Кувейт согласился сократить свою добычу на 130 тыс баррелей в день.

Последнее десятилетие США последовательно сокращают импорт нефти из Кувейта. В 2015 году США импортировали в среднем в день около 200 тыс баррелей кувейтской сырой нефти, что меньше на треть уровня импорта 2012-2014 годов. Сокращение нефтяных цен в 2014 году сказались на сокращении взаимного товарооборота. Общий объем экспорта США в Кувейт в 2015 году составил около $ 2,75 млрд, что ниже экспорта в 2014 году, который составил $ 3,6 млрд. Общий объем импорта США из Кувейта в 2015 году составил около $ 4,68 млрд, что более, чем в два раза меньше, чем импорт в 2014 году в размере $ 11,4 млрд. Американский экспорт в Кувейт в основном состоит из автомобилей, промышленного оборудования и продуктов питания.

Продажа нефти и других углеводородов по-прежнему дает около 90% государственных доходов от экспорта и около 60% валового внутреннего продукта (ВВП) Кувейта. На момент кризиса нефтяных цен бюджет Кувейта ориентировался на цену в $ 75 за баррель. В итоге в 2015/2016 финансовом году Кувейт имел бюджетный дефицит около $ 15 млрд. Это первый дефицит подобного рода в истории Кувейта. На бюджетный год 2016/2017 год ожидают дефицит в $ 40 млрд.

Несмотря на то, что Кувейт обладает крупным суверенным фондом благосостояния - почти в $ 600 млрд, он особо не расходует его, но вынужденно сокращает капиталовложения в инфраструктуру, уменьшает заработную плату в государственном секторе и урезает субсидии. В 2013 году система благоприятных гражданам субсидий стоила бюджету Кувейту $ 17,7 млрд. На 2017 год в Кувейте планируют введение НДС. Кроме того, среди стран Персидского залива Кувейт имеет самый развитый финансовый сектор, который в значительной мере компенсирует текущие потери из-за ситуации на рынке энергоносителей. Еще до начала кризиса кувейтские инвестиционные фонды начали активную деятельность на внешних рынках, в том числе, в значительной степени - в США.

Ближневосточная редакция

18 июля 1990 года Ирак официально обвинил Кувейт в присваивании нефти из иракского месторождения Румейла, находящегося рядом с кувейтской границей – утверждалось, что кувейтцы ведут незаконную добычу с 1980 года. В качестве компенсации Хусейн потребовал от эмира 2,4 млрд долларов, а также списания долга в 10 млрд долларов. Кроме того иракский диктатор обвинил его в активном участии в международном антииракском заговоре.

31 июля в городе Джидде (Саудовская Аравия) начались иракско-кувейтские переговоры, которые продлились всего один день, так как Джабер ас-Сабах отверг все требования Хусейна.2 августа иракская армия перешла иракско-кувейтскую границу и заняла территорию Кувейта. Операция иракского спецназа по захвату эмира провалилась, так как многие вертолеты, с которых десантировались коммандос, были сбиты кувейтскими ПВО. При этом много спецназовцев погибло, ас-Сабах успел сбежать в соседнюю Саудовскую Аравию, а его брат погиб при защите дворца.

Самолет британского производства Хокер Сиддли «Хок» ВВС Кувейта, сожженный на аэродроме

Операция «Щит пустыни»

46 августа президент США Джордж Буш выяснил отношение к данной ситуации руководителей стран-союзников, проведя с ними ряд встреч и телефонных переговоров.

7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать подразделения армии США и других стран Многонациональных Сил (далее – МНС), призванные пресечь попытки Ирака нарушить границу этой страны – эта бескровная операция получила название «Щит пустыни». На первом этапе операции в Саудовскую Аравию действительно перебрасывались войска для ее защиты, но последующие действия союзников были больше похожи на концентрацию сил, готовившихся атаковать иракскую армию в Кувейте.


Многочисленные F-15E «Игл» ВВС США, переброшенные в Саудовскую Аравию для проведения операции «Щит пустыни»

8 августа Ирак официально объявил Кувейт 19-й областью страны, но правящая династия эмирата учредила в Саудовской Аравии правительство в изгнании. Вслед за ней, справедливо опасаясь насилия, эмигрировали десятки тысяч кувейтцев.

Операция «Вольный ветер»

Для переброски на границу с Кувейтом тысяч танков, бронемашин, солдат и снаряжения армия США мобилизовала 90% своей военно-транспортной авиации, а также 180 гражданских самолетов – как грузовых, так и пассажирских. Всего было перевезено около 240 тыс. тонн грузов и порядка 246 тыс. человек.


Загрузка французского транспортного самолета Аэроспасьяль SA 330 «Пума» во время операции «Вольный ветер»

29 ноября 1990 года Совет Безопасности ООН принял «Резолюцию 678», предоставлявшую сформировавшейся к тому времени коалиции МНС право на проведение военной операции по освобождению Кувейта в случае, если до 15 января 1991 года Ирак не выполнит условия резолюции и не выведет свои войска с территории эмирата.

Операция «Буря в пустыне»

15 января срок ультиматума истек, но Саддам Хусейн так и не выполнил выдвинутых перед ним условий. К этому моменту силы МНС сконцентрировали против Ирака до 600 тыс. солдат и обслуживающего персонала, более 4 тыс. танков, около 2 тыс. боевых самолетов (базировавшихся как на авиационных базах, так и на шести авианосцах), а также более 3,7 тыс. единиц артиллерии и минометов. В Персидский залив вошло около ста кораблей 6-го Средиземноморского и 7-го Тихоокеанского флотов США, среди которых были и два линкора («Миссури» и «Висконсин»), несшие на борту крылатые ракеты «Томагавк».


Авианесущая боевая группа кораблей 7-го Тихоокеанского флота США, возглавляемая линкором «Миссури» и авианосцем «Рейнджер» (CV-61)

Ирак мог противопоставить этим силам до 900 тыс. солдат, более 5 тыс. танков, свыше 700 самолетов, около 8 тыс. орудий и минометов. В частности, в Кувейте и на юге Ирака базировалось около полумиллиона человек (примерно 40 дивизий), около 4 тыс. танков и свыше 5 тыс. орудий и минометов.

17 января в полночь по Гринвичу корабли ВМС США обстреляли (в том числе и крылатыми ракетами «Томагавк») объекты системы ПВО Ирака, а также столицу страны Багдад и второй по величине город – Басру. Вслед за обстрелом были нанесены удары с воздуха, в которых участвовало до 1000 самолетов, базировавшихся на наземных военно-воздушных базах и авианосцах.

Бомбардировки и обстрел кораблями (включая 406-мм орудия главного калибра линкоров) продолжались непрерывно в течение нескольких недель, а авиация МНС совершала до 2500 боевых вылетов ежедневно. Основными целями ударов были иракские военные подразделения, объекты ПВО, аэродромы и мосты через реки Тигр и Евфрат (по ним шло снабжение Кувейтской группировки иракских войск).


Американские палубные всепогодные штурмовики Грумман А-6 «Интрудер» на палубе авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (CV-67). За 43 дня войны авиакрыло «Кеннеди» выполнило 2574 боевых вылета, обрушив на противника 1600 тонн бомб


Иракская зенитная самоходная установка советского производства ЗСУ-23-4 «Шилка», уничтоженная бомбардировкой


Для снижения потерь бронетехники иракские войска создавали муляжи танков из брошенных автомобилей

В ответ Ирак начал обстрел территории Саудовской Аравии и совершенно непричастного к этой войне Израиля баллистическими ракетами «Скад» советского производства.


Иракская баллистическая ракета ближнего радиуса действия «Эль-Хусейн», сбитая ракетой американского зенитного ракетного комплекса MIM-104 «Пэтриот» над территорией Саудовской Аравии. Тем не менее боеголовка этой ракеты попала в школу в Эр-Рияде, в результате чего погиб школьный сторож. «Эль-Хусейн» был создан на базе советской ракеты Р-17 комплекса 9К72 «Эльбрус» (американское обозначение – SS-1c Scud B)


Жительница города Рамат-Ган (Израиль) возле своего дома, разрушенного иракской ракетой

30 января две иракские бригады пытались осуществить прорыв в направлении на Рас-эль-Хафуши, но были отброшены частями американской морской пехоты.


Трассе, соединяющей Ирак с Кувейтом, западные журналисты дали название «Шоссе смерти»

Операция «Сабля пустыни»

24 февраля в час ночи американский линкор «Миссури» начал обстрел побережья Кувейта, имитируя артподготовку перед высадкой морского десанта.


БМП и солдаты 7-й моторизованной бригады армии США, расположенной в Кувейте, готовятся к наступлению в составе 1-й группы экспедиционных сил морской пехоты. В состав бригады входили два танка FV4030/4 «Челленджер», БМП, 155-мм САУ AS90 и инженерные подразделения

В 4 часа утра по местному времени началась наземная операция союзных войск, главной целью которой было уничтожение Кувейтской группировки противника и принуждение Ирака к миру. Наступление развивалось сразу с трех направлений в районе городов Эль-Кувейт, Басра и Насирия.


Горящие нефтяные поля. Ирак пытался шантажировать мировое сообщество угрозой экологической катастрофы. Помимо поджога месторождений практиковался и слив нефти в воды Персидского залива, что в комплексе привело к масштабной экологической катастрофе


Источник – military.wikia.com


Иракская БМП бразильского производства Энжеса EE-9 «Каскавель», подбитая на границе Ирака с Саудовской Аравией

27 февраля территория Кувейта была полностью очищена от войск Хусейна, после чего началось планомерное уничтожение окруженной иракской группировки в районе иракских городов Басра и Насирия. 28 февраля в 8:00 сопротивление иракской армии прекратилось, о чем было объявлено по иракскому радио.


Штурмовик ВВС США Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II. Неофициальное название, распространенное среди американских пилотов – Warthog (в пер. с англ. – «бородавочник»). Успешно показали себя во время Войны в Заливе, после чего вопрос об их снятии с вооружения был закрыт


У американцев не все проходило так безоблачно, как они пытались представить. В частности, американское командование не желало признавать потерь своих танков «Абрамс», но позднее признало утрату девяти машин. По данным советских военных советников потерь было значительно больше. На фото – последствия пожара на складе базы «Кемп-Доха»
Источник –

Кувейт – типичная нефтяная монархия с огромными финансовыми средствами. Значительная часть доходов вкладывается в военное строительство. И как раз на Кувейте – во время иракской агрессии 1990 года – было впервые проверено качество этого строительства.


ВС Кувейта представляли собой отнюдь не пренебрежимо малую величину, однако почти не оказали сопротивления иракскому вторжению. Не только вся техника сухопутных войск, но и половина боевых самолетов ВВС и шесть из восьми ракетных катеров ВМС Кувейта были захвачены иракцами в полностью боеспособном состоянии. Из 16 тысяч человек личного состава ВС Кувейта было убито не более двухсот, около шестисот попали в плен, остальные 95 процентов просто бежали. После освобождения в 1991 году Кувейт стал единственной из монархий Персидского залива, чьи ВС комплектовались по призыву. Возвращение к профессиональной армии произошло в 2003-м после полного разгрома и оккупации Ирака американскими войсками, однако в 2015-м призыв сроком на год был вновь восстановлен в связи с резким обострением ситуации в регионе.

В 1991-м Кувейту вернули лишь часть техники, захваченной иракцами. Остальная приобреталась уже после войны как в западных странах, так и в России, Китае, Бразилии.

Сухопутные войска включают десять бригад – две бронетанковые (15-я «Мубарак», 35-я «Аль-Шахид»), три механизированные (6-я «Аль-Тахрир», 26-я «Аль-Сур», 94-я «Аль-Ярмук»), коммандос (25-я), артиллерийскую, инженерную, гвардии эмира, военной полиции. Кроме собственно сухопутных войск, имеется Национальная гвардия, эквивалентная дивизии.

В танковом парке 218 американских М1А2 «Абрамс» и 75 югославских М-84 (модификация Т-72). Имеется 11 немецких БРМ TPz-1 «Фукс», 40 французских бронеавтомобилей VBL (в Национальной гвардии) и 40 «Шерпа». БМП – более 550: 254 английских «Уорриор», от 46 до 76 советских БМП-2, 245 российских БМП-3. БТР – до 80 американских М113А2, от 40 до 110 египетских БТР «Фахд», 15 немецких ТМ-170, а также 80 австрийских БТР «Пандур», 22 английских БТР «Шорланд», 8 немецких «Кондор» и 20 американских «Дезерт Хамелеон» в Национальной гвардии. На вооружении состоит 51 китайская САУ PLZ45, по 18 французских САУ GCT AU-F-1 и Мk F3. Основу огневой мощи артиллерии составляют 27 российских РСЗО «Смерч». Имеется 118 американских ПТРК «Тоу», из них 74 самоходных (8 на М113, 66 на «Хаммере»). Войсковая ПВО включает 12 итальянских ЗРК «Аспид», 48 английских ПЗРК «Старберст», 12 швейцарских зенитных орудий GDF.

Кувейтские танкисты регулярно участвуют в соревнованиях в Алабине.

В ВВС Кувейта 34 истребителя F/A-18 «Хорнет» (27 C, 7 D), по 3 американских заправщика КС-130J и транспортника L-100-30, 2 С-17А, 24 учебных самолета (9 английских «Хок» Mk64, 15 бразильских EMB-312).

Вертолеты – по большей части французские и американские: 31 боевой (16 AH-64D «Апач», 15 SA342 «Газель»), 16 транспортных (5 AS332, 8 SA330, 3 S-92), 4 полицейских (2 AS365, 2 европейских ЕС-135). Наземная ПВО включает 7 батарей (56 ПУ) американской ЗРС «Пэтриот» (в том числе 5 батарей наиболее современной модификации РАС-3), 4 батареи (24 ПУ) ЗРК «Усовершенствованный Хок».

ВМС имеют в составе 10 ракетных катеров – два уцелевших после иракской агрессии (1 немецкий TNC-45, 1 шведский FPB-57) и 8 французских Р-37, приобретенных в 90-е. Плюс 96 патрульных и 4 десантных катера.

На территории страны остается 23-тысячный контингент войск США. В его составе 16 ПУ ЗРС «Пэтриот» (две батареи), одна тяжелая бригада сухопутных войск, тыловые и транспортные подразделения. Именно эти войска и обеспечивают безопасность страны, поскольку формальное восстановление ВС Кувейта вряд ли сделало их по-настоящему боеспособными.

Освобождению Кувейта от иракской оккупации в 1991 году очень способствовала позиция СССР, который отказался от поддержки Багдада, считавшегося до этого важнейшим стратегическим союзником Москвы. Это не помешало Кувейту поддерживать радикальных исламистов в России во время обеих чеченских войн. А в начале нынешних событий на Ближнем Востоке он выступал сторонником «генеральной линии» аравийских монархий на свержение республиканских режимов. Однако когда «что-то пошло не так», Кувейт по-тихому самоустранился от происходящего, и сейчас его можно считать нейтральной страной. Он официально предложил себя на роль посредника в конфликте между Саудовской Аравией и ОАЭ – с одной стороны и Катаром – с другой. Особым успехом посредничество не увенчалось, но в любом случае руководство эмирата не видит смысла участвовать в геополитических авантюрах коллег-монархов. А кувейтские танкисты регулярно участвуют в соревнованиях по танковому биатлону в Алабине, стабильно занимая последние места и иногда даже утыкаясь пушкой в землю.