Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами. Занятие в старшей группе «Сказочная Гжель

Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.


Цель. Знакомство с традиционным русским художе­ственным промыслом — «Гжельская керамика» и освое­ние простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).

Организация занятия.

Это вводное занятие, на ко­тором дети получают самое общее представление о дан­ном виде народного промысла, его истории и этапах раз­вития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, пока­зать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, вос­пользоваться материалами из ов, слайдов, плака­тов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.

Выполнение задания.

Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки си­него цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради - учатся проводить пря­мые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).

Цель. Освоение простого гжельского орнамента-се­точки.

Организация занятия.

Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользу­ются каждый день. Затем дети внимательно рассматрива­ют узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.

Выполнение задания.

Дети должны, уловив законо­мерность расположения орнамента, закончить оформле­ние блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кис­тью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя паль­цами перпендикулярно поверхности листа. Лист () можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находи­лась в естественном и удобном положении.

Цель. Освоение традиционных гжельских орнамен­тов и бордюров.

Организация занятия.

Дети внимательно рассмат­ривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в на­родном искусстве.

Выполнение задания.

Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все эле­менты орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Цель. Освоение традиционных форм гжельской рос­писи в полосе.

Организация занятия.

Практическое занятие предва­ряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжель­ской художественной майолики.

Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки лю­дей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как мас­ленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнамен­ты, какими часто украшали посуду.

Выполнение задания.

Это упражнение на импрови­зацию - детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навы­ки и приведенные примеры.

Цель. Знакомство с традиционным элементом гжель­ской росписи - «капелькой».

Организация занятия.

Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе мно­гих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Ка­пелькой» изображают листочки, веточки и лепестки мно­гих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» распо­ложенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Выполнение задания.

Дети рисуют в тетради по об­разцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведе­ния мазка необходим определенный навык, который по­явится в процессе работы над ом.

Цель. Освоение простейших видов растительных ор­наментов.

Организация занятия.

Дети знакомятся с варианта­ми построения простых орнаментов в розетке с использо­ванием мазков «капелька».

Выполнение задания.

Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех приме­ров для подражания, или придумывают свой узор.

Цель. Знакомство с традиционной техникой гжель­ского мазка - мазок с тенью.

Организация занятия.

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определен­ных навыков. Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для полу­чения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к се­редине меньше.

Выполнение задания.

Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми за­кругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть акку­ратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным дви­жением руки наносится соответствующая линия.

Цель. Освоение техники гжельского письма - мазок с тенями.

Организация занятия.

Очень часто гжельские мас­тера использовали посуду для того, чтобы писать настоя­щие картины на излюбленные темы. А любили они изоб­ражать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого тру­да найти на изделиях мастеров самые разные здания, мос­ты, дворцы, избы, храмы.

Выполнение задания.

В данном случае художник на­рисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.

Цель. Освоение мазковой техники гжельской роспи­си. Традиционное изображение цветка.

Организация занятия.

Синяя роза - один из глав­ных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рас­сматривают изображения различных типов цветов в изде­лиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому - «агашка».

Выполнение задания.

Для мазковой росписи исполь­зуется кисть среднего размера (№6-№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать так, чтобы удобно было на­носить мазки.


Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи - цветка.

Выполнение задания.

Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с ис­пользованием традиционной техники, изученной на пре­дыдущем занятии.

Цель. Знакомство с традиционной техникой декора­тивного изображения гжельских птиц.

Организация занятия.

Птица- один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Выполнение задания.

Дети берут чистый лист бума­ги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.

Цель. Освоение главного мотива гжельского народ­ного промысла - птицы.

Организация занятия.

«Синяя птица» - птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в рус­ской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Выполнение задания.

Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или ба­бушке.

Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.

Организация занятия.

На этом занятии применяют­ся все ранее полученные навыки и знания. Детям предла­гается самостоятельно расписать кумган. Кумган - это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.

Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель.

Задачи:

1. Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.

2. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудование.

3. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.

Цели:

1 .Взаимопомощь воспитателя детям в составлении узора по мотивам гжельской росписи.

2. Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

5 .Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.

Оборудование:

  1. Для детей:
  1. силуэты посуды из бумаги
  2. гуашь: синяя, белая
  3. кисти
  4. палитра
  5. ватные палочки
  6. баночки для воды
  7. салфетки
  1. Для воспитателя:

Предметы, декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, альбом «Гжель», презентации «Гжель».

Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», приветствие «Данилы Мастера»

  1. Организационный момент.
  2. Проверка готовности к занятию.
  3. Теоретическая часть.
  4. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций.
  5. Объяснение последовательности росписи.
  6. Практическая часть.
  7. Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания..
  8. Заключительная часть. Подведение итогов.

Сказочная гжель

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно, нет, только бы роспись пострадала. А из металла? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот - одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: « Собери - посуду».

Теоретическая часть :

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Приветствие «Данилы мастер»:-

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Пожалуй, самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Используются завитки, дуги, сеточки, поло сочки, травинки, точки (работа с кистью, ватными палочки).

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Практическая часть:

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Использованная литература :

1. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в МБДОУ: сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. - сост. А. Н. Чусовская. - М.: АРКТИ,2011.

2. Белопеевская Г. В. Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством./ из журнала Творчество в детском саду.№2/2010

3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий./ Сост. Штейле Н.Ф. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 2006.

5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

6. Дорошин Ю. Г. Сказочная гжель. - М. «Мозаика-Синтез». - 2000.


Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: р азвивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Ход НОД:

1. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край - Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

2. Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

3. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль - это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками , вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.



Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор - гжельская роза.


Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?


(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

4. Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти - получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.


6. Работа детей у доски. (двое - трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

7. П рактическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.





8. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет - синий. Ребята какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!


Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?
Из чего бывает сделана посуда?
Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
Эта уж точно осталась бы цела.
А пластиковая посуда?
А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.


В работе могут быть использованы различные методы и приемы, педагогу не сложно подобрать наглядный материал: посуду, альбомы, иллюстрации, фотографии, диапозитивы, плакаты, открытки, но показать правильно технику рисования и приемов кистевого письма мастеров удается не каждому. Сегодня попробуем вспомнить и освоить азбуку кистевой росписи на примере хохломской, гжельской и жостовской росписи. Будем учиться рисовать цветы – самый красивый, распространенный и сложный элемент узора.



Секреты мастеров Прежде чем приступить к рисованию цветка, поупражняемся писать мазки. Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи мастера используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые 1, 2,3 – в хохломской росписи, 2, 3 и 6 – в гжели и жостово. Кончик ворса кисточки должен быть очень тоненьким. В начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.



Азбука кистевых мазков Плоский мазок (кисть 6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны - получается первый не сложный элемент «сердечко». Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».


Мазок «зигзаг» начинаем с кончика кисти, поворачиваем кисть в одну сторону, нажимаем на ее до середины и поворачиваем в другую сторону, заканчиваем мазок концом кисти. Попробуем нарисовать элемент «стебелек» - два мазка «зигзага» вместе. Мазок «в плоскости» - двухцветный мазок, на кисть с одной стороны набираем цветную краску, лишнее убираем и на другую сторону берем белила. Кладем мазок, так чтобы на листе получились сразу два цвета. Упражняемся рисовать мазки «плоский, капелька, запятая и зигзаг». Попробуем выполнить элемент «листочка». Для этого на кисть берем два цвета желтый и зеленый и рисуем две «запятые», так чтобы в центре листика был один цвет краски.


Секреты гжельской росписи Мазок «полутень». Набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получиться мазок, который с одной стороны темный, а с другой – светлее. Бордюры. Орнамент широкий и используют элементы точки, штрихи, дуги.



Рисуем цветы по мотивам гжельской росписи Материалы. Используем акварель краску кобальт, кисть 1, 3, 6, белая бумага и лист бумаги для упражнений. Бутон. Приступаем рисовать верхнюю нераскрывшуюся часть розы «бутон» – рисуем два мазка «запятая» похожие на «чашечку». И по два лепестка от бутона таким же способом сверху вниз. Поворачиваем кисть вниз налево и направо, рисуем прямые короткие мазки «капельки» – еще два лепестка бутона. Начинаем с кончика кисти и заканчиваем основанием. Затем берем кисть 3 и сверху бутона прокладываем еще такие же мазки, получаем тень. Кистью 1 дорисовываем внутри бутона элемент «сеточка» - с наклоном штрихи, в одну и другую сторону и украшаем сверху «усиком». Рисуем тоненький стебелек и листики «капельки».



Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.







Секреты жостовской росписи Двойной мазок. Особенность двойного мазка – цвет и оттенок, например белый и красный, белый и синий, зеленый и желтый. Опустить кисть в красную краску, снять лишнюю, а потом на кончик набрать белой и нарисовать и нарисовать мазок. Этапы работы. На черном фоне рисуют сначала пятна цветов и листьев, их силуэт называется «подмалевок», потом «тенежка» - рисуют самые темные цвета – тени, сверху накладывают яркие цвета – это «прокладка». А потом «бликовка» - блики, оживки, цветы становятся как настоящие. Последними наносят белые штрихи - называется «чертежка» и рисуются стебельки, усики – «привязка». Последний этап. Рисуют кайму - украшают тонким узором, по краю желтым цветом – золотым.



Рисуем цветы по мотивам жостовской росписи Материалы. Гуашь, кисть 6, 1. палитра, бумага черного цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Используем прием «двойного мазка». На кисть берем цветную краску, лишнюю убираем, а на кончик – белую. Первый рисуем вертикальный мазок «запятая», второй – «зигзаг» рядом и заходим на «запятую». Закрываем бутон длинными листочка, мазками «зигзагами» - слева, справа, спереди и сзади (цвет мазка зелено-желтый). Очерчиваем мазком «запятая» основание бутона. Дорисовываем тонкий стебелек с шипами кистью 1. Рисуем кистью 3 листья – два вместе мазка «запятая». Наносим «бликовку» и «чертежку».



Цветок. Рисуем всей кистью круг, крутим кистью на одном месте. Переходим к нижним лепесткам цветка. Первый лепесток вертикальный похожий на элемент «сердечко». Вторые слева и справа под кругом. Третьи – длиннее и наклоняются вниз. Приступаем к верхним лепесткам. Обводим круг двумя мазками «запятыми», посередине круга рисуем «капельку» и рядом с ней два мазка «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Листья. Первые большие, крупные от 1 до 3. Прорисовываем концом кисти контур «сердечко». Двойным мазком далее прорисовываем прожилки листка – сверху вниз от середины листочка наносим друг к другу мазки «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Дополнительно украшаем травкой – «привязка». Травка. На тонкий длинный стебелек наносят мазки «зигзаги» параллельно и по убыванию. Дополняют «чертежку».







Секреты хохломы Хохломская роспись делиться на три основных вида: «верховая» или «травная», «под фон» и «кудрина». Особенность хохломской росписи - завиток, от которого завиваются все элементы и используют четыре краски: красную, черную, желтую, зеленую. Обучение кистевой росписи начинается с выполнения элементов «травки» на листе бумаги – осочки, капли, завитки, усики, кустики. Отличительная особенность мазков в том, что они начинаются и заканчиваются концом кисти, а движения всегда закругленные. Узор «травка». «Осочки» и «усики» рисуют концом кисти, «травинки» и «завитки» - нажимая на середину ворса кисти, начинают и заканчивают кончиком кисти. «Кустик» можно начинать рисовать снизу вверх или сверху вниз.



Рисуем цветы по мотивам хохломской росписи Материалы. Гуашь, кисти 1,3 бумага желтого цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Рисуем, друг против друга, два мазка «травки», чтобы получился элемент «сердечко», начинаем с кончика кисточки и заканчиваем отрывистым движением руки. Слева и справа рисуем лепестки, похожие на элемент «стебелек» - удвоенный мазок «запятая», начинаем всегда с кончика кисти. Внизу ставим точку «ножкой» кисти. Украшаем черными «капельками».



Цветок. Рисуем вертикальный мазок «капелька». С одной стороны удвоенный мазок «запятая», который длиннее «капельки» и ее огибает. С другой стороны «капельки» такой же элемент, но длиннее. Рисуем также слева, затем справа утроенный мазок и последний слева такой же. Приступаем рисовать нижние лепестки цветка. Справа и слева от нижней части цветка рисуем лепестки похожие на «гусиную лапку», они должны быть длинные. Затем такие же лепестки, сначала один посередине, затем два между ними. Украшаем черными «капельками» все лепестки. Кустик. Начинаем с одной стороны кустика рисовать «осочки» 2-3, затем «травинки» 1-2, большой «завиток» и заканчиваем «капельками». Симметрично рисуем такие же мазки с другой стороны кустика. Украшаем черными «усиками».