Последняя болезнь и смерть. Цветы Баха: терапия для восстановления ресурсов организма и утраченной гармонии

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.
В последние годы жизни гения музыки проявляется болезнь глаз. Трудно сказать, что это было – диабетическая ретинопатия, возрастная макулодистрофия, глаукома или катаракта. Возможно была гипертония, которая могла усугубить проявления катаракты. Бах жаловался сначала на трудности при чтении, особенно в условиях пониженной освещенности. Говорилось даже о выпадении отдельных букв при попытках беглого чтения. У него ухудшилось цветовосприятие и сумеречное зрение. А еще эти загадочные головные боли. Артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головы и шеи? Если так, то повышение давления и атеросклероз, особенно сонных артерий, имеют четкую связь с макулодистрофией.

Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!

Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке - ученый, в практике - шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение - возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» - хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.

Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» - процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.

Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал - причем с наижелательнейшим успехом - и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, - какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. - Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.

Биографы указывают на то, что Бах полностью ослеп после второй операции и что он почувствовал себя плохо и испытывал боль в глазах. Но, как уже говорилось, боль в глазах была и задолго до этого. Именно то, что Бах был «совершенно слепой» после второй операции, говорит в пользу операции на двух глазах или слепого до операции одного глаза. Если и правда его правый глаз был незрячим, то Тейлор предпочел, как и всегда, оперировать левый глаз! Кроме того, выражение «полностью слепой», которое использовалось тогда, возможно, не совпадает с интерпретацией современных офтальмологов. Бах так и не восстановился после операции. В источниках упоминается внезапное возвращение зрения за несколько дней до смерти композитора, за которым последовал инсульт. Потом развилась лихорадка, спутанность сознания и наступила смерть. 28 июля 1750 года, в 18:15, на 66-м году жизни, несмотря на помощь двух самых искусных врачей в Лейпциге, И. С. Бах умер менее чем через четыре месяца после второй операции.

Внезапный краткий, спонтанный возврат зрения композитора большинству исследователей кажется маловероятным после длительного периода воспаления и/или повышенного внутриглазного давления. Может, это была галлюцинация или синдром Бонне, когда больные испытывают сложные зрительные галлюцинации. Этот синдром связан с ухудшением или потерей зрения из-за того, что деафферентация вызывает в сенсорной коре спонтанную активность с формированием зрительных образов в сознании. Впервые описавший этот синдром Шарль Бонне (Charles Bonnet, 1720–1793) сам им не страдал. Галлюцинации были у его деда - Шарля Люллена. Он перенес операцию по поводу катаракты, и зрение было довольно плохим. В 1759 году он описал внуку свои разнообразные видения. Первое, что он «увидел», - носовой платок в воздухе. Большой голубой носовой платок с четырьмя оранжевыми кругами. Он знал, что это галлюцинация, потому что платков в воздухе не бывает. Потом он увидел большое колесо на горизонте. Но иногда он не был уверен в том, видит он сейчас галлюцинацию или нет, потому что галлюцинации могли соответствовать зрительному контексту. Один раз у него в гостях были внучки. Он спросил: «Кто эти красивые молодые люди с вами?» Они ответили: «Увы, дедушка, с нами нет никаких красивых молодых людей». И тогда красивые молодые люди исчезли. Ш. Люллен видел сотни разных фигур, различные пейзажи всех видов. Однажды он увидел человека в халате, курившего трубку, и понял, что это он сам и есть. «Это был единственный персонаж, которого он узнал»(G. de Morsier, 1967).
«Апоплексический удар» - в те времена неспецифический термин, который, возможно, указывает лишь на то, что Бах потерял сознание. Но это не была внезапная «аритмическая» смерть от остановки кровообращения. У композитора была лихорадка и постепенная утрата сознания. Лихорадка свидетельствует об инфекции. Важно понять, есть ли связь между операцией Д. Тейлора и инфекцией. Кажется маловероятным, что послеоперационный эндофтальмит тлел в течение четырех месяцев, прежде чем привести к смертельному сепсису. Безусловно, операции, кровопускание и/или слабительные, примененные Тейлором, ослабили бы и проявления инфекции. Одним словом, однозначно обвинить Д. Тейлора в смерти Баха невозможно. Но ведь он же ослепил и другого великого композитора - Генделя! Судьба, кстати говоря, жестоко отомстила Тейлору: согласно легенде, перед смертью он сам ослеп.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни
28 июля 1750 года в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».

Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии - "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".

Д-р Эдвард Бах (англ. Dr. Edward Bach – годы жизни 24 сентября 1886 - 27 ноября 1936)

Почти вся информация, которую мы имеем о жизни д-ра Баха приходит либо из книг, писем и брошюр, которые он оставил после себя, либо из биографии, написанной Норой Викс, которая тесно сотрудничала с ним во время его работы в Сотвелл. В книге "Медицинские открытия доктора Эдварда Баха" Нора дает нам много увлекательных сведений о его работе, но очень мало информации о его частной жизни. Бах сам тщательно уничтожил многие из своих писем и брошюр до своей смерти, оставляя только те, которые он хотел бы, чтобы другие видели. Мы знаем из государственных архивов, что он был дважды женат и имел дочь во время его жизни, однако никакого упоминания об этом нет в его биографии, что позволяет нам заполнить пробелы частного образа доктора Баха самим.

Мы можем проследить жизненный путь доктора Баха в различные этапы его жизни.

Детство и начало трудовой жизни.

Медицинские исследования и первые годы медицинской практики.

Его работа в качестве иммунолога и открытие 7ми Нозодов.

Последние шесть лет его жизни и открытие цветочных эссенций.

На протяжении всей жизни доктора Баха прослеживается движущая сила, а именно его абсолютная решимость узнать правду о человеческих болезнях и расстройствах и обеспечить излечение в виде простого средства, доступного для всех.

Детство и начало трудовой жизни

Эдвард Бах родился 1886 году в городе Моселе близ Бирмингема. По словам Норы Викс уже молодым Эдвард был мальчиком со сложившейся натурой, обладающим великой силой концентрации на тех вещах, которые его интересовали. У него была большая любовь к природе и огромное сострадание к любому, кто страдал. Еще мальчиком он мечтал найти простую форму лекарства, которая вылечит все формы заболеваний, а также, он представлял, что целительная сила течет у него из рук - сон, который он реализовал в течение своей жизни.

По окончании школы в возрасте 16 лет молодой Бах начал свою трудовую жизнь в семейном цехе латунного литья. Хотя он был полон решимости следовать своей мечте, ему было трудно просить у отца необходимые средства и поддержку, которые требовались ему для изучения медицины. За три года, которые он работал на заводах отца он изучал людей, с которыми работал, отмечая их трудности и болезни, и то как мало реальной помощи медицина того времени может им предложить. Это увеличило его решимость изучить все известные методы лечения, и он подошел к своему отцу, который с радостью предложил необходимую поддержку, которая позволила ему начать учебу в медицинской школе.

Медицинские исследования и первые годы медицинской практики

В возрасте 20 лет он поступил в Бирмингемский университет, работая также в Госпитале Университетского Колледжа в Лондоне, чтобы завершить свои исследования. Он квалифицировался в 1912 году.

Даже студентом-медиком Эдвард Бах проводил немного времени с книгами, поскольку истинное изучение заболеваний для него заключалось в наблюдении за пациентами и различиями в их реакции на свои болезни. Он увидел, что одно и тоже лечение не всегда действовало на одну и ту же болезнь у разных пациентов. Он начал замечать, что те пациенты, которые обладают сходными свойствами личности часто реагировали одинаково на одно и тоже лечение, а другим с отличными чертами личности требовалось другое лечение, хотя все они жаловались на одно и тоже нарушение. Практический опыт и наблюдения были единственным верным способом обучения, и он мало прибегал к использованию общепринятых теорий до тех пор, пока не убеждался в их пользе на своем опыте.

Его работа в качестве иммунолога и открытие 7-Нозодов

В 1913 году Бах стал врачом-травматологом в Госпитале Университетского Колледжа, а затем в том же году хирургом-травматологом в Национальном Госпитале Темперанс, однако плохое состояние здоровья вынудило его отказаться от последнего поста и после периода восстановления он занялся частными консультациями на Харли Стрит, где вскоре он был очень занят практикой. Чем больше он занимался, тем больше он становился недовольным результатами, которые он мог достичь с помощью ортодоксальной медицины. Он чувствовал, что в лучшем случае он только смягчает и облегчение симптомы и еще больше убеждался, что личностям его пациентов следует уделять не меньше внимания, чем рассмотрению симптомов их недугов. Он начал присматриваться к другим методам лечения и стал интересоваться областью иммунологии, заняв должность помощника бактериолога в Госпитале Университетского Колледжа. Его пионерские работы в этой области в конечном итоге стали известны во всей медицинской сфере. В результате своих исследований кишечных бактерий он разработал ряд нозодов или вакцин, что позволило ему помочь многим пациентам с хроническими заболеваниями, которым ранее не могли помочь. Сейчас они известны как Нозоды Баха. И снова Бах был поражен тем, что черты личности людей, нуждающихся в конкретных нозодах, как правило, были похожи, и он в конце концов смог назначать подходящие нозоды для пациентов, основываясь только на личностных качествах пациента.

Он был невероятно трудолюбивым человеком и напряженный график приема пациентов и задачи, которых он хотел достичь в сфере научно-исследовательской работы, стали негативно сказываться на здоровье. Нора Викс говорит нам, что в 1917 году он упал в обморок с тяжелым кровотечением в желудке и был прооперирован в своей больнице. Серьезность заболевания была такова, что врачи дали ему всего три месяца жизни. Желая во что бы то ни стало продолжить работу, которая не была закончена, он заставил себя вернуться к работе, как только он был в состоянии ходить и погрузился в свои эксперименты. По истечении трех месяцев он был удивлен, обнаружив, что он полностью выздоровел.

В 1918 году он оставил Госпиталь Университетского Колледжа и создал свою собственную лабораторию для продолжения своих исследований.

В 1919 году он занял должность патолога и бактериолога в Лондонской гомеопатической больнице, где он впервые познакомился с работами Самуила Ганемана, основателя гомеопатии. По мере того, как он изучал работу Ганемана – «Органон», он был поражен сходством идей Ганемана и своих: «лечить пациента, а не его болезнь» – эта идея повторялась снова и снова. Соединив идеи Ганемана со своими Бах начал делать свои нозоды, используя гомеопатические методы приготовления, тем самым устраняя необходимость для введения дозы посредством шприца. В течение следующих нескольких лет Бах исследовал и усовершенствовал свою систему нозодов дальше, публикуя свои результаты в своих брошюрах и книгах и на многочисленных публичных выступлениях, которые он давал. Он стал чрезвычайно известным в медицинских кругах и очень занят в своей клинике на Харли-стрит.

Последние шесть лет жизни и открытие цветочных эссенций

Несмотря на свой успех Бах знал, что он еще не нашел простую форму лекарства, к которой он стремился. Несмотря на то, что нозоды были очень хорошими, они не могли вылечивать все случаи, и они не были сделаны из природных веществ, о чем он мечтал. Он начал активно искать растения с теми же паттернами и действием, чтобы заменить нозоды. Однако это удалось ему лишь в 1928 году, когда куски головоломки начали вставать на свои места. Находясь на большом званом обеде, и наблюдая за другими гостями, он вдруг увидел, что на самом деле, типов личности больше чем семь, которые он выявил в его работе с нозодами. В этот момент вдохновения он увидел, что при обобщении, все человечество принадлежало различным «типам групп». С этого момента он удвоил свои усилия, чтобы наблюдать, как его пациенты реагировали на их жизнь и обстоятельства, тщательно документируя все свои выводы и расширив количество типов групп.

В сентябре 1928 года он интуитивно поехал в Уэльс, где обнаружил свои первые два цветка, Impatiens (Недотрога) и Mimulus (Губастик) , а затем позднее в том же году Clematis (Ломонос) . Он начал использовать эссенции, которые он приготовил из этих цветов на своих пациентах, и был так воодушевлен результатами, что решил прекратить любые другие формы лечения и продолжать поиски других цветов, чтобы расширить свою работу.

В начале 1930 года он закрыл все свои работы в Лондоне и уехал в Уэльс искать другие цветы и растения, которые требовались для завершения его работы. Так начался последний этап его жизни и которому было не легко следовать. Он был в то время очень уважаемым и выдающимся человеком в своей области. Очень немногие из его коллег могли следовать его рассуждениям и понять внезапное изменение направления его работы, которое он собираля предпринять, и многие пытались заставить его изменить свое мнение. Однако это ни к чему не привело, так как он был абсолютно убежден в своем пути и результатом, как мы теперь знаем, стало открытие 38 различных эссенции, вместе с двумя уникальными методами приготовления, которые он разработал для них.

Д-р Бах мирно скончался в 1936 году, его миссия была завершена.

Когда Эдварду исполнилось 30 лет, у него самого был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему тогда оставалось не более трех месяцев. Впрочем, прогнозы эти оказались ошибочными, и Бах прожил еще 19 лет.


Эдвард Бах (Edward Bach) родился в 1886 году в английском Бирмингеме (Birmingham, England). По случайности имя этого доктора полностью совпадает с именем гениального немецкого композитора, однако те люди, кто хоть немного знаком с медициной и особенно с гомеопатией, конечно же, никогда не перепутают двух этих личностей.

Итак, Эдвард Бах появился на свет в семье простого литейщика, и с самого детства он проявлял интерес к биологии и другим естественным наукам. Отец его, впрочем, имел другое мнение в отношении будущего своего сына – он желал видеть его также литещиком. Так, начав учиться литейному делу, Эдвард все же нашел в себе силы убедить отца и позволить ему заниматься медициной.

Учился медицине Эдвард в Университетском медицинском колледже Лондона (University College Hospital, London), а степень по медицине он получал в Кембридже (Cambridge).

Молодой доктор вплотную занялся бактериологией, и вскоре он обнаружил, что между некоторыми болезнями и состоянием микрофлоры больных существует определенная взаимосвязь. К тому моменту Бах работал в весьма известной Гомеопатической больнице Лондона (London Homeopathic Hospital), и вскоре он уже выявил семь групп кишечных бактерий, к которым он разработал и семь вакцин, которые впоследствии получили название нозоды Баха (нозоды – гомеопатические препараты). Впрочем, использовали их в основном на родине Эдварда – в Британии.

Помимо собственно инфекций и вакцин, Бах заметил, что все эти виды соответствуют и определенным типам характера, и, таким образом, лечение нозодами несколько влияет и на личности пациентов.

Когда Эдварду исполнилось 30 лет, у него самого был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему тогда оставалось не более трех месяцев. Впрочем, прогнозы эти оказались ошибочными, и Бах прожил еще 19 лет. Известно, что он так и не прибегал к хирургическому вмешательству, вместо этого пользуясь собственным методом лечения. Так, его открытием, которое впоследствии прославило его, стала Цветочная терапия.

Итак, узнав о своем неутешительном диагнозе, Бах оставил Лондон, перебравшись в сельскую местность. Он активно начал изучать дикорастущие цветы, и вскоре доктор заметил, что цветочная энергия имеет влияние на душевное состояние человека. Так, он пришел к выводу, что те или иные виды цветов в состоянии избавить его от негативных эмоций, а также в целом укрепить здоровье. Вскоре Бах уже приготовил три своих первых цветочных настоя, и эти растворы, что бы ни говорили скептики, работали! Позже было доказано, что цветочные эликсиры готовили еще в древних цивилизациях.

Кстати, остается неясным, как именно доктор Бах находил нужные ему цветы. Есть мнение, что со временем он стал настолько чувствителен к цветам, что безошибочно мог определить, какое растение обладает теми или иными лечебными свойствами.

Эссенции его пользовались огромным успехом и после смерти Эдварда Баха, который скончался 27 ноября 1936 года. Сегодня эти цветочные препараты используются во множестве альтернативных медицинских организаций Европы и США.

"Исцели себя сам" - к такому пониманию пришел английский врач Эдвард Бах в 30-х годах прошлого века. Он обнаружил, что болезнь - это следствие конфликта между разумом и душой, потеря внутреннего баланса, разлад со своей личностью. Недостаток мудрости приводит к близорукости, а недоверчивость и злорадность - к сердечным заболеваниям.

А значит, лечить нужно не болезнь, а человека: вернуть ему возможность гармоничного развития, чтобы он перестал испытывать неблагоприятное воздействие расстроенного состояния души и негативных эмоций.

Впрочем, обычные спутники повседневности - сомнения и конфликты, стресс и обиды - не всегда обретают вид болезней. Однако они стеной встают между людьми, создают препятствия на пути движения к цели, мешают жить полной жизнью и, наконец, просто не дают человеку быть собой - то есть той индивидуальностью, которой его создала природа.

Цвет жизни

Природе свойственна гармония, а значит, она может помочь человеку в обретении внутреннего равновесия. Цветы Баха - это 39 цветочных эликсиров: 38 эссенций созданы из 38 растений по типу монопрепарата, а 39-я содержит в себе настой пяти цветов.

Эдвард Бах пришел к выводу, что каждое из выбранных им растений соответствует энергии особого порядка в человеке, имеет свою «частоту». И значит, для коррекции нашего разбалансированного энергетического поля можно найти свое «цветочное лекарство». Впрочем, поскольку это энергетическое поле соткано из множества волн и потеря настройки одной ведет к сбою другой, то зачастую требуется не одна эссенция, а несколько - от двух до семи.

Поиск цветов

Принцип «исцели себя сам» дает возможность каждому заниматься своей терапией. Для этого нужно беспристрастно оценивать свою личность, свой характер, текущее психоэмоциональное состояние... Поэтому первый этап цветочной терапии - это беседа с самим собой, исследование своей жизни, честные ответы на важные вопросы.

И, в частности, начать следует с определения того, какие эмоции, ощущения и состояния не дают нам достичь гармонии.

В помощь такой беседе служат многие справочники по Цветам Баха, которые помогают понять себя и определить, куда двигаться дальше. И, конечно же, врачи, которые используют Цветы Баха в своей практике. Особенно много их в Европе, где цветочные эссенции изучаются в медицинских институтах, продаются в аптеках как гомеопатические средства и широко используются врачами разного профиля, но и в России тоже, несмотря на то, что эссенции Баха стали известны у нас всего несколько лет назад. Обратите внимание, что сегодня продажа цветов по интернету стала доступна для большинства жителей нашей страны.

Цветочная практика

Сколько времени необходимо принимать Цветы Баха? В отличие от традиционных лекарственных практик, здесь решение принимает не врач, а сам пациент. И безошибочным сигналом в этом становится изменение качества его жизни. Иногда всего нескольких недель бывает достаточно, чтобы скорректировать дисбаланс, иногда для поиска равновесия требуется курс в несколько месяцев.

Решение о том, сколько цветочных эссенций принимать одновременно, опять-таки остается за пациентом: единственное правило, которое тут нужно помнить, - это то, что стоит корректировать те чувства, которые вы испытываете в настоящее время, и не ограничиваться 1-2 «цветами». Кажется, что вам требуются все «цветки» из списка? Скорее всего, вы не закончили процесс своей диагностики и не определили точно основные слабые места.

Исключение составляет только 39-я эссенция, «Рескью ремеди», которая принимается не курсом, а в тех ситуациях, которые сопровождаются интенсивным страхом или требуют напряжения всех душевных сил. Паника перед полетом на самолете или важными переговорами, сильный стресс в условиях, которые требуют действия или утешения? Скорая помощь находится в маленьком флаконе цветочной эссенции: несколько капель - и жизнь удивительным образом начинает пестрить новыми красками.