Рабочая программа для кружка по рисованию. Рабочая программа кружка «Юный художник

Программа кружка «Юный художник», знакомит детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Программа рекомендуется для педагогов дошкольного образования.

Пояснительная записка

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обращено внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Можно отметить, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы возникла необходимость создание программы кружка по изобразительной деятельности.

Программа «Юный художник» имеет художественно эстетическую направленность и создаёт условия для развития у детей интеллекта, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Актуальность проблемы воспитания гармонично-развитой личности, предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в различных видах и формах художественной и творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов придают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом.

С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Отличительные особенности данной образовательной программы:

комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);

возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).

При составлении программы опирались на следующие материалы: программы «Природа и художник» Т.А.Копцевой; «Радуга красок» Н.С.Прокопьевой, «Радуга» Т.Н..Дороновой.

Цель :

Ознакомление детей со способами нестандартного рисования.

Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;

Учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя природный и бросовый материал;

Вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;

Развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;

Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.

Программа составлена для детей 5-6 лет.

Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Структура занятий

1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года («Осень», «Метель», «Птицы» и т.д.), а также с сопутствующими праздниками («Валентинка», «Ёлочка», «Открытка для мамы» и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию.

а) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей.

3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя.

4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

К концу учебного года дети овладевают следующими

умениями:

Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

Владение способами нестандартного раскрашивания;

Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

Композиционные умения;

Проявление фантазии, художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Использование навыков в самостоятельной деятельности;

Умение декоративно оформлять готовую работу;

Интерес к изобразительной деятельности.

Знаниями:

Называть названия цветов;

Элементарные правила смешивания красок;

Знать несколько способов нестандартного рисования;

Знать правила безопасности при работе с инструментами аппликации, рисовании;

Знать основную терминологию (искусство, аппликация, акварель, набрызг, трафарет, кляксография, тонирование, фон, шаблон, оттиск).

Ожидаемые педагогические результаты

Эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время.

Стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного рисования с аппликацией из доступного материала или лепкой.

Появление новых идей и желаний пополнить мир детей интересным и увлекательным.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема Количество часов
всего теория практика
(Диагностика) «Цветные кляксы» 1 1
«Цветные кляксы» 1 1
Бабочки 1 1
Бабочки 1 1
Космос 1 1
Космос 1 1
Деревья для воробышков 1 1
Деревья для воробышков 1 1
«Осенний пейзаж» 1 1
«Осенний пейзаж» 1 1
В гости к солнышку 1 1
В гости к солнышку 1 1
Метель 1 1
Метель 1 1
Новогодняя ёлка 1 1
Новогодняя ёлка 1 1
Новогоднее веселье 1 1
Накормите птиц зимой 1 1
Накормите птиц зимой 1 1
Валентинка 1 1
Валентинка 1 1
1 1
Поздравительная открытка для папы 1 1
Весенние цветы для мамы 1 1
Сказочные рыбки 1 1
Сказочные рыбки 1 1
Ожившие предметы 1 1
Дорисуйте акварель 1 1
Рисуем ручками 1 1
Тайна подводного царства 1 1
Тайна подводного царства 1 1
(Диагностика) Лоскутное одеяло 1 1
Лоскутное одеяло 1 1
По дорожке красоты 1 1
По дорожке красоты 1 1
Всего 35 6 29

«Цветные кляксы» Рисование

Путешествие по сказкам «Клякса». Знакомство со способом изображения – пятнокляксография. Показ образцов. Показ техники рисования. Порядок и организация рабочего места.

«Цветные кляксы» (Завершение.)

Практическая работа

Бумага, краски, трубочка от коктейля. Технология выполнения работы. Игровой момент «Подуть на каплю». Создание удивительных образов, сходство с растениями, животными, человеком.

«Бабочки» Рисование

Практическая работа

Подготовка поверхности листа. Тонирование бумаги, с помощью губки. Смешивание нескольких цветов. Показ образцов.

«Бабочки» (Завершение.)

Загадывание загадки о бабочке. Рассматривание и выбор засушенных растений.

Практическая работа

Оттиск осенних листьев на тонированной бумаге. Создание композиций (дорисовывание букета, вазы, полянки и другое).

«Космос» Рисование

Чтение стихов, беседа о космосе.

Практическая работа

Показ воспитателем нового способа рисования нанесение густой краской цветовых пятен красного, желтого, оранжевого цветов. Оттиск газетой и посыпание работы крупной солью.

«Космос» (Завершение.)

Практическая работа

Поэтапный показ работы воспитателем и самостоятельная деятельность детей.

1. Распыление краски на лист бумаги с применением трафаретов.

2. Применение техники кляксографии при рисовании звёзд.

3. Оформление рамки работы.

Выставка детских работ.

«Деревья для воробышков» Рисование

Рассказ воспитателя о воробье, который хочет спрятаться от кошки на высоком дереве, а деревьев нет”. Задача: нужно сделать дерево для воробья.

Показ приёма: обрывная аппликация. Придать форму стволу дерева (ствол толстый), затем форму веток (ветки тонкие).

«Деревья для воробышков» (Завершение.)

Практическая работа

Прием обыгрывание аппликации. Приклеивание из картона кошки и воробышков. Пополнение работы разными элементами (облако, листочки, дождик, трава и т.д.).

«Осенний пейзаж» Рисование

Беседа об осени. Рассматривание репродукции И.Левитана «Золотая осень» Передача настроения.

Практическая работа

Рисование губкой, смешивание двух, трёх цветов (неба, земли, деревьев).

«Осенний пейзаж» (Завершение.)

Чтение стихов. Использование метода – рисование губкой (приложить, оторвать) прорисовывание коры берёзы (точки, пятна). Оформление рисунка в рамку.

«В гости к солнышку» Рисование

Основные и производные цвета. Чтение стихов, загадок.

Практическая работа

Смешивание красок на палитре (красный, желтый, синий). Раскрашивание радуги. Рисование пальчиком деревьев, мятой бумагой и поролоном, пока рисуют звучит музыка П.И. Чайковского.

«В гости к солнышку» (Завершение.)

Порядок и подготовка рабочего места.

Практическая работа

Рисование цветов по сырому листу. Работа с бумагой. Аппликация. Наклеивание цветов на ветку.

«Метель» Рисование

Беседа по сказке «Метелица». Нетрадиционные техники рисования: крупными бусинами и силуэтное рисование.

Технология выполнения работы.

1. Обвести трафареты простым карандашом на тёмном фоне.

2. Заливка предметов акварелью одного цвета.

«Метель» (Завершение.)

Практическая работа

1. Рисование вьюги, используя крупные бусины.

2. Оформление рамки. (Любимой техникой рисования)

Оформление выставки.

«Новогодняя ёлка»

Беседа о традициях новогоднего праздника. Показ иллюстраций.

Чтение стихотворения Раиса Кудашева «Ёлка». Пальчиковая игра.

Практическая работа

Силуэтное рисование. Пластелинография.

«Новогодняя ёлка» (Завершение)

Активизация воображения посредством работы с различным материалом: бисером, блёстками и бусинами. Пальчиковая гимнастика. Подарок для бабушки.

«Новогоднее веселье» Аппликация

Беседа о новогоднем празднике. Порядок и подготовка рабочего места. Техника безопасности при работе с ножницами.

Практическая работа

Вырезывание симметричной формы, путём складывания бумаги пополам. Создание декоративных композиций: «Клоун», «Снежинка», «Снеговик».

«Накормите птиц зимой» Рисование

Чтение стихотворения «Покормите птиц». Беседа о снегирях.

Практическая работа

Тонирование бумаги. Рисование штампом снегиря, веток рябины.

«Накормите птиц зимой» (Завершение.)

Раскрашивание снегиря красками. Использование метода тычка. Выставка работ.

«Валентинка» Рисование

Беседа о празднике «День святого Валентина».

Практическая работа

Знакомство с новым способом рисования- оттиск цветными мыльными пузырями.

«Валентинка» (Завершение.)

Практическая работа

Аппликации с использованием бросового и природного материала. Оформление декоративной рамки. Пальчиковая гимнастика.

«Поздравительная открытка для папы»

Рассказ воспитателя о предстоящем празднике. Показ открыток.

Практическая работа

Тонирование бумаги при помощи губки по сырому слою.

Аппликация «Дома высокие и низкие».

«Поздравительная открытка для папы» (Завершение.)

Практическая работа

Аппликация. Работа с мятой бумагой. Использование техники: сминание бумаги в маленькие комочки-шарики (салют) и приклеивание.

Уборка рабочего места.

Весенние цветы для мамы» Рисование

Беседа о первых весенних цветах. Рассматривание иллюстраций. Порядок выполнения работы.

Практическая работа

Нетрадиционная техника рисования: трафарет (весенние цветы, ваза) и набрызг. Прорисовывание веток и листьев.

«Сказочные рыбки» Рисование

Беседа о сказочных рыбках. Загадка.

Практическая работа

Тонирование бумаги с помощью акварели и целлофанового пакета.

Рисование рыбок и растений карандашом.

«Сказочные рыбки» (Завершение)

Выполнение работы ватными палочками. Сначала контур рисунка, затем весь рисунок.

«Ожившие предметы» Игра

Игра – рисунок. Оживление окружающих вещей (телефон, лампочка, часы, дом и другое). Чтение стихотворения К.Чуковского «Были б у ёлочки ножки…»

Практическая работа

Использование любимой техники рисования.

«Дорисуйте акварель» Рисование

Практическая работа

Нетрадиционный способ: тонирование сырой бумаги при помощи краски и крупной соли.

«Рисуем ручками» Рисование

Коллективное рисование. Нетрадиционный способ рисования: Ручками, пальчиками, сапогом. Активизация воображения детей. Приём «оживления».

«Тайна подводного царства» Рисование

Знакомство с подводным пейзажем (рыбы, осьминоги, водоросли, раковины).

Практическая работа

Рисование по сырой бумаге, создание фона.

«Тайна подводного царства» (Завершение.)

Практическая работа

Применение различных способов: кисточкой (примакивание, концом кисти), пальцем, выдувание. Рисование рыб, медуз, улиток, морских звёзд.

Выставка детских работ.

«Лоскутное одеяло» Рисование

Мотивационный момент: Воспитатель предлагает побыть детям художниками- фантазёрами и нарисовать своё настроение на маленьких листах бумаги.

Практическая работа

Воспитатель поэтапно показывает ход действий:

  1. Рисование способом неравномерного наложения целлофана на густой слой краски.
  2. Рисование способом распыления краски на лист бумаги и силуэтного трафарета.
  3. Техника рисования ладошковая живопись.
  4. Рисование красками для мармарирования.

Выставка заготовок для следующего занятия, рассказы детей о своих работах.

«Лоскутное одеяло» (Завершение.)

Нетрадиционная техника: аппликация с использованием тесьмы.

Порядок выполнения работы.

Физминутка. Выставка работ.

«По дорожке красоты» Рисование

Игровая ситуация. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел дома, в гостях, в детском саду или в другом месте. Проводится дидактическая игра «Красота вокруг меня».

«По дорожке красоты» (Завершение.)

Практическая работа

Игровая ситуация. Превращение серых камней в красивые цветы. Прием и последовательность изображения с помощью трубочек, гуаши и мыльной пены. Дорисовывание стеблей и листьев пальчиком. Пальчиковая гимнастика «Пробуждение цветов»:





Список литературы.

1. ВолчковаВ.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. \ -ВоронежТЦ «Учитель», -2004.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста \ - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 496 с, ил. - Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. -- С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.

3. Доронова, Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. \ - М.: Просвещение,- 2003. - 80 с.

4. Доронова, Т.Н. Гризик Т.И. На пороге школы: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга». \ - М.: Просвещение,- 2004. - 160 с.

5. Доронова, Т.Н. Сделаю сам: дидакт. альбом для занятий по ручному труду с детьми ст. дошк. возраста. \ - М.: Просвещение, - 2006. - 39 с.: ил., 5-е изд., переработанное.

6. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - 6-е изд. \- М.: Просвещение,- 2006.

7. Коротеева, Е.И.Искусство иты. \ -М.,Просвещение, -2000.

8. Неменский, Б.М.Искусство вокруг нас. \ -М., Просвещение,- 2000.

9. Неменская, Л.А.Каждый народ- художник. \ – М., Просвещение, - 2000.

10.Фатеева, А.А.Рисуем без кисточки. \ - Ярославль:Академия развития, - 2004.

Нравится 4 Плохо 0

Программа кружка "Волшебная кисточка" для учащихся 1-2 классов


Автор : Афанасенко Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, ГУО “Средняя школа № 209 г. Минска”.
Описание материала : В данной программе предлагаются темы занятий кружка. Имеются задания, направленные на восприятие эстетической действительности и искусства, для практической деятельности учащихся.
Назначение : Материал адресован учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель : развитие художественных способностей.
Задачи : способствовать развитию художественных способностей учащихся; развивать умение использовать различные приемы в рисовании; развивать эмоциональное восприятие, цветовую гармонию; воспитывать чувство прекрасного.

Программа кружка “Волшебная кисточка”

Тема 1. Сказка о красках
2 часа


Кто чем рисует.
Основные цвета. Смешивание основных цветов. Отличие гуаши от акварели.
Беседа по картине И. Левитана “Золотая осень”.
Практическая деятельность
Упражнение “Красивые цепочки”.
Рисование по представлению “Волшебные краски осеннего дерева”(Гуашь).
Тема 2. Её величество Линия
2 часа
Восприятие действительности и искусства

Игровые ситуации. Определение сходств и различий форм окружающих предметов.
Законы рисования. Перспектива.
Практическая деятельность
Упражнение “Улитка”
Натюрморт “Ландыши в вазе”.
Тема 3. Мы любим природу
3 часа
Восприятие действительности и искусства

Показ репродукций художников, иллюстраций в книгах; выполнение рисования по памяти и по воображению.
Рисование по памяти и по впечатлению ясного, пасмурного неба

Практическая деятельность

Пейзажи “В зимнем лесу”, “Мой край”
Рисование по представлению “Ягоды созрели. Смородина (Малина)”.
Тема 4. Мои друзья - животные
5 часов
Восприятие действительности и искусства


Практическая деятельность
Рисование на темы:
“Слонёнок”, “Павлин”, “Божья коровка на цветке”, “Медведь в лесу”
“Рыбки”. Рисование восковыми мелками
Тема 5. Мир вокруг нас
2 часа
Восприятие действительности и искусства
Развитие ассоциативно-образного мышления. Развитие зрительного восприятия, умения наблюдать за окружающей действительностью.
Формировать у учащихся понятие о разнообразии форм и цвета в природе, в окружающих предметах.
Практическая деятельность
Рисование на темы:
“Ночной город”, “На лугу пчёлы”
Тема 6. Декоративно-прикладное искусство
3 часа
Восприятие действительности и искусства

Знакомство с декоративным обобщениемформы предметов.
Знакомство с народными игрушками, с видами декоративно-прикладного искусства (Хохлама, гжель).
Беседа “Белорусская народная игрушка”.
Практическая деятельность
Зарисовки: “Дымковская игрушка”, Петушок”, “Волшебные птицы и цветы”
Тема 7. Искусство других стран
2 часа
Восприятие действительности и искусства

Практическая деятельность
Рисование на темы:
Африканские мотивы. “Рука на счастье”
Китайская роспись “Амариллис”
Тема 8. Нетрадиционная изобразительная техника
13 часов
Восприятие действительности и искусства
Рисование пальчиками.
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Показать приёмы получения точек и коротких линий. Воспитывать аккуратность.
Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
Метод тычка.
Познакомить с техникой рисования тычком жёсткой кистью. Учить детей рисовать методом тычка жёсткой кистью по контуру.
Оттиск смятой бумаги.
Познакомить с “ печатью смятой бумаги”. Учить выполнять рисунок животных, используя оттиск смятой бумаги.
Развивать чувство композиции.
Тонирование бумаги. Набрызг. Рисование губкой.


Монотипия.
Познакомить с монотипией.

Мозаика.
Развивать чувство композиции. Развивать цветовую гармонию
Мыльная живопись
Учить рисовать в технике “Мыльная живопись”. Развивать чувство композиции, цветовую гармонию
Рисование полосками бумаги
Учить рисовать, используя полоски бумаги, развивать творчество, фантазию
Эмоциональное рисование
Познакомить с абстрактным рисунком. Показать зависимость цвета и настроения
Практическая деятельность
Рисование пальчиками. “Мухомор”.
Тычкование.
Пейзаж “Осень золотая”
“Снегири на ветках”. “Котёнок”. “Цыплята”.
Оттиск смятой бумаги.
“Ёжик”. “Осень золотая (Зима. Лето)”
Тонирование бумаги. Набрызг. Монотипия.
“Деревья и озеро (Пальма)”. “ В зимнем лесу”, “Фламиного”, “Парусник”.
Рисование губкой. “Рысь”
Мозаика. “Ёлочка”
Мыльная живопись. “Кораблик на море”
Рисование полосками бумаги. “Мой край”
Эмоциональное рисование. “Абстрактный рисунок”
Штампы “Городской пейзаж”Тема 1. Сказка о красках
3 часа
Восприятие действительности и искусства
Сказка о художниках и красках: о разных видах изобразительного искусства (живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
Основные цвета.Сказка о красках.
Волшебные превращения. Семь цветов радуги.
Цвет и настроение. Холодные и тёплые тона.
Художники-импрессионисты.
Практическая деятельность
Рисование на тему:
“Попугай”.
Пейзаж “Осень”. Пейзаж “В парке”.
Тема 2. Её величество Линия
3 часа
Восприятие действительности и искусства
Основные формы. Как нарисовать любой предмет.
Определение сходств и различий форм окружающих предметов.
Законы рисования. Перспектива. План рисунка.
Практическая деятельность
Натюрморт “Яблоко, груша, ветка рябины”.
“Моя любимая игрушка. Мишка”.
Натюрморт “Яблоко и чайник”
Тема 3. Мы любим природу
6 часов
Восприятие действительности и искусства
Наблюдение красок природы в разные поры года. Активизация зрительного восприятия, образной памяти, связь образов разных искусств.
Показ репродукций художников, иллюстраций в книгах; выполнение рисования по пам яти и по воображению.
Формирование у детей представлений о цветовых особенностях пейзажа.
Практическая деятельность
Развитие цветовой гармонии. Развитие ассоциативно-образного мышления, фантазии, воображения. Гармоничное заполнение листа изображением.
Пейзажи “Цветы радуются солнцу”, “Лето”, “На реке вечером”. “Летний луг”.
“Подснежники для мамы”. “Букет тюльпанов”.
Тема 4. Мои друзья – животные
4 часа
Восприятие действительности и искусства
Беседа о художниках-анималистах. Передача характера животных (добрый, злой, хитрый, доверчивый).
Воспитание у детей доброты и отзывчивости по отношению к животным. Формирование образной памяти. Передача характера животных в иллюстрациях художников.
Практическая деятельность
Рисование на темы:
“Аист”. “Сиамская кошка”
Животные жарких стран. Рисование цветными карандашами. “Жираф”.
Рисование восковыми мелками. “Бабочки”
Тема 5. Декоративно-прикладное искусство
2 часа
Восприятие действительности и искусства
Декоративное обобщение растительных и животных форм.
Знакомство с декоративным обобщением формы предметов.
Узор. Орнамент.
Народные игрушки. Дымковская игрушка. Матрёшка (Семёновская, Полхов-Майдан). Отличие игрушек.
Путешествие в прошлое. Как создавалась дымковская игрушка. Откуда родом матрёшка.
Хохлома. Гжель. Жостово. Городецкая роспись.
Практическая деятельность
“Волшебное дерево”.
Хохлома. “Волшебные цветы и ягоды”
Тема 6. Искусство других стран
2 часа
Восприятие действительности и искусства
Знакомство с искусством других стран.
Развитие фантазии, образного мышления.
Практическая деятельность
Рисование на темы:
Тонирование. Роспись. ”Жирафы и птицы”, “Ветка сакуры”, “Цветы и птицы”.
Тема 7. Нетрадиционная изобразительная техника
12 часов
Восприятие действительности и искусства
Метод тычка.
Развивать умения детей рисовать методом тычка жёсткой кистью по контуру.
Развивать творчество, фантазию, воображение.
Тонирование бумаги. Набрызг.
Учить тонировать бумагу, правильно подбирать цвета.
Развивать творчество, фантазию, воображение.
Флоротипия.
Познакомить с флоротипией.
Развивать чувство композиции. Развивать воображение, фантазию.
Мозаика. Витраж.
Учить выполнять работы в стиле “мозаики”.
Развивать чувство композиции. Развивать цветовую гармонию.

Учить рисовать на цветной бумаге манной крупой. Развивать чувство композиции. Развивать творчество.
Рисование воском.
Развивать умения рисовать воском. Развивать чувство композиции. Развивать творчество.
Рисование полосками бумаги.
Учить рисовать, используя полоски бумаги, развивать творчество, фантазию.
Практическая деятельность
Тычкование.
“Пингвины на льдине”. “Подсолнухи”. “Летний луг”.
Тонирование. “Дельфины”
Флоротипия. “Осень в лесу”.
Мозаика. “Рыбки “. Витраж “Цветы”
Рисование на цветной бумаге манной крупой.
Пейзаж “Зимняя ночь”.
Рисование воском. Пейзаж “Лунная дорожка”.
Рисование полосками бумаги.
“Закат”. “Фантастический замок”.

 Руководитель кружка учитель ИЗО и черчения Сорогина С.А. г. Нижневартовск МБОУ СОШ №22 Пояснительная записка. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека. Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: - овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству; - Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно - творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством. Данная программа кружка образовательного типа рассчитана на 1 год обучения учащихся начальных классов. Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию. Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты. Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. Тематический план работы кружка по изобразительному искусству "Волшебные краски" 1 класс № Тема урока СодержаниеКол-во часов1Рисование осеннего пейзажа.Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.12Рисование собачки.Рассмотреть репродукции, фотографии кошек и собак. Обратить внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Учить рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение.13Рисование кошечки14Рисование лисичкиРассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания. 15Рисование зайчика.16Рисование медведя.17Рисование белки.18Рисование уточки, гуся.Рассмотреть иллюстрации домашних птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать домашних птиц разными способами, передавать среду обитания.19Рисование курицы, петуха. 110Рисование синичкиРассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками.111Рисование зимних деревьевРассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. 112Рисование елочки 113Рисование зимнего пейзажа 114 Рисование новогодней открытки.Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).115Рисование аквариумных рыбРассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками.116 Рисование медузУчить вырезать морских обитателей и создавать коллективную работу, наклеивая их на общую работу1 17Рисование дельфина.118Рисование акулы.119Подводное царство (рисование, вырезание, аппликация - коллективная работа)120Подарок для мамы (корзинка из теста).Учить ребят заготавливать солёное тесто для лепки подарка маме; лепить корзину с фруктами из теста и потом расписывать их красками и покрывать лаком. Учить оформлять вылепленное изделие в рамочку.221Рисование цветов (тюльпаны, подснежники).Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. 122Рисование цветов (лилии).123ПуантулизмУчить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать его точками. 124Рисование портретаРассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас и профиль, передавать объем.225Рисование музыкальных инструментов. (балалайка, гитара, баян)Рассмотреть иллюстрации музыкальных инструментов, их конструкцию. Учить рисовать музыкальные инструменты, передавать их форму.126Рисование фигуры человекаУчить рисовать людей, соблюдая элементарные пропорции фигуры человека; передавать в своём рисунке радостную атмосферу. 127Рисование играющих детей.128Рисование клоуна.129Лепка дымковского индюкаРассмотреть дымковские игрушки, обратить внимание на их характерные особенности. Учить лепить дымковскую игрушку и покрывать ее водоэмульсионной краской и расписывать гуашью, соблюдая цветовую гамму и элементы росписи.130Роспись дымковского индюка1Итого часов32 ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 -Х КЛАССОВ К концу учебного года учащиеся 1-х классов должны знать: названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый - зеленый и т. д.); о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.). К концу учебного года учащиеся должны уметь: свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов; правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение; выполнять простые по композиции сюжеты. Тематический план работы кружка по изобразительному искусству "Волшебные краски" 2-4 классы №Тема урокаСодержаниеКол-во часов1Рисование рябиныРассмотреть репродукции работ художников, рисующих весенние пейзажи. Учить рисовать осеннюю рябину22Рисование осеннего пейзажаРассмотреть репродукции работ художников, рисующих осенние пейзажи. Учить рисовать осенние пейзажи, изображать разные породы деревьев; применять элементарные законы перспективы.23Рисование животных тушью(кошка, собака)Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных тушью, используя штрихи графики. Передавать среду обитания.84Рисование животных гуашьюРассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.65Рисование зимующих птицРассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.26Рисование зимнего пейзажа Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.47Новогодняя открыткаРассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).48Зарисовки частей головыРассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; схемы изображения частей головы. Учить выполнять зарисовки частей головы (глаз, нос, губы)29Зарисовки рук.Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты с изображением рук; таблицу-схему изображения кистей рук. Учить выполнять зарисовки кистей рук; передавать объем при помощи светотени.210Портрет человека в фас(графика, гуашь) (1. по плечи, 2. по пояс)Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас, передавать объем811Портрет человека в профиль (графика, гуашь) (1. по плечи, 2. по пояс)Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в профиль, передавать объем812Рисование цветовРассмотреть открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.413ПуантулизмУчить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать их точками. 414Рисование играющих детейУчить рисование фигуры человека в движении зимой на улице; соблюдать пропорции фигуры человека; передавать в своем рисунке радостную атмосферу играющих детей.415Рисование зайцаРассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания; шёрстку животных рисовать концом кисти.216Рисование лисы217Рисование медведя218Рисование белки2Итого часов68 ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 - 4- Х КЛАССОВ К концу учебного года учащиеся 2- 4 классов должны знать: начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.); основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра; начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.; начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения; деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый); правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового; изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). К концу учебного года учащиеся должны уметь: выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; передавать в рисунках свет, тень, падающую тень; использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, чувствовать и определять холодные и теплые цвета; применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении, как выразительных средствах в композиции. Тематический план работы кружка по изобразительному искусству "Сказочная страна рисования" 5-7 классы № Тема урока СодержаниеКол-во часов1Рисование осеннего пейзажа "Природа Югры" Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.72Рисование животных (уголь)Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки)73Рисование животных (гуашь)Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.74Рисование композиции "Зимующие птицы"Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.75Рисование зимнего пейзажаРассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.76Рисование композиции "Новогодние фантазии" Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).77Рисование новогоднего плакатаРассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).78Декоративная работа из полос бумагиРассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро.79Изготовление из бумаги карнавальных масок и их росписьПознакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.710Рисование животных в технике графика.Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.711Рисование портрета учителяУчиться рисовать портрет учителя по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.712Рисование цветов Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.713Рисование животных "Фауна Сибири" Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.714Рисование фигуры человекаРассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции715Рисование "Мой друг".Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.716Рисование композиции "Страна восходящего солнца - Япония"Рассмотреть репродукции японского искусства. Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле717Рисование композиции "Китай"Рассмотреть репродукции китайского искусства. Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле3,5Итого часов115,5 ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К концу обучения учащиеся должны знать: - основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края; - систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции). - последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции; - систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).Учащиеся должны уметь: - самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями; - самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности; - при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.; - определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы; - в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла. - использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах. Тематический план работы кружка по изобразительному искусству "Мир рисунков" 8 - 10 классы №Тема урокаКоличество часов1Рисование осеннего пейзажа.62Рисование осеннего натюрморта 63Рисование животных (уголь)64Рисование животных (гуашь)65Рисование зимующих птиц66Рисование зимнего пейзажа67Рисование композиции "Новогодние фантазии"68Рисование новогоднего плаката69Рисование новогоднего натюрморта 610Рисование животных (гуашь)611Портрет учителя612Рисование цветов 613Рисование животных жарких стран 614Рисование весеннего пейзажа615Рисование плаката "День победы"616Искусство Японии617Искусство Китая3Итого часов99 ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ К концу обучения учащиеся должны знать: - основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края; - систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции). - последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции; - систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).Учащиеся должны уметь: - самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями; - самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности; - при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.; - определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы; - в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла. - использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах. Список литературы. 1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М., 1993. 2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989. 4. Ватагин В. А. Изображение животного. - М., 1996. 5. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976. 6. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. - М., 1992. 7. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл. - 2-е изд. - М., 1983. 8. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. - 3-е изд. - М., 1998. 9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2002-2007. 10. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник. - М.: Дрофа,2003-2007. 11. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Зкл.: учебник. - М.: Дрофа, 2004-2007. 12. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2005-2007. 13. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004. 14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М. 1981. 15. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. 16. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., 1983. 17. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004. 18. Маслов Н. Я. Пленэр. М., 1984. 19. Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995. 20. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998. 21. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987. 22. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980. Фотолетопись кружка Работы учащихся Работы учащихся Фото конкурсов, награждений. Фото конкурсов, награждений. 1 Программа кружка 1-10 классы