Роль указательных слов в подчинении предложений. Конспект урока "роль указательных слов в сложноподчиненном предложении"


Сложноподчиненные предложения с изъяснительным придаточным могут иметь указательные слова в главном: Важно было то, что его никто не заметил (М. Г.). Роль этих слов неодинакова. Они могут использоваться в целях усиления и выделения того, о чем говорится в предложении. В таких случаях указательные слова не являются обязательными: Ипполит Сергеевич сидел в удобном кресле у перил террасы... и слышал все, что говорят сестра и Бенковский
(М. г.).
Такое указательное слово может быть легко опущено.
Ср.: Приятно было иногда вспомнить, что здесь, где-то недалеко, ходит приятель и земляк Володя Травкин (Казак.). - Приятно было иногда вспомнить то, что...
Местоимение в главном может играть не только усилительную роль, но и подчеркивать именно изъяснительное значение придаточного предложения.
Например: Мысль о том, как бы ускорить сплав, не давала ему [Сергею1 покоя (Баб.); Мысль о том, что этого немца следует захватить, пришла Травкину сразу (Казак.).
В данных предложениях при отсутствии местоимения трудно определить значение придаточного предложения: изъяснительное или определительное (мысль - о чем? или какая?).
В других случаях указательные слова в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными обязательны и не могут быть опущены. Например: Все творившееся сегодня в его душе было совсем другим и непохожим на то, что думал о нем Пантелеев (Сим.).
Упражнение 675. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Укажите, какие из указательных слов в главном предложении обязательны и какие могут быть опущены.
1. Шум походил на то, как (бы) вся комната наполнилась змеями (Г.). 2. Лермонтов, сгорбившись и застенчиво улыбаясь, заговорил о России, о том, что он любит в ней как раз то, чего не любят другие (Пауст.). 3. То, что сюда приедет командующий, было для него (не) ожиданностью (Сим.). 4.- Так точно, пятнадцать минут назад звонил, предупреждал,- сказал генерал, в душе довольный тем, что с приездом командующего он уже (не) будет один (на) один с Пантелеевым (Сим.). 5. ...Будьте любезны доложить мне, что у вас происходило здесь вчера вечером, сегодня ночью и сегодня утром и почему вы (ни) кому (не) донесли до сих пор о том, что у вас тут происходит? (Сим.). 6. Чувствовалось, что ей нравится и слово «служу» и слово «мобилизовали» и вообще то, что она оказалась в армии (Сим.). 7. Он уже понял, что дело не просто в бестолковом начальнике штаба батальона и его пропавшем командире, дело в том, что сегодняшний день в дивизии генерала Кудинова (с) верху (до) низу не было порядка (Сим.).
Упражнение 676. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания. Разберите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными: укажите, каковы средства связи придаточного с главным (союзы, союзные и указательные слова), к чему относятся придаточные предложения.
1. Никто не знает где она с кем она сейчас (Пауст.). 2. Она поняла что вряд ли скажет ему сейчас то что хотелось сказать минуту назад (Пауст.). 3. Оказалось что тяжелая морская батарея стоит в четырех километрах впереди... (Сим.). 4. Начальник штаба, надеясь что все как-нибудь обойдется, ие доложил всей правды Бабурову (Сим.).
  1. - А мне не надо чтобы вы справлялись с батальоном (Сим.).
  2. Посмотрю какой у вас там порядок (Сим.). 7. Лопатин подумал что этот вопрос относится к нему... (Сим.). 8. Лопатин посмотрел на Пантелеева - ему было интересно как тот поступит (Сим.). 9. Жалко что много храбрых людей до этой привычки так и не доживет (Сим.),
Упражнение 677. Прочтите внимательно. Укажите значения придаточных предложений со словом что.
1. Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит (Ч.). 2. Эти большие села, что приходится проезжать до Алтая, сыграли огромную роль в истории гражданской войны уральских степей (Фурм.). 3. К вечеру он знал, что Долинник арестован за агитацию среди петлюровских казаков (Н. Остр.). 4. Что вчера казалось ему сверху какой-то игрой, развернулось перед ним сегодня огромным, необозримым полем сражения (Б. Пол.). 5. Нета собака кусает, что лает, а та, что молчит и хвостом виляет (поел.). 6. Нетрудно себе представить, что случилось потом (Кат.).
Упражнение 678. Выпишите сначала предложения с обычным порядком следования главного и придаточного, а затем предложения с обратным порядком расположения частей. Определите, какой порядок свойствен книжной речи и какой - разговорной.
1. Что это не легко, я согласен (А. Остр.). 2. ... Бабуров поманил к себе пальцем какого-то младшего командира, должно быть виновного в том, что машины еще нет на месте, и стал неслышно, но свирепо распекать его (Сим.). 3. Лопатин видел, как под выцветшим голубым ситцем напряглись ее худые лопатки (Сим.). 4. Как всегда, ему показалось, что другие видят его испуг (Сим.). 5. Но кто это говорил, кто докладывал, где человек, который докладывал,- никто не знал (Сим.). 6. Ну, хорошо, а что там сейчас, вам известно? (Сим.). 7. Где разгружались эти эшелоны, куда исчезла эта громада людей, танков, пушек, никто не знал (Сим.).
Упражнение 679. Постройте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, пользуясь одинаковыми союзами и союзными словами что, чтобы, где, куда, когда.
Образец. Все знали, что он хороший ученик (изъяснительное); Комната, что выходила на южную сторону, имела очень праздничный вид (определительное).
Упражнение 680. По данным схемам постройте и напишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
1. Главное предл. 2. Главное предл. 3. Главное предл.

Придаточное Придаточное Придаточное
предл. предл. предл.
4. Главное предл. 5. Главное предл.

Придаточное Придаточное
предл. предл.

Еще по теме § 214. Указательные слова в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными:

  1. 33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными.

Предмет русский язык

Класс 9 б

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока: .(Слайд 2.)

1.Образовательная:

    углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

    формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

    с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

    составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

    воспитывать языковое чутьё;

    внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

    расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении

Подготовительная беседа

Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении

Знакомство с новым материалом

Указать на то, что учащиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения

Практическая работа

Научить систематизировать полученные знания

Работа по развитию речи

Развить речевые умения учащихся

Самостоятельная работа

Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания

Первый ученик рассказывает о том, как отличить со­юзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологи­ческую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложе­ния из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в ка­ких - союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему эти­мология вызывает интерес», указывает сложноподчинён­ные предложения, учащиеся рецензируют ответ, указыва­ют грамматические и речевые недочёты.

Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)

Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слыш­ны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и гра­чиные следы. На опушке были вырублены все старые де­ревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

      Перестройте предложения так, чтобы они из двусо­ставных превратились в безличные предложения.

      Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

      Объясните лексическое значение слова вольеров.

      Словарная ра­бота по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закры­тая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназна­чена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

    Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует про­износить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и прида­точным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синта­ксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция ука­зательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

    Работа над темой урока .(Слайд 5.)

    Объяснение учителя

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких

[тот] , (кого...)

Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предло­жим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

[того + сущ.], (который...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)

Способ выражения указательных слов

Разряд

Перечень слов

Примеры

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, пото­му, оттого и др.

Так вот тот что он обе­щал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет просто­ты, добра и правды (Л. Н. Толстой).

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др.

В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, ни­когда и др.

Я не знаю никого ,кто бы мог заме­нить старого графа (Н. С. Лесков).

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др.

По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков).

5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам нерав­нодушно и непривычно (С. Я. Мар­шак).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)

Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

    Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?

    Какой частью речи являются указательные союзы?

    В чём отличие сложноподчинённых предложений с двой­ными союзами и сложноподчинённых предложений с со­ставными союзами?

    Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)

Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите экспери­мент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите ука­зательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?

    Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может за­быть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцело­вали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).

Грамматические основы: «облачко превратилось» и «которая подымалась, росла».

Разберем предложение:

Главное - «о такой дружбе не стоит жалеть», придаточное - «которая не выдерживает голой правды». Грамматические основы: «не стоит жалеть» и «которая не выдерживает». Стоит обратить внимание, что в главном предложении используется указательное слово «такой», выполняющее роль определения, придаточное предложение по своему значению сближается с этим словом. В этом мы можем убедиться с помощью вопроса: дружбе какой? - «которая не выдерживает голой правды». Построим схему предложения с учетом того, какими членами предложения являются указательное слово и союзное слово (рис. 2).

Рис. 2. Схема предложения ()

Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

Определив, каким членом является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного предложения. Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного предложения, помогают выделить в главном то слово или словосочетание, которое поясняется придаточным предложением.

Проанализируем следующее предложение:

Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.

Грамматические основы: «гуляли мы», «не стали гаснуть отражения». Части соединены интонацией и союзом «пока». В главном предложении есть указательное слово «тех», пор каких? - тех, является определением. Схема этого предложения (рис. 3).

Рис. 3. Схема предложения ()

Рассмотрим следующее предложение:

Перенесем указательное слово из главного предложение в придаточное:

Мы видим, что в первом предложении союз «что», а во втором - «так что». Изменилось ли значение придаточного предложения, мы можем увидеть с помощью вопросов: в первом случае - «я устал» как? - «что не мог идти дальше», во втором: «я устал» - что из этого следует? - «не мог идти дальше» (рис. 4).

Вывод: место запятой может повлиять на значение придаточного предложения.

Рис. 4. Влияние места запятой на значение придаточного предложения ()

Мы выяснили роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях, узнали, что они помогают выяснить вид придаточного.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Русский язык.9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. - М.: «Дрофа», 2007.
  1. Genon.ru ().
  2. Licey.net ().
  3. Videotutor-rusyaz.ru ().

Домашнее задание

  1. Каковы средства связи придаточного и главного предложения?
  2. Какова синтаксическая роль указательных слов?
  3. Может ли место запятой повлиять на значение придаточного предложения?

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.