Примеры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в СПП

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

В ССП компоненты линейно соположены и не варьируют своих позиций относительно друг друга, функционально они равноправны. ССП характеризуется разветвленной системой значений, в формировании которых, помимо сочинительных союзов, участвуют некоторые стороны структуры соединившихся частей и типизированные элементы их лексического состава. Особенно большая нагрузка приходится на соотношение грамматических и лексико-грамматических категорий глаголов-сказуемых (время, наклонение, вид, способ действия) и лексические определители глагольного признака (наречии, частицы, модальные слова, междометия), многие из которых легко сочетаются с сочинительными союзами, образуя с ними нестойкие союзные соединения: и вот, вот и, а потому, и все же, а то ведь, ну и, а значит, но зато, и тогда, но только и т.д.

Сочинение(паратаксис, координация) – синтаксическая связь грамматически равноправных единиц языка, которая располагает своей системой средств выражения (сочинительными союзами).

Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, грамматически равноправные предикативные части которого соединяются при помощи сочинительной связи. Предикативные части ССП по сравнению с СПП более самостоятельны, свободны, больше схожи с простыми предложениями. Но их самостоятельность относительная, т.к. они не обладают интонационной и смысловой законченностью. Части ССП в той или иной степени взаимообусловлены. В некоторых ССП в начале первой части бывает общий компонент (детерминант), наличие которого обусловливает еще более тесную связь частей, свидетельствует о большей несамостоятельности второй части.

Типы сложносочиненных предложений. Типы ССП выделяются по средствам синтаксической связи и по характеру отношений между частями.

По типу структуры и по характеру смысловых отношений между частями выделяют :

1) ССП с соединительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные соединительные союзы: и, да (в значении и ), тоже, также, ни…ни );

2) ССП с разделительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные разделительные союзы: или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли, ли…ли, ли…или );

3) ССП с сопоставительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные противительные союзы: а, но, да (в значении но ), однако, зато, же );

4) ССП с пояснительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные пояснительные союзы: а именно, то есть );

5) ССП с градационными отношениями между частями (средства связи – сочинительные градационные союзы: не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы…но, не то чтобы…а и другие).

Эти типы ССП могут объединяться в более широкие разряды на основании открытости / закрытости структуры. Предложения открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, части в них однотипно построены, обычно имеют значение одновременности. К ним относятся предложения с соединительными и разделительными отношениями между частями. Предложения закрытой структуры представляют собой замкнутый ряд. Это две части, которые связаны семантически и структурно; вторая часть замыкает ряд и не предполагает наличия третьей части. К ССП закрытой структуры относят предложения с сопоставительными, пояснительными и градационными отношениями между частями. Закрытость структуры наблюдается при присоединительных отношениях, если ССП представляет собой объединение контрастных или результативных частей. Это свидетельствует о том, что открытость / закрытость структуры связана не столько с характером союза, сколько с семантико-структурной взаимосвязанностью частей.


Сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительными отношениями между частями. Соединительные отношения – это отношения логической однородности (перечисления). Во временном плане это отношения одновременности или следования. Средства связи частей: и, да (в значении и ), ни…ни, тоже, также .

Наиболее распространенным и универсальным средством связи является союз и . Предложения с этим союзом имеют следующие основные значения:

а) одновременности: Осенью золотятся листья и синеет небо.

б) следствия: Ему стало досадно, и он начал барабанить в дверь.

в) результата или быстрой смены событий: Весной открываются окна – и в комнату врывается шум.

Предложения с союзом ни…ни имеют значение взаимоисключения, с союзами тоже, также – совмещают соединительное значение с оттенком присоединения.

Сложносочиненные предложения открытой структуры с разделительными отношениями между частями. Разделительные отношения включают значение последовательной смены, чередования событий и явлений, перечисление взаимоисключающих событий и явлений. Средства связи: или (иль), либо, то…то, не то… не то, то ли…то ли, ли…ли, ли…или.

Союз или стилистически нейтрален и вносит в предложение значение взаимоисключения: Или вы сейчас одеваетесь, или я иду один. Союз либо (разг.) может быть повторным или одиночным: Либо аркан на шее, либо пуля в затылке. Союзы ли…ли, ли…или вносят значение перечисления взаимоисключающих событий. Союзы то…то, не то…не то, то ли…то ли вносят значение взаимоисключения без дополнительных оттенков или с оттенком предположения: То ли небо дальнее синéе, то ли дымка застилает глаз).

Сложносочиненные предложения закрытой структуры с сопоставительными отношениями между частями. Сопоставительные отношения включают значение собственно сопоставительные, противительные, а также значение несоответствия. Средства связи: а, но, однако, да (в знач. но), зато, же, а то, а не то, но и, а следовательно, но зато.

Союз а выражает значение от собственно сопоставительного до значения несоответствия: Его ругают, а он радуется . Союз но выражает противопоставление, союз да (в значении но ) – дополнительный оттенок присоединительности, союз же сопоставления и противительности. По функции же аналогичен а, но располагается же во второй части ССП после вынесенного на первое место того члена предложения, на который падает логическое ударение: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину . При союзах а, но, да могут употребляться многочисленные лексические конкретизаторы, которые усиливают значение со-, противопоставления или несоответствия, придают предложению оттенок уступительности, возместительности и т.д. В функции средств связи для оформления разнообразных оттенков могут употребляться наречия, частицы, вводные слова и разнообразные сочетания.

Особую группу составляют ССП с альтернативными союзами ато, а не то, не то. Они передают значение особого противопоставления – с оттенком условности. Вторая часть в таких предложениях указывает на возможные последствия невыполнения того, о чем говорится в первой части: Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться . Альтернативные союзы свойственны разговорной речи. Они передают значения, близкие значениям слов иначе, в противном случае , которые часто и сопровождают данные союзы или самостоятельно используются в качестве связующих элементов сложного предложения.

Сложносочиненные предложения закрытой структуры с пояснительными отношениями между частями. В предложениях с пояснительными отношениями вторая часть прикрепляется к первой пояснительными присоединительными союзами а именно, то есть. Вторая часть уточняет, раскрывает содержание первой, поэтому здесь наблюдается своеобразный смысловой параллелизм. Первая часть заканчивается перед союзом значительнымпонижением голоса и паузой. Союз а именно вносит значение уточнения, употребляется в книжной речи. Союз то есть также вносит значение уточнения, вторая часть таких ССП имеет характер поправки, оговорки: Никто не улыбнулся Наташиным словам, то есть шутка не была понята .

Сложные предложения с названными союзами употребляются в речи редко. Для выражения пояснительных отношений чаще используются бессоюзные конструкции.

Сложносочиненные предложения закрытой структуры с градационными отношениями между частями. В ССП могут передаваться особые отношения градации, т.е. усиления, нарастания или, наоборот, ослабления значимости второго компонента предложения по сравнению с первым. Такие значения выражаются союзами не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы…но, хотя и …но. Все союзы двойные, причем первая часть союза размещается в начале первой части ССП, а вторая часть союза – в начале второй части: Он не то что жесток, но он слишком деятельного характера (Л.Т.). Расчлененность союза, расположение его компонентов в разных частях предложения тесно связывает эти части в единое целое.

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

И , и .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.